НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Попробуйте угадать, зачем в японском метро ночью замораживают лед. Ответ вас удивит

8 января 2024
Справиться с духотой в метро пытаются во всех странах. Самый простой способ — установить кондиционеры в вагонах или на станциях. Но дальше всех зашли японцы. Для охлаждения воздуха они используют лед. Рассказываем, как это работает.

Как устроено японское метро

Япония — маленькая по площади страна с большой численностью населения и крупными городами. Где, как не в Японии, быть и самой населенной городской агломерации в мире — Токийской, в которой проживает около 40 миллионов человек. Большому городу — большое метро. Токийский метрополитен уверенно делит вместе с Пекинским метрополитеном 1-е и 2-е места в мире по объемам годового пассажиропотока.

По данным на 2022 год, ежедневно токийской подземкой пользуются 7,95 миллиона пассажиров, ежегодно — 3 миллиарда 921 миллион (2019 год). Всего под землей Токио проложены 13 линий метрополитена с 285 станциями. Обслуживаются они двумя независимыми компаниями-операторами, каждая из которых управляет своей частью сети.

Крупные системы метрополитена есть еще в восьми других городах Японии, включая Осаку, Нагою, Киото, Саппоро. Учитывая высокую температуру в теплое время года и особенно высокую влажность, все эти города, как и Токио, испытывают проблемы с регулированием температуры. То же самое касается и метрополитена. Чтобы в жару пассажирам было комфортно в нем находиться, необходимо обеспечить циркуляцию прохладного воздуха. Для этого японцы придумали весьма необычный способ.

По ночам японцы на станциях…

…Замораживают лед! Для чего это нужно? Дело в том, что электричество в Японии довольно дорогое. А еще из-за большой численности населения и маленькой площади островов все ресурсы сильно ограничены. Поэтому японцы стараются их экономить.

Это касается и электроэнергии. Большинство станций Токийского метрополитена расположены на небольшой глубине и требуют мощной системы охлаждения воздуха в жаркое время года. Также не на всех из них установлены кондиционеры. И для создания комфортной температуры работники метро используют лед.

На станциях находятся специальные помещения с контейнерами, которые предназначены для того, чтобы заморозить воду и хранить ее в твердом состоянии. Процесс замораживания воды происходит по ночам, когда метро отдыхает от пассажиров. Наутро ледяную смесь распыляют по станциям и тем самым обеспечивают кондиционирование воздуха. Принцип действия изображен на схеме.

Как это работает

Лед после заморозки располагают перед вентилятором и распыляют по помещению. Благодаря более низкой, чем у воды в жидком состоянии, температуре охлаждение воздуха производится более эффективно.

Более того, ничего сложного в этом способе создания прохлады нет. Позаимствовать идею у японцев и применить ее у себя дома в менее крупных масштабах может каждый желающий. Достаточно поставить в морозилку бутылку с водой и дождаться, пока она превратится в лед. Далее необходимо достать бутылку, разрезать ее и освободить лед. После этого погружаем его в емкость и применяем лайфхак — посыпаем ледяную головешку солью.

Согласно законам физики (помните, зимой на улицах лед посыпают солью) таяние в таком случае будет происходить быстрее. Здесь работают свойства смесей: при смешивании льда с солью образуется особая смесь, точка кристаллизации которой лежит гораздо ниже нуля по Цельсию. Происходит разрушение кристаллической решетки соли, при этом тепловая энергия начинает поглощаться из воздуха.

Емкость с соленым льдом размещаем перед включенным вентилятором и наслаждаемся ледяной свежестью. Льда из пол-литровой бутылки хватит примерно на полчаса прохлады, из полуторалитровой — на полтора часа.

Кирилл Мироненко