Современное производство на консервативном рынке
Создание ножей — это, на первый взгляд, не слишком оригинальное предприятие. Казалось бы, технологии, материалы, модели — все уже давно придумано. На рынке ножей есть свои игроки, а у аудитории давно сформировались ожидания и предпочтения.
Однако даже в таких условиях можно создать современное производство с оборотом в 272,4 миллиона рублей в 2022 году. Основателю бренда Kizlyar Supreme Константину Куликову на это потребовалось чуть больше 10 лет. Упор решили сделать на применение импортных сталей, оптимизацию производственных процессов и создание концепции для каждой модели ножа.
Как сегодня производят ножи в России
Процесс начинается с подбора подходящих материалов — прежде всего стали. У нее может быть с десяток самых разных характеристик в зависимости от предназначения ножа. В первую очередь мастера обращают внимание на износостойкость, вязкость, твердость и коррозионную устойчивость металла.
В производстве кизлярских ножей используют главным образом три вида стали:
- Японская марка AUS-8 отличается особой пластичностью, простотой заточки и отличной устойчивостью к коррозии. Сталь идеально подходит для кухонных и походных ножей вроде серии Alexander и Maximus, поэтому твердость металла варьируется в диапазоне 58−59 HRC.
- Ножи из стали D2 не приходится часто затачивать, материал сохраняет высокую пластичность, но при этом отличается повышенной прочностью — 60−62 HRC. Самое то для выживальщиков (бушкрафтеров) и долгого реза в не самых благоприятных условиях. Яркий пример: модели Legion и Baikal.
- Немецкая сталь PGK выдерживает очень высокие нагрузки, поэтому часто используется для тактических моделей. Ключевое отличие — повышенная твердость 62−63 HRC. Сталь используется, например, в моделях Dominus и Delta.
При всем этом в Kizlyar Supreme делают упор на кастомизацию. Например, популярная модель Ural производится сразу из двух сталей на выбор: с универсальным клинком AUS-8, а также из стали повышенной прочности PGK.
Иногда потребителям нужно нечто особенное. Поэтому отдельные модели подвергают специальной обработке. Например, лезвие тактического ножа Alpha может быть с антибликующим, матовым покрытием TacWash, которое достигается многоступенчатой виброполировкой.
Общий цикл производства ножей выглядит так:
- вытачивание лазером заготовок из цельного куска стали (на производстве Kizlyar Supreme традиционная ковка деталей считается устаревшей технологией)
- обработка контура клинка и снятие заусенцев после резки
- шлифование поверхности и подгонка заготовок под единый размер
- изготовление спусков лезвия — кусок стали формы «| |» превращается в клинок формы «V»
- нарезка дол, кровостоков, высокоточная нарезка отверстий и прочих элементов на клинке
- закалка клинков в конвейерной печи с азотом, который не позволяет верхнему слою металла пригорать
- некоторые стали подвергаются криообработке — охлаждению до сверхнизких температур для улучшения свойств стали
- виброполировка в несколько этапов различными абразивами
- изготовление рукояти
- обязательно ручная заточка
- гравировка лого бренда и особых рисунков (например, для Aztec)
- контроль качества — проверка сведения лезвия, толщины кончика, обуха и так далее
- ручная сборка и подгонка деталей конструкции
При этом все ножи Kizlyar Supreme изготавливаются целиком и полностью на заводе в Дагестане. Из Китая заказывают лишь необходимую фурнитуру для сборки: стяжки, заклепки, ремешки и прочую мелочевку. Такой подход позволяет не отвлекаться от главного и существенно сдерживает конечную стоимость.
У каждой модели есть свои ножны. Технологи и через них стараются передать характер и породу клинка. Материалы бывают самые разные: пластик, баллистический нейлон (тот же Alpha), кожа и так далее. Во главе угла безопасность и удобство крепления, часто самое разнообразное: как к поясу, так и сумке или кобуре. Иногда конструкция ножен подразумевает дополнительные петли для огнива и походного мусата (инструмент для заточки).
Такой локализованный цикл производства позволяет ножам Kizlyar Supreme получать пожизненную гарантию, что также важно для конечных пользователей и силовых структур.
Ножи с историей
Налаженное производство и процессы — лишь полдела. Сегодня потребитель, покупая нож себе или в подарок, хочет получить не просто инструмент для решения каких-то задач, а настоящий артефакт — с историей и концепцией. Взять, например, модель Kizlyar Supreme Ute — небольшой универсальный, складной нож для всего. Его история раскрывается через название.
В Австралии «ютами» (сокращение от английского — utility) называют заднеприводные пикапы, построенные на базе обычных легковых автомобилей. На такой машине австралийцы отправлялись на службу в церковь по воскресеньям и на рынок в понедельник — продавать скот.
Самый известный в мире «ют» — легендарный Chevrolet El Camino 1972 года. Принципы этих компактных, удобных, а главное — универсальных автомобилей и вдохновили дизайнеров Kizlyar Supreme ножа Ute.
Вот еще один пример необычной концепции. Модель Baikal разработана концерном Калашников, но произведена на мощностях Kizlyar Supreme. На клинке и рукояти можно легко обнаружить элементы, присущие одноименному автомату.
А клинок Sensei с лезвием 22 сантиметра — это и настоящее мачете для выживания, и одновременно короткий японский меч — вакидзаси. Так лихо на территории Дагестана переплетаются японские традиции и суровая отечественная практичность.
Заключение
Современное производство ножей — это сложный процесс, который, с одной стороны, автоматизирован при помощи станков с ЧПУ, а с другой — по-прежнему состоит из ручного труда. Какие бы материалы не применялись бы на производстве, какие бы современные лазеры не использовались, ни одна машина не способны заменить опытный глаз и руки мастеров. На примере производства Kizlyar Supreme мы убедились, как древние кавказские традиции создания холодного оружия находят свое место и применение в современных, нейросетевых реалиях.