Программисты создают сам продукт, но есть те, кто этот продукт развивают и продвигают. В статье рассказываем про IT-профессии, которые связаны с цифровым продуктом по ту сторону кода.
Работа с текстом
UX-редактор (англ. UX Writer)
UX-редактор отвечает за тексты в интерфейсах, например надписи на кнопках, пушах, онбординге. В разных компаниях требования могут отличаться: где-то редактор еще пишет тексты для лендингов, где-то — рассылки, то есть отвечает за продуктовые и маркетинговые задачи.
Важно, что такой сотрудник знает основы UX и умеет анализировать поведение пользователей. Основы UX — это проведение опросов и исследований, разработка гипотез и их тестирование. Кроме стандартного набора инструментов копирайтера, редактор должен владеть программой Figma, чтобы работать в одном пространстве с дизайнерами и продактами.
Технический писатель (англ. Technical Writer)
В отличие от UX-редактора, техписатель отвечает за внутреннюю и внешнюю документацию. Такой человек напишет FAQ по использованию сервиса или техническое задание для разработчиков.
Если UX-редактор должен быть мастером краткого слова, то техписатель — мастер понятного текста. Во время работы придется разбираться в сложной терминологии и работать в связке с разными экспертами, потому что итоговый текст должен быть понятен как профессионалам, так и людям, которые в теме не разбираются.
Специалист по локализации (англ. Localization Specialist)
Локализация похожа на перевод, но не совсем. Специалист не просто переведет текст, но и учтет специфику рынка, культуры и даже юмора. Он знает, что если на одном языке что-то звучит нормально, на другом может быть вообще оскорблением.
Локализаторы часто работают в области компьютерных игр, или геймдева. Чтобы игра появилась на новом рынке, нужно разбираться не только в культурном коде страны, но и знать правовую базу, особенно если сюжет связан с историей или религией.
Верстка и дизайн
Ноу-код программист (англ. No Code Developer)
Ноу-код — сфера на грани между программированием и версткой. С одной стороны, для старта не надо знать никаких языков вроде JavaScript или Python. В интернете много бесплатных курсов и уроков, которые помогут быстро освоить базу конструкторов. Самые популярные: Tilda для проектов в России, а для зарубежных — Readymag, Webflow и Bubble.
Но чтобы расти в карьерном плане, в какой-то момент придется изучить программирование, чтобы с помощью кода добавлять функции, которых нет в конструкторах. Поэтому ноу-код — классный вариант для тех, кто хочет быстро войти в IT и в будущем развиваться в сторону разработки.
Продуктовый дизайнер (англ. Product Designer)
Хоть работа дизайнера и связана с визуальным оформлением, перед тем как что-то рисовать в Figma они проводят UX-исследования, общаются с пользователями и тестируют десятки прототипов. Профессию часто считают «творческой», но, кроме красоты, в ней много согласований, защиты решений и анализа результатов.
На продуктовых дизайнерах лежит большая ответственность — именно их работу видят пользователи. Поэтому такие специалисты должны владеть дизайн-инструментами, правилами визуального оформления, методами исследований и переговоров. Дизайнерам полезно знать, как работают CSS и HTML, чтобы понимать, какие ресурсы команды нужны для реализации их решений.
Менеджмент
Продакт-менеджер (англ. Product Manager)
Продакты несут ответственность за будущее продукта и его развитие. Они разбираются в рынке, умеют находить боли пользователей и защищают свои решения перед компанией и командой. Их работа объединяет в себе функции маркетолога, аналитика и исследователя.
Ключевые навыки продакт-менеджера — анализ и коммуникация. Самые распространенные инструменты для анализа данных — Google Analytics или «Яндекс. Метрика» для российского рынка. Знание SQL для управления базами данных — плюс, но необязательно.
Продакт отвечает за стратегию и достижение KPI, поэтому в том числе несет ответственность, когда что-то идет не так. На данной позиции особенно важен развитый навык делать анализ и выводы, аргументированно доносить свою позицию до команды и руководителей. В конце концов, мотивировать сотрудников идти дальше, несмотря на сложные задачи и трудности.
Проджект-менеджер (англ. Project Manager)
Если продакты отвечают на вопрос «что» и «зачем», то проджекты — на вопрос «как» и «когда». Их цель — сдать все в срок и уложится в бюджет. Они собирают команды, следят за бэклогом задач и тесно общаются с разработчиками. В зависимости от типа продукта в вакансиях проджект-менеджера могут требовать хотя бы минимальное знание кода и понимание процесса разработки, иначе будет сложно разобраться, сколько времени уйдет на задачу и проект в целом.
Продакт-оунер (англ. Product Owner)
В отличие от продакт-менеджера, оунеры не занимаются маркетинговой стратегией, не считают прибыль и больше погружены в реализацию продукта. Если продакт определяет общее направление развития, то оунер претворяет его в жизнь.
Продакт-оунеру не надо уметь кодить, но нужно понимать, что разработать фичу по щелчку пальца не получится. Такой специалист анализирует поведение пользователей, поэтому список задач напоминает работу UX-исследователей, но, в отличие от них, продакт-оунер берет ответственность за судьбу продукта.
Требования к оунерам в разных компаниях отличаются, поэтому четкого деления ответственности между продактами, оунерами и проджектами пока нет. Чаще всего роль продакт-оунера появляется в компаниях и корпорациях с большим количеством команд и продуктов.
Scrum-мастер (англ. Scrum Master)
Роль scrum-мастера похожа на роль коуча: он помогает команде придерживаться принципов Agile. Agile — подход, где на первый план выходит скорость запуска проекта и работа в команде, а не документация и жесткое следование плану. Примеры задач scrum-мастер: помочь сотрудникам распределить задачи, найти общий язык между собой или оформить результаты проделанной работы.
Поддержка
Сотрудник службы поддержки (англ. Support Specialist)
Саппортер — первая точка соприкосновения клиента и продукта, когда что-то идет не так. Именно сотрудник поддержки влияет на то, останется ли клиент, несмотря на проблемы, или уйдет к конкуренту. Поэтому им важно быть эмпатичными и терпеливыми, глубоко разбираться в продукте, чтобы быстро помочь или перенаправить. Иногда приходится быть психологом и помогать клиенту справиться со стрессом и первыми негативными эмоциями.
Большой плюс — владение иностранными языками, кроме английского. Служба поддержки международных проектов — мультиязычная среда, поэтому знание даже редких языков вроде шведского или норвежского влияют на клиентоориентированность компании и лояльность пользователей.
Если в компании есть премиум-сервис, то саппортер — практически личный менеджер вип-клиентов. Он выступает звеном между пользователем и командой разработки и может решить даже сложные проблемы самостоятельно.
Юрист в IT
Юрист IT — это специалист, который занимается правовыми вопросами в сфере информационных технологий. Он отвечает за соблюдение законодательства при разработке и использовании программного обеспечения, защиту авторских прав, защиту персональных данных
Работа юриста в IT-сфере требует глубоких знаний в области права и информационных технологий. Он должен быть в курсе всех изменений в законодательстве и уметь применять их на практике. Юрист должен также уметь анализировать риски и предлагать оптимальные решения для компании. Важной задачей юриста является защита интересов компании в судебных процессах. Сегодня очень часто IT-юристам приходиться решать нестандартные вопросы заказчика: например, оценить контент с точки зрения реакции госорганов и общественности. Много запросов по IT-аккредитации, оформлению заявок на подачу в реестр отечественного ПО.