НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Почему нельзя наступать на рельсы при переходе ж/д путей

2 января 2024
На любом инструктаже по технике безопасности на железной дороге вам расскажут, что при переходе путей ни в коем случае нельзя наступать на рельсы, а также на концы железнодорожных шпал. В чем суть такого предостережения, расскажем в этой статье.

Поезда и электрички — удобный и востребованный вид транспорта, которым ежедневно пользуются миллионы людей. Однако печальная статистика неумолимо говорит и о том, что железная дорога является самой распространенной причиной травматизма.

На любом инструктаже по технике безопасности вам в первую очередь расскажут, что при переходе путей ни в коем случае нельзя наступать на головку рельсов, а также на концы железнодорожных шпал. Это довольно базовое правило, однако зачастую никто не объясняет, почему именно нельзя этого делать.

Почему нельзя наступать на рельсы и края шпал

На самом деле все довольно просто. Практически все знают, что если и переходить пути в неположенном месте, то делать это необходимо максимально аккуратно. Однако часто люди переоценивают свои возможности и забывают, что на самом ж/д полотне можно запросто поскользнуться. В этом и есть главное коварство рельсового полотна.

Помимо того, что верхняя поверхность рельсов всегда отполирована колесами поездов, в сырую погоду сюда добавляется еще одно свойство — сила поверхностного натяжения воды. Поскользнуться на такой рельсе в ненастную погоду легче простого. Но даже на абсолютно сухой рельсе сохранить равновесие бывает трудно из-за малой площади контакта подошвы.

Еще более опасны в этом плане кривые участки железнодорожных путей, на которые наносится специальное смазывающее средство, увеличивающее срок службы рельсов и колесных пар. Для этих целей в РЖД даже существуют специальные вагоны-рельсосмазыватели, которые курсируют по путям, разбрызгивая графитовую смазку на боковую поверхность рельсов, чем уменьшают шум и износ при движении поезда в кривых. Процесс этот на языке железнодорожников называется незамысловатым словом лубрикация.

Что касается железнодорожных шпал, тут тоже все вполне объяснимо. Их геометрическая форма такова, что на конце они имеют скос, на котором в тот же самый дождь можно запросто поскользнуться и упасть.

А как правильно?

Посыл этой статьи простой — пресловутая техника безопасности при переходе ж/д путей, которая, как известно, написана кровью. И если уж следовать ей, то вы и сами, наверняка знаете, что переходить ж/д пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами или в крайнем случае настилами.

Однако все мы не без греха, поэтому вот несколько главных правил при переходе необорудованных ж/д путей:

  • Переходить рельсовое полотно нужно всегда только под прямым углом. Просто потому что так короче и быстрее.
  • При переходе шагать всегда нужно таким образом, чтобы одна нога была в центре колеи, а другая находилась уже по другую сторону путей.
  • Нельзя наступать на сами рельсы и уж тем более ставить ногу между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода — может зажать. Для справки: значение переводного усилия стрелки составляет 4410Н, что равно 450 кгс.

Также необходимо понимать, что если вы начали переход примерно за 400 метров до приближающегося поезда, то у вас есть всего 18 секунд, чтобы завершить его. Ведь состав, двигающийся со средней скоростью 80 км/час, преодолевает 22 метра всего за 1 секунду — с математикой не поспоришь!

Вася Воробьев