Одни прозябают и исчезают в безвестности, другие же проживают короткую, но яркую жизнь, уходя на покой в сопровождении толпы фанатов. Как много игровых студий вы знаете? Наверняка вам не составит труда перечислить с десяток наиболее успешных компаний, то и дело радующих всех нас новыми интересными проектами.
Electronic Arts, Rockstar Games, Ubisoft, Bethesda или настоящий тяжеловес Nintendo — все эти бренды не нуждаются в представлении. Однако на самом деле игровых студий было создано столько, что никто в мире не сможет назвать их точное количество. Неужели это какая-то тайна? Вовсе нет. В сегодняшней статье мы хотели вспомнить несколько когда-то мощных игровых студий, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были навсегда закрыться.
Black Isle Studios (1996−2003 гг.)
В первую очередь компания запомнилась легендарной Fallout, которая в свое время удивляла и привлекала игроков самобытной вселенной с совершенно новой для своего времени ролевой системой SPECIAL. Свобода действий и постапокалиптический мир манили игроков со всего мира, — одобрение общества положило начало целой серии игр о человечестве, пережившем ядерную войну.
Отличилась студия и игрушкой Planescape: Torment, увидевшей мир в декабре 1999 года. Разработчик сделал акцент на общении с персонажами, детально продумал сюжетную линию и атмосферу. Такой подход разительно отличался от того, что демонстрировали на тот момент конкуренты, ставя во главу угла боевые сражения. До 2003 года студия выпускала весьма приличные проекты, но затем в компании грянул кризис, преодолеть который команда девелоперов не сумела.
Ensemble Studios (1995−2009 гг.)
Студия подкупала игроков любовью к классическим настольными стратегиями, перенося свою увлеченность в цифровой мир. Ensemble Studios внесла неоценимый вклад в развитие и популяризацию RTS-жанра, оставив след в истории в виде серии Age of Empires. Разработчик подарил игрокам генерируемые локации и анимированные юниты, а также честный игровой процесс.
Серьезный успех стратегии позволил разработчику приступить к созданию сиквела, но превзойти оригинал и решения от конкурентов вторая часть AoE не смогла, хотя и сохранила основные элементы оригинального проекта.
Тем не менее успех серии позволил компании привлечь крупных IT-игроков — в 2001 году студию приобрела Microsoft. Увы, но этот шаг и стал губительным для Ensemble Studios, поскольку новая корпоративная культура не вдохновляла, а демотивировала сотрудников. Команда медленно, но верно угасала на протяжении 8 лет, хотя в 2008 году Ensemble имела шанс на возрождение за счет нового проекта Halo Wars, но этого не произошло.
LucasArts (1982−2013 гг.)
Ошеломительный успех «Звездных войн» 1977 года мотивировал режиссера Джорджа Лукаса обратить свое внимание на другие области медиаразвлечений — компьютерную графику и видеоигры. По итогу, спустя 5 лет подразделение Lucasfilm Computer Division дало билет в жизнь сразу двум компаниям: LucasArts начала разрабатывать компьютерные игры, а отдел компьютерной графики стал известной студией Pixar.
На протяжении нескольких десятков лет LucasArts радовала пользователей крутыми квестами The Secret of Monkey Island, Sam & Max Hit the Road, а еще Full Throttle. Но когда геймеры стали массово рубиться в шутеры от первого лица благодаря легендарной Doom, разработчик решил не отставать от трендов и выкатил свое видение FPS-направления — Star Wars: Dark Forces. Первый в мире шутер во вселенной «Звездных войн» был тепло принят поклонникам. Проект возымел успех, что позволило разработчику и дальше развивать тему Star Wars-игрушек.
До 2008 года дела у разработчика шли очень хорошо, но после прихода на должность выходца из Electronic Arts Даррелла Родригеса, студия постепенно начала сдавать позиции. С 2010 года ее начали покидать ключевые специалисты, а в 2013 году компанию приобрела Disney, в одночасье закрыв отдел разработки игр.
Sierra Entertainment (1980−2008 гг.)
