НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Что почитать будущему айтишнику: 10 книг на любой вкус и возраст

19 ноября 2023
Погружаться в ИТ с нуля непросто, потому что неясно, откуда стартовать. Основатель онлайн-школы IT-профессий Rebotica Александр Киселев делится подборкой 10 книг для тех, кто хочет в ИТ, но пока не понимает, в каком направлении двигаться.

В подборку попали книги как для детей, которые увлекаются компьютерами и, возможно, хотели бы узнать техническую сторону вопроса, написать свой первый код, создать простую игру, так и для взрослых, заинтересованных в новой профессии. Некоторые книги пойдут на пользу даже специалистам, прошедшим стадию новичка, чтобы обновить знания или добавить в копилку какие-то нюансы.

«Думай как программист. Креативный подход к созданию кода. C++ версия», Антон Спрол

Книга для начинающих программистов, которые хотят научиться создавать свой код и креативно решать разные задачи. Готовых инструкций и шаблонов здесь нет — автор учит понимать процесс написания кода, мыслить и решать задачи, а не действовать по скрипту. Каждая глава рассказывает об одной концепции программирования: классы, рекурсия и так далее. Книга написана легким, живым языком, поэтому ее можно дать даже ребенку 11−12 лет, если он заинтересован в ИТ.

Кроме теоретического материала в книге много упражнений для тренировки. Но эта книга скорее первая ступенька для входа в профессию, а не полноценный учебник по C++: после нее считать себя готовым программистом не получится.

«JavaScript для детей», Ник Морган

Самоучитель по программированию для детей от 10 лет, которым нравятся компьютеры и которые хотели бы попробовать свои силы в ИТ. Книга разбита на три части — базовые элементы JavaScript, более продвинутые техники и работа с Canvas для добавления графики.

Благодаря книге читатель получит азы программирования в целом и познакомится с JavaScript, научится кодить и даже сможет написать несколько простых игр. Детальные инструкции, яркие иллюстрации и забавные примеры делают путешествие в мир ИТ и JavaScript особенно увлекательным. А для тех, кто захочет глубже погрузиться в тему, в конце книги есть рекомендации по обучающей литературе и по тому, в каких направлениях можно двигаться.

«Программирование для детей», Кэрол Вордерман, Джон Вудкок, Шон Макаманус

Руководство по двум распространенным языкам — Scratch и Python — рассказывает об их возможностях и учит создавать с их помощью анимацию и игры. Поданная простым языком теория с иллюстрациями и советами программистов подкрепляется большим количеством практики. Причем проходить знакомство с кодом и выполнять начальные задания можно даже без доступа к компьютеру.

Примеры и скриншоты даны на английском языке, чтобы стимулировать будущих айтишников к его изучению.

Несмотря на то, что книга обозначена «для детей», она подойдет и взрослым, которые ничего не знают о программировании.

«Чистый код: создание, анализ и рефакторинг», Роберт Мартин

Одна из самых популярных книг для программистов. Она подходит как новичкам, так и продвинутым разработчикам в качестве настольного учебника с подсказками. Роберт Мартин пошагово знакомит читателя с принципами и приемами написания кода, предлагает практические сценарии разного уровня сложности для его чистки или преобразования проблемного в более точный. А в финальных главах читатель получает эвристические правила хорошего кода. Много внимания уделено мелочам и тому, почему код «портится». Максимум пользы от книги получат разработчики, которые пишут на Java.

«Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения», Роберт Мартин

Еще один «базовый учебник» от Роберта Мартина, но уже по дизайну и архитектуре программ. Как и предыдущая книга, эта тоже подходит не только новичкам, но и опытным специалистам, которые хотят разобраться, как грамотно строить структуру разрабатываемой программы. В книге описано много нюансов и принципов проектирования архитектуры. При этом фокус сделан скорее на теории, чем на практических примерах и схемах.

«Алгоритмы для начинающих», Панос Луридас

Книга простым языком рассказывает желающим войти в профессию айтишника о сложных терминах и фундаментальных вещах. Рассказано, какими бывают алгоритмы, что такое структуры данных, на чем строятся основные языки программирования, по каким принципам они работают, можно ли овладеть всеми языками, и многое другое. Помимо большого пласта теории, автор также предлагает в конце каждой главы упражнения, которые помогут закрепить полученные знания.

«Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО», Роберт Мартин

Эта книга — не учебник с правилами «как делать», а сборник методик, практики и инструментов для разработки программного обеспечения. Советы есть, но многое подается через истории и мысли Роберта Мартина о том, каким должен быть специалист и какие навыки должен иметь, помимо профессиональных. Поэтому книга читается не столько как образовательный материал, сколько как увлекательный рассказ с моралью или личными выводами автора.

«Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру», Эндрю Хант, Дэвид Томас

В этой книге охвачен широкий набор тем, помогающий начинающему айтишнику глубже понять ИТ-сферу как с технической, так и с личностной точки зрения. Авторы описывают разные подходы к разработке и тестированию, архитектурные методики для создания идеальной программы, правила эффективного тестирования, принципы работы с командой и взаимодействия с аудиторией. И это только часть ключевых моментов, которые есть в книге. Хотя некоторые технические нюансы сегодня уже не актуальны, в книге много базовых вещей.

«Выразительный JavaScript», Марейн Хавербеке

Книга подойдет и только заинтересовавшимся ИТ-сферой, и тем, кто уже начал в нее погружаться. Автор просто и понятно раскрывает базовый синтаксис JavaScript, функции, модульность и асинхронное программирование. Он учит писать красивый код, смешивая теорию с примерами из своего опыта и практическими заданиями. На выходе получается учебник, который новичкам стоит держать всегда под рукой, чтобы в процессе работы возвращаться к нему для решения возникающих вопросов.

«Кровь, пот и пиксели», Джейсон Шрейер

Эта книга не расскажет о том, как написать игру с нуля и какими инструментами это сделать будет быстрее. Ее цель — погрузить заинтересованного читателя в индустрию видеоигр и в историю рождения культовых проектов вроде Diablo III или The Witcher 3. С ней можно узнать, через что проходят создатели, прежде чем игра окажется на полке магазина, почему откладываются релизы. Для кого-то это будет просто увлекательное развлекательное чтение о любимых играх, а кто-то задумается, хочет ли погружаться в гейм-индустрию уже как разработчик.

Hi-Tech Mail