Изогнутые столовые предметы — это один из самых загадочных артефактов в истории Советского Союза. Ложки, которые отличались своей необычной изогнутой формой, производились в СССР массово. А предназначались они для отдельной категории людей. Какой — догадаться совсем не трудно.
При взгляде на изогнутую под углом 90° ложку становится ясно — использовать ее для приема пищи левой рукой практически невозможно. Отсюда и ее применение — изготавливали такие ложки исключительно для переучивания детей-левшей в правшей или в амбидекстров, то есть людей, одинаково хорошо владеющими правой и левой рукой.
Не приговор, но серьезный недуг
Долгое время отношение к левшам в СССР оставалось предвзятым, а единственно верной моделью поведения была «правая». Этому было несколько объяснений.
Во-первых, практически все вещи в мире в ХХ веке разрабатывались для правшей: от дверных ручек до стрелкового оружия. Во-вторых, в СССР не особо любили «белых ворон» и стремились к народному единению во всем, даже в таких мелочах. Такова была политика партии.
Человек-левша с детства считался если не дефектным, то, как минимум, неполноценным. А единственным спасением от его «патологии» считалась коррекция леворукости. Особенное внимание уделялось этому в школах. Там корректировка имела еще и утилитарное назначение.
Как известно, до середины 1970-х годов советские ученики писали чернильными ручками. Левши, исходя из особенностей положения руки при письме, часто страдали от своего «недуга», постоянно размазывая чернила по бумаге.
Кроме того левшей приходилось отсаживать за отдельную парту, так как часто они просто мешали своим соседям во время письма. В результате, тысячи советских школьников прошли через разного рода унижения: от привязывания левой руки к спине до ударов линейкой. Изогнутые ложки — из той же оперы.
Лишь в 1985 году, в самом начале Перестройки, Минздрав СССР признал идею по исправлению леворукости провальной. Более того, выяснилось, что перевод детей-левшей на праворукость в дальнейшем ведет к негативным последствиям — у переученных левшей нередко повышалась агрессивность, появлялись признаки нервозности и даже заикание.