Ахиллесова макушка
Если бы все детали корпуса танка были одинаковой толщины, он бы никуда не поехал — попросту не выдержали бы ни шасси, ни двигатель. А если бы и поехал, то это был бы танк с одинаково тонкой броней.
Броня танка неоднородна — где-то она толще и прочнее, а где-то — тоньше и уязвимее. Статистически большая часть попаданий в танк обычно приходится ему в лоб. Именно поэтому это самое толстое место, следующими идут борта, которые быстрее всего могут оказаться в прицеле противника, а за ними — корма. Ведь чтобы добраться до нее, надо обойти танк с тыла, что в условиях боя обычно крайне непросто.
Но лидер по тонкости брони — крыша корпуса и башни. Чаще всего она защищала только от пуль и осколков. В условиях Второй мировой войны словить под более-менее прямым углом снаряд из противотанкового орудия в крышу было очень маловероятно, а гаубичная артиллерия могла попасть в танк непрямой наводкой разве что случайно. Поэтому, когда немцы начинали выпускать танк «Тигр», лобовая броня в нем достигала 100 мм, а в крыше было лишь 28 мм.
Открывашка
В 1943 году в РККА массово пошли ПТАБы — противотанковые авиабомбы. Они были совсем небольшие — от 1,5 до 2 кг. Благодаря оперению бомбы всегда падали носом вниз, это позволило сделать их кумулятивными. Используя этот эффект, удалось добиться надежного пробития 60 миллиметров брони. Это позволяла сделать кумулятивная струя, скорость которой достигала 11 километров в секунду. Ее более чем хватало для тонких танковых крыш.
Это сочетание малых размеров и бронебойности позволило сделать ПТАБы по-настоящему смертоносными. Их сбрасывали целыми контейнерами по 48 штук. Один штурмовик Ил-2, к примеру, брал с собой четыре таких контейнера. Рассыпав их за один раз, летчик получал плотно засеянный ПТАБами прямоугольник 200 на 15 метров.
Попасть в танк так было куда проще, нежели выцеливать его одиночными бомбами большого калибра. Или практикуясь в извращениях вроде стрельбы из автопушки в полете по моторному отделению танка.
Поэтому, в силу своих размеров и, как следствие, простоты в производстве, ПТАБы стали самой массовой советской бомбой эпохи Великой Отечественной. И это несмотря на то, что их начали производить только в 1943 году. Всего же до мая 1945 года ПТАБов успели поставить в войска более 14 млн штук.
Жатва
Рассыпая ПТАБы целыми контейнерами, советские летчики зачастую поражали не один и даже не два, а сразу три вражеских танка. Отныне германская бронетехника больше не была надежным укрытием от советской авиации. Это сильно нервировало вражеских танкистов.
Жертвой противотанковых авиабомб становилась не только техника, но и пехота. И тут уже ценным фактором становилась не кумулятивная струя и бронепробитие, а количество бомб и контейнерный метод сброса. Да, каждая из них давала не так уж и много осколков. Зато, пролетев вдоль вражеских окопов, один Ил-2 мог забросать этими бомбами две сотни метров траншеи. И это закрывало большую площадь, чем в случае применения одиночных бомб покрупнее. А еще кумулятивные бомбы очень неплохо работали против германских ДЗОТов и землянок. Подробнее о противостоянии орудий написал в своей книге «Советское авиационное вооружение. Самолет против танка» Олег Растренин (2017 г.).