НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Десять потерянных лет. Как Apple создавала электрокар, но закрыла проект

6 марта 2024
Техногигант из Купертино хотел стать конкурентом Tesla в мире машин. Со временем мечты Apple стали скромнее, но так и не привели компанию к успеху. Амбициозный проект пришлось закрыть.

Американская технологическая компания Apple почти десять лет разрабатывала свой электромобиль. Слухи о таинственном проекте под названием Titan не прекращались годами. Компания молчала, инсайдеры делились новыми датами выхода машины, а эксперты гадали, чего ждать от автомобиля. Но в итоге ничего не получилось. Рассказываем, что же пошло не так.

Мечты Джобса

Планы создать машину появились у Apple еще при Стиве Джобсе. Член совета директоров компании Микки Дрекслер в 2014 году вспоминал, что основатель американского бренда интересовался проектом электрокара. По его словам, на одном из заседаний совета директоров в 2008 году обсуждали первую машину Tesla. Дрекслер назвал автомобиль уродливым, в то время как Джобс оценил продукт Илона Маска. Мечты бизнесмена позднее подтвердил и Тони Фаделл. «Отец iPod» рассказал, что мысли о создании электрокара у Джобса появились вскоре после выхода первого iPhone.

Проект по созданию электромобиля запустили намного позже, в 2014 году. Впервые информацию о загадочной разработке Apple журналисты раскрыли в следующем году. Они сообщили, что проект называется «Титан», а работают над ним сотни сотрудников. В Apple хотели сделать машину, которая стала бы конкурентом Tesla. При этом техногигант сначала даже думал приобрести компанию Маска. Миллиардер был согласен только при одном условии — в таком случае он должен возглавить Apple вместо Тима Кука. Но сделка так и не состоялась. Компания из Купертино заняться собственной разработкой, а не интегрировать чужой бизнес в свой.

Изначально в компании планировали создать машину без педалей и даже руля — автономный автомобиль, работающий без водителя. Предполагалось, что управлять электрокаром можно будет с помощью голосового помощника Siri. Такую идею продемонстрировали Тиму Куку и дизайнеру Джони Айву в 2015 году году, но позднее от нее отказались. Инженеры решили, что водителю все же придется контролировать машину, например, на городских улицах или при плохой погоде. Техногигант много лет тестировал беспилотные машины, которые лишь за 2023 год проехали больше 450 тыс. миль во время испытаний.

Миллиарды в никуда

В Apple почти ни разу не комментировали разработку электрокара. Большое исключение глава компании Тим Кук сделал в середине 2017 года. Он рассказал журналистам, что инженеры сосредоточились на создании автономных систем, которые пригодятся в том числе и для беспилотных автомобилей. Кук подчеркнул, что в компании технологию считают очень важной. Однако напрямую он не подтвердил, что Apple разрабатывает машину.

С годами курс компании и команда разработки не раз менялись. Apple часто переносила сроки выхода машины. В последний раз это случилось в январе 2024 года. Тогда журналисты сообщили, что в лучшем случае электрокар поступит в продажу в 2028 году. В истории разработки были и неприятности — в 2018 году одна из тестовых моделей попала в аварию. В нее врезался автомобиль под управлением человека.

Время шло, но Apple так и не делала никаких официальных заявлений насчет электрокара. Журналисты ориентировались только на инсайдерскую информацию. В 2024 году они выяснили, что на проект «Титан», который сотрудники, не верящие в успех, называли «Титаником», потратили около $10 млрд. Большие затраты как раз в итоге и стали одной из причин отказа от электрокара. В Apple считали, что автомобиль будет стоить примерно $100 тыс. на старте продаж. У руководства возникли сомнения, что компания сможет достаточно заработать с такого дорогого продукта.

К тому же, в конце 2023 года техногигант зафиксировал самое продолжительное падение выручки с начала века. Она снижалась четыре квартала подряд. Проблемы возникли и на рынке электрокаров. Спрос на такие машины в конце 2023 года упал. Тогда же Tesla предупредила инвесторов, что продажи окажутся ниже, чем прогнозировалось.

От машины к нейросетям

По данным инсайдеров, в январе 2024 года Apple дошла до решающего момента в истории проекта. Руководство компании снизило градус амбиций — водителям электрокара пришлось бы всегда следить за дорогой и в любой момент взять на себя управление. Предполагалось, что так будет проще выпустить машину на рынок. Однако и новый план не подошел.

Точку в проекте «Титан» поставили 27 февраля 2024 года. По словам авторитетного журналиста Bloomberg Марка Гурмана, решение озвучили главный операционный директор Apple Джефф Уильямс и вице-президент Кевин Линч, руководивший разработкой. Они сообщили сотрудникам, что теперь компания сосредоточится на искусственном интеллекте. Часть команды направят на развитие нейросетей, а некоторых работников ждет сокращение.

Единственным продуктом Apple в мире автомобилей осталась технология CarPlay. Это система для использования iPhone в машине. Она позволяет прокладывать маршрут и общаться с Siri, ее выпустили еще в 2014 году. По данным на 2022 год, CarPlay устанавливали в 98% новых автомобилей в США. Поддержка технологии стала важной причиной для покупателей при выборе машины.

Прежде Apple уже отказывалась от перспективных проектов, в том числе от разработки собственного телевизора. Но случай с электрокаром стал уникальным: потрачено колоссальное количество времени и денег. Однако компания не планирует останавливаться. По слухам, Apple добавит возможности ИИ в обновление iOS, а еще разработает умное кольцо и смарт-очки. И ставка на нейросети вместо машины может стать новым толчком для развития компании.

Андрей Бритенков