История создания
Первые шаги по созданию самолета МС-21 (Магистральный самолет XXI века) были предприняты в 2007 году. Проект разрабатывался российской авиационной компанией «Иркут» совместно с другими российскими предприятиями.
Основная цель — разработать современный, технологичный и экономически эффективный авиалайнер для перевозки пассажиров на средние и дальние дистанции. Он должен стать первым российским пассажирским самолетом, который способен конкурировать на мировом рынке с такими лайнерами, как Airbus A320 и Boeing 737.
Кабина МС-21 и кое-что еще
У МС-21 самый широкий в его классе фюзеляж, что позволяет делать разную компоновку по уровню комфорта и по вместимости.
Конструкторы повысили комфортабельность пассажирского салона за счет увеличения как свободного пространства между креслами, так и ширины самих кресел. На одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа. Для сравнения, у Airbus А330 — 25 дюймов, Boeing 787 — 24 дюйма. Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Всего вмещается до 211 кресел. Дополнительное пространство между рядами достигается за счет ширины самого авиалайнера.
Благодаря увеличенному диаметру фюзеляжа (4,06 м) стали больше багажные полки в пассажирском салоне и багажные отсеки, расположенные под его полом. По задумке, в салоне одновременно загружать свои вещи в верхние ящики смогут сразу два человека, стоя спина к спине и не мешая при этом друг другу. Из-за этого время посадки и высадки пассажиров сократится примерно на 30%, по сравнению с аналогами. Еще один плюс — увеличенный размер иллюминаторов.
Пассажирский салон также получит новую систему кондиционирования, поэтому пассажиры во время полета будут чувствовать себя лучше. Планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.
Про двигатель ПД-14
Первые экземпляры отечественного авиалайнера будут использовать американские двигатели Pratt & Whitney, но в дальнейшем планируется заменить их отечественными двигателями ПД-14. ПД-14 — это базовый гражданский двигатель нового поколения, который разрабатывается российской компанией «Авиадвигатель» совместно с другими предприятиями.
Этот двигатель представляет собой унифицированный компактный газогенератор, который может стать основой для создания целого семейства двигателей с тягой от 9 до 18 тонн. Они будут предназначены для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок.
ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.
Предварительные характеристики разных модификаций МС-21
Программа создания семейства пассажирских самолетов нового поколения включает авиалайнеры МС-21−300 (160—211 мест) и МС-21−200 (130—176 мест). В планах — МС-21−400, где будет 256 мест.
| МС-21-200 | МС-21-310 | МС-21-400 | |
Длина (м) | 33,8 | 42,3 | 46,7 | |
Размах крыла (м) | 35,9 | 35,9 | 36,8 | |
Высота (м) | 11,5 | 11,5 | 12,7 | |
Ширина салона (м) | 3,81 | 3,81 | 3,81 | |
Ширина фюзеляжа (м) | 4,06 | 4,06 | 4,06 | |
Максимальная взлётная масса (кг) | 72 560 | 85 000 | 87 230 | |
Максимальная посадочная масса (кг) | 63 100 | 73 500 | ? | |
Максимальная заправка топливом (кг) | 20 400 | 20 400 | ? | |
Максимальная дальность полета в двухклассной компоновке, км | 6400 | 5100 | 6000 | |
Число пассажирских мест, типовая 2-классная компоновка кресел | 132 | 163 | 196 | |
Предельно плотная компоновка кресел | 165 | 211 | 230 |
Как проходят испытания
Первый МС-21 поднялся в воздух в мае 2017 года. Затем начались летные испытания. Статические испытания завершились в 2022 году и подтвердили прочностные характеристики лайнера. Начало летных испытаний полностью импортозамещенной версии самолета запланировано на ноябрь 2023 года.
Когда самолет планируется ввести в использование
Серийное производство МС-21 с российскими двигателями ПД-14 должно начаться в 2024 году, первые шесть самолетов будут поставлены в этом же году. К 2029 году будут выпускаться до 72 авиалайнеров ежегодно. Воздушное судно будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 млрд рублей за штуку.
Самолеты похожие на МС-21
Российский авиалайнер претендует на ту же коммерческую нишу, что и американские Boeing 737 MAX и европейские Airbus A320neo. Китайский аналог — Comac C919. Это самый крупный пассажирский лайнер, созданный в Китае.
Как повлияли санкции на создание самолета МС-21
Проект сталкивался с задержками из-за санкций США против компании «Аэрокомпозит», что привело к проблемам с поставками материалов для композитного крыла. Также воздушное судно изначально было укомплектовано американским двигателем, что тоже вызвало определенные сложности.
В результате пришлось налаживать выпуск отечественных композитов и двигателей. Это затянуло процесс и отложило сертификацию авиалайнера до декабря 2021 года.
Однако разработчики смогли пересмотреть свои подходы и привлечь отечественных поставщиков. С российским композитным крылом МС-21 впервые взлетел в декабре 2021 года. Это еще один шаг развитию отечественной авиационной промышленности.