Снижение себестоимости аккумуляторов ведет к тому, что электромобили сравняются в цене с моделями, работающими на ископаемом топливе. В Европе это может произойти уже в 2024 году, а на рынке США — в 2026 году. Ну, а к 2030 году на долю электромобилей будет приходиться от 62% до 86% мировых продаж автомобилей. Об этом сообщает агентство Reuters, опираясь на прогноз Rocky Mountains Institute (RMI).
В чем секрет удешевления?
Отчет специалистов RMI сообщает, что стоимость аккумуляторов для электромобилей должна в этом десятилетии сократиться вдвое. Если сейчас они обходятся в $151 за киловатт-час (кВтч), то к 2030 году будут стоить $60−90 за кВтч.
Между тем именно аккумуляторы делают сегодня электромобили столь дорогими: на их долю приходится около 40% стоимости машины.
Вывод о том, что батареи в ближайшее время начнут дешеветь, RMI делает на основе общего анализа ситуации. Согласно собранной аналитиками информации, автопроизводители активно инвестируют средства в разработку новых реагентов и материалов, а также в программное обеспечение. Как следствие, себестоимость аккумуляторов неуклонно снижается уже сейчас.
Рынок — на стороне технологий
Это подтверждают и другие источники. В отчете исследовательской фирмы TrendForce говорится, что в августе 2023 года цены аккумуляторов, используемые в электромобилях, упали на 10% и такая тенденция сохраняется. Правда, по мнению исследователей, это связано со снижением спроса. «Из-за перенасыщения мощностей по производству аккумуляторных батарей в Китае ценовая война кажется неизбежной, при этом до конца года ожидается дальнейшее постепенное снижение цен», — заявили в TrendForce.
Однако, как мы с вами понимаем, прогресс двигают вперед экономические факторы, и ценовые войны стимулируют производителей инвестировать в технологии.
Производители подтверждают: есть план понизить цены
Достаточно и конкретных примеров инженерных прорывов. Например, в июле 2023 года Toyota объявила о начале работы с новой технологией производства твердотельных аккумуляторов, которая снизит их стоимость на 50%. Об этом рассказал Кейдзи Кайта, президент научно-исследовательского центра Toyota по углеродной нейтральности.
В мае 2023 года автомобильный концерн Stellantis вложил значительную сумму в Lyten, предприятие по производству передовых материалов, ориентированное на разработку технологии создания литий-серных аккумуляторов для электромобилей. Затем команда из 25 исследователей компании объединила усилия с Французским национальным центром научных исследований (CNRS) и Saft, крупным производителем аккумуляторов. Ближайшая цель этого технологического альянса — создание более эффективных и одновременно более доступных недорогих батарей. А к концу десятилетия он надеется разработать батареи, которые будут вдвое компактнее и легче нынешних.
Mercedes-Benz финансирует работу IBM Research, которая работает над новым химическим составом для аккумуляторов. Он не содержит тяжелых металлов, а материалы для него собираются извлекать из морской воды. IBM утверждает, что такие батареи будут дешевле в производстве, смогут заряжаться быстрее и обладать более высокой энергоемкостью.
При поддержке Daimler и BMW исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде работают над созданием аккумуляторов, в которых вместо графита будет использован кремний. По оценкам ученых, это повысит эффективность батарей на 40% и на 300% — в дальней перспективе, а также увеличит срок службы батарей.
Независимые лаборатории: зарядка за пять минут
Есть и масса независимых разработчиков и исследователей работающих над созданием более эффективных батарей.
Например, стартап StoreDot, созданный на базе факультета нанотехнологий Тель-Авивского университета, работает с биологическими полупроводниками из пептидных соединений. В ближайших планах — аккумуляторы для электромобилей, которые заряжаются за пять минут и имеют предполагаемый запас хода в 480 км.
А исследователи из Университета Восточной Финляндии разработали метод производства гибридного анода, в котором используются микрочастицы мезопористого кремния и углеродные нанотрубки. Они надеются заменить графит в качестве анода кремнием, емкость которого в десять раз выше.
Таких примеров более чем достаточно. И это подтверждает прогноз Rocky Mountains Institute. Очень похоже на то, что электромобили скоро сильно потеснят технику с ДВС. Правда, остается открытым вопрос насчет углеродного следа — при производстве электромобиля он столь велик, что с точки зрения борьбы с парниковым эффектом такие машины начинают оправдывать себя только после 80 тыс. км пробега. Но в любом случае при росте числа «электричек» воздух в мегаполисах точно становится чище.