НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Зачем нужны три цветных шарика в кабине самолета?

17 февраля 2024
В кабине современного авиалайнера установлено более сотни разнообразных систем управления полетом. Но за железной дверью фюзеляжа скрываются не только штурвал и пара педалей. Расскажем, для чего нужны маленькие цветные шарики между пилотами.

Кабина пилота — самая важная часть самолета. Именно отсюда ведется управление полетом и именно здесь скрываются самые сложные приборы: указатели скорости, высотомеры, вариометры, авиагоризонты, компасы и указатели положений самолета.

Чтобы самолет находился в воздухе, пилоты вынуждены следить за огромным количеством систем, многие из которых непонятны большинству простых людей. Так, например, в некоторых авиалайнерах на центральной панели управления можно заметить три шарика: 2 белых и один красный. Для чего они нужны?

Секрет хорошей посадки

Даже на автомобиле удобная посадка для водителя важна. В самолете же удобству размещения пилота в кресле уделяется куда больше внимания. Ведь даже небольшие отклонения в посадке пилота могут вызвать критические ошибки в управлении воздушным судном. Поэтому первое, что делают пилоты, садясь за штурвал, — всегда проверяют регулировку кресел.

Для этих целей и нужны цветные шарики на некоторых типах современных авиалайнеров. Это так называемые «визиры» или ERP Balls — Eye Reference Point Balls. Их цель определить правильную посадку пилота в кабине и верно настроить кресло пилота.

Как работают цветные шарики в кабине лайнера

Принцип работы шариков весьма прост, а сравнить его можно с оружейным прицелом.

Шарики на центральной консоли размещены таким образом, чтобы при правильной посадке пилот мог увидеть только два из них: красный и белый. Если же кресло настроено неверно, то пилот видит все три шарика и таким образом понимает, что сидит неправильно.

Шарики всегда находятся точно по центру кабины лайнера, поэтому пользоваться такой настройкой могут сразу оба пилота, каждый со своей стороны. Командир должен настроить кресло так, чтобы правый (дальний от него) шарик скрывался за ближним шариком, а второй пилот — чтобы левый скрывался за ближним к нему шариком.

Подобные системы помощи пилотам в настройке кресел сегодня устанавливают на многие типы лайнеров. В частности, цветные шарики — визитная карточка почти всего семейства пассажирских Airbus и некоторых среднемагистральных самолетов АН.

Иногда вместо шариков на средней стойке устанавливают маленькие зеркала, в которых при посадке пилоты должны видеть свои глаза. В частности такие зеркальные визиры установлены на Ан-72/74, а также Ан-124 «Руслан».

В общем и целом, цветные шарики — это хороший пример того, как никому не заметные детали в кабине самолета в значительной степени повышают безопасность авиаперелетов.

Вася Воробьев