Битва концепций
В Советском Союзе развитие ударных вертолетов пошло по не совсем стандартному пути. Ставший легендой Ми-24 — это порождение желания совместить в одной машине и серьезные ударные возможности и способность нести десант.
В итоге вышла ни рыба ни мясо. Любой, кто видел отсек вертолета в авиамузее, понимает, насколько нереально разместить там отделение бойцов в полном снаряжении и с оружием — места очень мало.
Поэтому, когда речь пошла о замене «старичка» Ми-24, в конструкторском бюро Камова предложили создать принципиально другой вариант — вертолет без всяких дополнительных отсеков. Кроме этого, в новую машину решили посадить всего одного летчика, в отличие от Ми-24, где экипаж состоял из двух сидящих друг за другом человек.
Создатели Ми-24 предложили свой вариант ударного вертолета. Это своеобразная эволюция в модель Ми-28. В нем сохранился рудимент от предшественника в виде отсека для перевозки людей. Правда, он сильно уменьшился и теперь проходил по документам не как отсек для десанта. С его помощью предполагалось эвакуировать экипажи подбитых вертолетов.
Но больше интересен не он, а тот самый конкурент от бюро Камова — вертолет Ка-50, также известный как «Черная акула».
Эволюция «Черной акулы»
При создании Ка-50, сборка которого стартовала еще в конце 70-х годов, ставка делалась на разработку прицельной аппаратуры. Она должна была «разгрузить» экипаж, позволяя обойтись лишь одним человеком в кабине. Задача эта оказалась амбициозной — в срок ее реализовать не удалось. Тогда нашли организационное решение в виде двухместного «вертолета целеуказания» для группы обычных «Черных акул». Так появился Ка-52, он же «Аллигатор».
Совершивший свой первый полет лишь в 1997 году, «Аллигатор» прошел через множество доводок и модернизаций. На этом пути как-то тихонько потерялась и сама «Черная акула». В итоге ставку сделали на сам Ка-52, как на более надежный вариант — ведь в случае выведения из строя вертолета целеуказания проседала бы эффективность целой группы ударных машин.
В отличие от Ми-24 и Ми-28, где члены экипажа располагались друг за другом, в Ка-52 летчики располагались сбоку друг от друга. Это сильно упрощало взаимодействие между ними и улучшало уровень слаженности экипажа. Новая кабина была основным изменением в планере по сравнению с «Черной акулой».
Доказавший делом
«Аллигатор» был на голову выше Ми-24, которому пришел на замену. Это был многофункциональный инструмент, который мог и разведать, и нанести чувствительный удар. Поддержать группу спецназа, передав ей текущую тактическую обстановку, или размотать танковую колонну — Ка-52 оказался хорош и в том, и в другом. Причем все задачи он мог выполнять практически в любую погоду и в время суток.
Первые серийные Ка-52 поступили в распоряжение военных в мае 2011 года. Боевое крещение вертолета не заставило ждать себя десятилетиями: «Аллигатор» применили в Сирии в апреле 2016 года. С тех пор новой машине много раз предоставлялась возможность на деле продемонстрировать свою эффективность в бою.
Этому только помогает ставшая визитной карточкой вертолетов Камова соосная схема винтов, которая делает ненужным рулевой винт. Так вертолет хорошо переносит серьезные повреждения хвостовой балки — он продолжает лететь и может дотянуть до аэродрома даже в том случае, когда любая другая машина уже бы давно превратилась в груду горящих обломков.