Бей — беги
Когда-то корабли атаковали друг друга тараном и осыпали друг друга ядрами из гладкоствольных орудий. Потом дистанция артиллерийского боя начала расти — «Бисмарк» потопил «Худ» с расстояния в 15 километров. Затем появление ракетного оружия в разы увеличило дистанцию морского боя. Речь пошла уже о сотнях километров.
Идеальный бой в такой ситуации выглядел так: первым обнаружить противника, подойти на дистанцию пуска, пустить ракеты и как можно быстрее отойти, чтобы не подвергнуться ответному удару. И в этой концепции потенциально хорошо смотрелись экранопланы. История их появления, а также технические характеристики описаны в книге «Экранопланы — транспортные суда будущего», Александра Маскалика (2013 г.).
В авиации есть такое понятие — «эффект экрана». Дело в том, что на любой самолет, который летит в считанных метрах от поверхности, набегает поток воздуха. Он создает подъемную силу, тянет судно вверх, не давая ему сесть. Этот эффект порождает не только проблемы, но и возможности. Их попытались реализовать, создав экраноплан — амфибийный летательный аппарат. Он должен был передвигаться на сверхмалой высоте и исключительно над водой — просто потому, что она предсказуема и достаточно ровна для таких полетов.
За все эти ограничения можно было обойтись меньшей площадью крыла. Это значило большую грузоподъемность. Фактически, получался эдакий гибрид самолета и корабля.
Чтобы отработать идею экраноплана с противокорабельными ракетами, в СССР создали «Лунь» — прототип такого судна длиной в более чем 70 метров, полной взлетной массой почти в 400 тонн и максимальной скоростью в 500 километров в час. «Лунь» могла нести шесть противокорабельных ракет «Москит». Оптимальная высота полета находилась в диапазоне до 10 метров. Так описывал их в книге «Гидросамолеты и экранопланы России. 1910−1999» Геннадий Петров (2000 г.).
Холостой выстрел
«Лунь» передали для опытной эксплуатации в 1990 году. Но какими-то особенными делами на советском и российском флоте она не отметилась. Впрочем, тема экранопланов с развалом Советского Союза подзатухла.
Почему так получилось? Внешне экранопланы производят впечатление — это, если не шедевр инженерного искусства, то, как минимум, очень необычный и интересный его образец. Но оружие все-таки создается для того, чтобы успешно воевать, а не ради красоты или сложности конструкции. И с этой точки зрения формула «ни рыба ни мясо» не обеспечивала универсальности применения, как это обычно бывает. Напротив, она ее губила.
Преимущество экраноплана в грузоподъемности нивелируется отставанием в дальности — здоровенная «Лунь», например, имела дальность в 2 тыс. км. В то время как немодифицированный Ил-76 мог пролететь более чем в три раза дальше. При этом он мог сделать это где угодно, хоть над заснеженными горами, а экраноплан мог передвигаться только над водой. Да и скорость у него была куда меньше, чем у ударных самолетов, которые несли противокорабельные ракеты.
Более привычным кораблям «Лунь» уступала в живучести, автономности и количестве пусковых установок и боезапаса. При этом экранопланы требовали под себя строительства специфичной инфраструктуры, а для кораблей уже имелось все, что надо. В итоге все эти минусы не смогли перевесить немногочисленные плюсы. Результатом стал отказ флота от экранопланов.