НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Почему в Нью-Йорке из-под земли всегда идет пар

26 ноября 2023
Неизменные атрибуты практически любого фильма о Нью-Йорке — это желтое такси и пар, который выходит откуда-то из-под земли. Почему на Манхэттене всегда что-то парит, расскажем в этой статье.

Полосатые оранжево-белые трубы — один из неофициальных символов Нью-Йорка, которые встречаются здесь повсюду. Все потому что в городе вот уже почти полтора века действует достаточно редкая паровая система отопления Con Edison’s Steam Operations.

На сегодняшний день паровая система Нью-Йорка является крупнейшей в мире и включает в себя более 170 км трубопроводов, по которым пар под землей подается в более чем 1800 зданий — от Эмпайр-стейт-билдинг и Рокфеллер-центра до музея искусств «Метрополитен» и штаб-квартиры ООН. Зимой пар используется для отопления, а летом — благодаря специальным абсорбционным чиллерам — для кондиционирования.

Кроме этого, пар в трубах нужен для поддержания работы прачечных и ресторанов, а также других промышленных зданий. Например, в сыроварнях Нью-йорка его используют для поддержания температуры сыворотки, а в картинных галереях — для создания необходимого уровня влажности воздуха.

Как появилась паровая система отопления в Нью-Йорке

Паровая система отопления в Нью-йорке появилась в 1882 году благодаря одному американскому инженеру Бердсилл Холли-младшему. Он хотел обеспечить город более чистым источником энергии, сократив выбросы углекислого газа от единственного в то время источника тепла — угольных печей.

Холли предположил, что пар может подаваться от центрального источника не только для работы паровых машин, но и для обогрева больших районов жилых домов. Он много лет трудился над созданием централизованного парового отопления, и в 1886 году ему удалось создать первый работающий прототип. Во дворе своего дома Холли установил паровой котел, от которого по деревянной трубе пар подавался сначала в его дом, а затем и в дома соседей. Здания, расположенные на расстоянии в 1 милю (это 1,6 км), обогревались так же легко, как и те, что были рядом с источником.

Убедившись в надежности системы, Холли провел полноценную демонстрацию технологии для публики, чем заинтересовал многих местных изобретателей и предпринимателей. Так постепенно в Нью-Йорке появилась небольшая распределительная паровая станция.

В мае 1882 года Холли основал компанию New York Steam Company. К концу года ее услугами пользовались уже около 60 организаций, а в течение следующих четырех лет к паровому отоплению были подключены более 350 зданий Нью-Йорка.

Интересный факт! Сеть парового отопления в Нью-йорке развивалась одновременно со строительством небоскребов, оказав значительное влияние на облик города в целом. Одной из отличительных черт высоток Манхэттена, построенных в начале 20 века, является их уникальная шпилевидная форма. По мнению современных архитекторов, создать подобный дизайн высоток было бы попросту невозможно при наличии дымовых труб.

Как работает нью-йоркская система пароснабжения сегодня

Большая часть пара на Манхэттене сегодня — это побочный продукт процесса когенерации. Три из семи электростанций Нью-Йорка в процессе выработки электричества производят пар, необходимый для вращения турбогенераторов.

После турбин его давление и температура падают, и он подается прямо в трубы и магистрали, расположенные под землей на глубине от одного до девяти метров. Чтобы избежать опасного давления в подземных коммуникациях, излишки пара спускают через специальные клапаны безопасности. Выпуск направлен в те самые пластиковые полосатые трубы. Они нужны, чтобы стравливать давление и тем самым обезопасить город от возможных прорывов. Такой вот стимпанк на Манхэттене.

Вася Воробьев