Последний день работы лицензионного ПО от Microsoft в России — 30 сентября 2023 года. Далее у пользователей не будет возможности получать обновления, а значит компьютеры станут менее безопасными.
Еще в марте 2023 года компания Microsoft не была намерена полностью уходить с российского рынка. Напротив, представители IT-гиганта предлагали частным российским компаниям, не попавшим под санкции, перезаключить договоры и продлить лицензию на софт.
Так, по мнению экспертов, Microsoft боролась с пиратством своих программ, которое неизбежно бы распространилось на российском рынке. Кроме того, компании было важно сохранить присутствие в России — тогда предложение получили около 1 тыс. юридических лиц. Однако это касалось лишь постоянных пользователей софта от Microsoft — приобрести дополнительные продукты или стать новым клиентом не получилось бы. Корпорация объявила об уходе из страны в марте 2022 года.
Эксперты отмечают, что из-за отсутствия лицензионных версий программ из пакета от Microsoft (таких как Word, PowerPoint
Однако технический директор ИМБА ИТ Марат Залотдинов отмечает, что большинство компаний уже имеют в бессрочном пользовании необходимые продукты корпорации. Риск состоит в невозможности обновления продуктов до новых версий и получения вендорской поддержки.
«В корпоративном сегменте было два вида лицензии: подписные и постоянные. Контракт на подписки обычно действовал в течении трех лет, по итогу которого можно выкупать их, что большинство компаний за последние пару лет и сделало. Что касается облачных продуктов, то многие перешли на российские аналоги от Яндекса и VK или на локальные продукты», — поясняет эксперт.
Пользователям же придется переучиваться и приспосабливаться к новым продуктам. Понятно, что будет тяжело
По оценкам Forbes, продуктами Microsoft на данный момент продолжают пользоваться 70−90% корпоративных клиентов в России. Важно отметить, что зачастую на продуктах корпорации держится буквально все рабочее пространство компаний. А значит, все инфраструктурные и сетевые решения придется переносить или ваять с нуля.
Залотдинов считает, что уже бывшие клиенты Microsoft будут постепенно переходить на аналоги — как раз есть время на «ожидание» более полного развития отечественных продуктов и интеграции или перестройку инфраструктуры в целом. При этом для малого и среднего бизнеса проблем особых нет — для них переход на аналоги планомерен.
«Пользователям же придется переучиваться и приспосабливаться к новым продуктам. Понятно, что будет тяжело. Второй вариант: использовать пиратские версии, что влечет за собой большие угрозы информационной безопасности», — заключает специалист.