Космическая мечта
Эпоха Холодной войны — это не только изготовившиеся к броску армады танков, ядерное оружие и шпионская паранойя. Это еще и старт освоения космоса. В 1957 году на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник, а в 1961-м космический полет совершил человек — наш соотечественник Юрий Гагарин.
Но ракеты, выводящие на орбиту космические аппараты, были слишком дороги и практически одноразовы. Поэтому еще тогда, на заре освоения космоса, люди искали способы удешевить запуски. Одной из таких попыток был американо-канадский High Altitude Research Project (проект HARP). Идея заключалась в том, чтобы запускать спутники на орбиту при помощи артиллерийских орудий сверхтяжелого калибра, подобно снарядам. В чем-то это напоминало идеи из романов Жюля Верна, но в 60-е это воспринималось довольно серьезно.
Проект существовал с 1961 по 1968 годы. Его пиком стала разработка 406-миллиметрового орудия и его установка на одном из островов Карибского моря. Оно было способно запускать снаряды массой в пару сотен килограммов и в высоту в почти пару сотен километров. Однако этого было недостаточно для выведения объектов на орбиту — они падали обратно в море. В итоге развитие ракетной техники побудило правительства США и Канады закрыть проект.
Видный канадский инженер Джеральд Булл, участвовавший в проекте, был не согласен с таким решением. Он стремился доказать всем, что его гигантское орудие все равно окажется удобнее и дешевле. Для этого нужны только деньги на исследования.
Длинная рука «Вавилона»
Булл занялся торговлей оружием в находившуюся тогда под санкциями ЮАР. Инженер неверно рассчитал риски и угодил в тюрьму. К счастью для себя, ненадолго, но после такого опыта он, разочаровавшись во всем, переехал в Европу. Бул рассчитывал, что там до него не дотянутся американские власти — в тогдашнем мире это и правда было возможно.
Джеральда Булла считали крупным конструктором ракет и артиллерийских систем. Так что вскоре на него вышли представители Саддама Хусейна. Они сделали ему предложение, от которого было нельзя отказаться — участие в иракской ракетной программе. В обмен они предложили ресурсы на создание «пушки мечты» для вывода спутников на орбиту.
Тогда Булл приступил к проекту «Вавилон». Предполагалось создать несколько опытных орудий. Крупнейшее из них, «Большой Вавилон», превзошло бы по масштабам даже германскую «Дору» времен Второй мировой войны. Калибр суперпушки Джеральда Булла достигал бы рекордных тысячи миллиметров, а длина ствола — 156 м. Она смогла бы запускать снаряд на рекордную дальность в тысячу километров.
Для сравнения: снаряд такого орудия смог бы легко пролетать через крупную европейскую страну, например, Германию. ФРГ в самой протяженной своей части не насчитывает и 900 километров.
Известно, что Булл планировал разогнать снаряд до требуемой скорости при помощи многоканального ствола. Суть состояла в размещении в определенных точках множества камер с зарядами. Таким образом, снаряд бы разгонялся не одним-единственным зарядом, как в традиционной артиллерии, а десятком-другим таковых. Если правильно рассчитать время их подрыва, получается эдакий многоступенчатый пуск, но не ракеты, а снаряда. Куда более дешевый и простой в производстве, ведь орудие-то многоразовое.
Убийство в Брюсселе
В принципе, подобное орудие можно было использовать и в военных целях. Но, как и германскую «Дору» в 40-е, не очень эффективно. Пушка такого размера могла бы быть только стационарной, или условно-мобильной, маневрирующей на железнодорожном ходу в рамках оборудованной артиллерийской позиции. Как это делала все та же «Дора».
Это делало «Вавилон» отличной целью для авиации. Иракские ПВО никогда не были настолько виртуозными, чтобы прикрыть суперорудие непробиваемым щитом.
Гораздо большую опасность для противников Ирака представляло участие ценнейшего профессионала, которым и был Булл, в ракетной программе Саддама Хусейна. Вероятно, отведенная ему роль стала фатальной для Джеральда Булла — в марте 1990 года изобретателя застрелили в Брюсселе. В успешном покушении участвовали сразу несколько человек, огонь вели из оружия с глушителем. Сделано все было очень чисто и ловко — стрелявших не могут установить и по сей день.
Подозреваемых в деле много, на первых местах значатся спецслужбы Израиля и Ирана. Ведь усиление военных возможностей Ирака било бы в первую очередь именно по этим странам. Одновременно повсеместно стали конфисковываться элементы орудия, заказанные Ираком в различных странах Европы. Это означало конец для проекта «Вавилон» — мечты, которая завела Джеральда Булла на дорожку, с которой уже не было выхода своими ногами.