В 1979 году супружеская пара Кен и Роберта Уильямс основали игровую студию Sierra On-Line (позднее Sierra Entertainment). Компания на протяжении многих лет являлась лидером рынка, задавая тон в направлении создания классических квестов. Значимую роль в судьбе компании сыграла серия игр King’s Quest, пройдя эволюцию от обычной 2D-бродилки в первой части до полноценного 3D-квеста в восьмой части. Интереснейший сюжет и детально продуманные персонажи позволили серии оставаться в топе в течение многих лет.
Однако резкий рост популярности в 1990-х в боевиков и шутеров с видом от первого лица серьезно пошатнули позиции Sierra Entertainment. Семейная пара покинула свое детище, и студия начала медленно, но верно идти ко дну. Впрочем, полностью погибнуть ей не позволила компания Activision, взяв ее под свое крыло.
Telltale Games (2004−2018 гг.)
Выходцы из LucasArts, более известные как разработчики игр в жанре интерактивного кино, покинули геймдев совсем недавно. Первую популярность компании принес проект Sam & Max о мультяшных животных-детективах, в котором главные герои то и дело разгадывали всевозможные головоломки.
Затем появилась The Walking Dead, все так же привлекающая рисовкой, а еще вариативностью сюжета и толпами ходячих мертвецов. Успех проекта дал понять компании, что она двигается в верном направлении. Так появились The Wolf Among Us, Tales from the Borderlands, Game of Thrones и прочие разработки, являющиеся своего рода продолжением ходячих покойников.
Но как это часто бывает, финансовые и управленческие трудности вынудили разработчика прекратить свою деятельность. Спустя год после закрытия, активы бренда выкупила LCG Entertainment, анонсировав перезапуск студии. Правда, из оригинального состава компании в ней осталось очень мало специалистов.
Visceral Games (1998−2017 гг.)
Еще один разработчик, не так давно прекративший свое существование. На счету компании такие хиты, как Godfather и Dante’s Inferno, но самый большой отпечаток в памяти геймеров студия оставила серией игр Dead Space. В начале карьеры Visceral Games являлась одним из подразделений Electronic Arts, а в 1998 году решила отправиться в свободное плавание.
До открытия космоса как основной площадки устрашения игроков, компания постоянно экспериментировала, трудясь то над аркадами (Tiger Woods PGA Tour 2000), то над видеоиграми по фильмам (007: Agent Under Fire). Но именно «мертвый космос» вместе с инновационными идеями и крутыми геймплейными решениями, особым звуковым сопровождением сделал Dead Space легендарным проектом. Впрочем, именно эта легенда и погубила компанию: так как разработчики поставили производство на поток, однотипность игр и уничтожила студию.
Westwood Studios (1985−2003 гг.)
Компания, заработавшая славу на старте благодаря одному из успешнейших проектов под названием Eye of the Beholder. Не сбавляя обороты, бренд выкатывал одну топовую игрушку за другой, включая Dune 2, в основе которой оказался сюжет произведений Фрэнка Герберта. Самой же успешной игрой разработчика стала Command & Conquer. Правда, после компания не смогла выпустить ничего, что снискало бы аналогичную популярность. В 1998 году студию приобрела Electronics Art, и спустя 5 лет подразделение Westwood Studios было окончательно закрыто.
3DO (1991−2003 гг.)
Компания, которая, помимо игр, выпустила и одноименную приставку как ответ популярным на то время консолям от Nintendo и SEGA. Увы, но рынок портативных приставок 3DO обуздать не удалось, поэтому после провала на данном поприще компания принялась скупать мелкие игровые студии (Cyclone Studios, Archetype Interactive и New World Computing) и ударилась в геймдев.
Смена профиля сразу же дала свои плоды: появились знаменитые Might and Magic, а также Heroes of Might and Magic. Ролевые стратегии на ПК в жанре fantasy, «приправленные» научной фантастикой, резко отличали труды разработчика от конкурентов.
Также на счету компании и весьма популярная приключенческая стратегия Army Men, выпускавшаяся на протяжении 13 лет до 2011 года. Но бесконечно клепать игры, посвященные сражениям армий игрушечных солдатиков, не теряя популярность, невозможно. А потому в 2003 году компания 3DO обанкротилась. Остатки студии растащили Ubisoft, Microsoft, Crave и Namco.