НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Смерть Dreamcast. Почему приставка Sega не выдержала конкуренцию с PlayStation 2

4 ноября 2024
Японский разработчик консолей и видеоигр Sega был одним из лидеров мирового рынка. Череда ошибок заставила компанию отказаться от выпуска приставок. Конкуренция оказалась слишком тяжелой.

В начале 1990-х годов Sega была гигантом игровой индустрии. Консоль Mega Drive, также известная как Genesis, продавалась миллионными тиражами. Однако всего за несколько лет ситуация для компании сильно изменилась. В итоге в начале нового века Sega не только выбыла из списка лидеров рынка приставок, но и вовсе покинула его. Dreamcast, последняя консоль компании, стала одним из крупнейших провалов в истории. И вот какие причины привели к этому.

Провал Sega Saturn

Перед началом разработки Dreamcast дела у компании складывались не лучшим образом. Предыдущая консоль, Sega Saturn, провалилась за пределами Японии. Приставку торопились выпустить в Северной Америке, чтобы опередить Sony с ее PlayStation. И релиз оказался неожиданным. На выставке E3 в мае 1995 года Том Калински, глава Sega Of America, внезапно сообщил, что Saturn выходит «прямо сейчас». Этого не ждали ни геймеры, ни разработчики. В итоге у компании не хватало консолей в наличии, на старте продаж почти не оказалось игр, а цена приставки была высокой — $399.

Из-за неразберихи в руководстве возник конфликт между американским и японским филиалами Sega. Ситуация особенно обострилась в 1997 году, когда президент Sega Of America Берни Столар официально заявил, что будущее компании — не за Saturn. После этого разработчики отказались от создания новых игр. Но и со старыми было не все в порядке. Например, консоль так и не получила свой проект флагманской франшизы про синего ежа Соника.

У геймеров от Saturn остался неприятный осадок. Игроки с опаской относились к следующей консоли компании.

Отсутствие DVD

Saturn была дорогой для производства приставкой. Sega решила учесть это при создании Dreamcast, чтобы не только сэкономить, но и сделать консоль более доступной для геймеров.

В 1996 году, за два года до выхода приставки, в продажу поступили первые DVD-диски. Они пришли на смену VHS-кассетам и обычным компакт-дискам. Первые проигрыватели DVD были дорогими, и Sega решила не экспериментировать с новым носителем.

Продажи DVD-плееров быстро росли, потому что пользователям понравилась возможность просмотра фильмов и другого контента новым способом. Так отказ Sega от формата оказался ошибкой. В отличие от Dreamcast, новая консоль Sony поддерживала DVD — PlayStation 2 оказалась устройством 2-в-1. Семьям не нужно было покупать отдельно приставку и плеер, что оказалось очень заманчивым предложением для массовой аудитории.

Пиратство

Отказ от DVD привел и к другим проблемам для Sega. Формат дисков GD-ROM, который использовали в Dreamcast, позволял вместить 1 Гб данных. DVD предлагал значительно больше — 4,7 Гб. Это существенно ограничивало объем контента в играх.

Но главной проблемой оказалось пиратство. Sega использовала GD-ROM для защиты от взлома игр, но в Dreamcast нашли большую уязвимость. Консоль получила поддержку и технологии MIL-CD. Sega создала этот формат, чтобы добавить мультимедийные функции в музыкальные диски. Технология оказалась непопулярной, но ей воспользовались пираты: оказалось, что на MIL-CD можно записывать игры, а затем запускать на Dreamcast с помощью небольших ухищрений.

Отказ EA

Большим ударом для Sega стал бойкот американской игровой компании EA: один из крупнейших издателей в мире отказался разрабатывать свои проекты для Dreamcast. Консоль лишилась очень больших франшиз спортивных игр вроде FIFA, NBA и NHL, а также гонок Need For Speed и других серий.

По одной версии, EA решила не поддерживать Dreamcast, потому что хотела быть эксклюзивным автором спортивных игр для консоли. Прошлые приставки Sega сделали такие проекты хитами. Однако в случае с Dreamcast японская компания решила создать свои спортивные симуляторы. Для этого она купила разработчика Visual Concepts, который до этого частично принадлежал EA и разрабатывал порты NHL и Madden NFL. В итоге Sega не смогла разрешить конфликт с издателем.

Также есть версия, что EA не устроил видеочип PowerVR, который использовали в Dreamcast. Компания вложилась в другую технологию от компании 3Dfx, которую изначально рассматривала Sega. Но разработчику пришлось от нее отказаться. В 1997 году 3Dfx вышла на IPO в США, и по закону ей пришлось раскрыть подробности планов с Sega насчет новой консоли. Японская компания не ожидала такого развития событий и отказалась от технологии. А в EA называли новый чип PowerVR неизвестным и нестандартным для разработки игр.

Поздний выход

Dreamcast выпустили слишком поздно в Северной Америке. Она вышла спустя почти год после релиза в Японии — 9 сентября 1999 года. Премьеру даже сопровождали слоганом «9/9/99 за 199 долларов». Но это произошло через шесть месяцев после анонса PlayStation 2. Оказалось, что новинка будет мощнее Dreamcast. Здесь помешало и прошлое Sega. Игроки больше доверяли продолжению успешной PlayStation, чем последователю Saturn.

Sega понимала угрозу от своего главного конкурента. Компания собиралась потратить $100 млн на рекламную кампанию в Северной Америке. Запуск консоли называли самым большим в истории игровой индустрии. И, к удивлению разработчика, старт в Штатах оказался лучше, чем ожидалось. Меньше чем за четыре месяца, к концу декабря, геймеры купили 1,5 млн консолей. И в среднем на одну Dreamcast приобретали по три игры.

Однако ситуация быстро испортилась. В индустрии появились слухи, что Sega может скоро закрыть Dreamcast, в том числе из-за плохих показателей в Японии. При этом разработчик в среднем терял от $45 до $90 с каждой продажи. Помимо этого, за месяц до выхода консоли в США из компании уволили Берни Столара, придумавшего и продвигавшего приставку. Это привело к сомнениям насчет будущего консоли как у экспертов, так и у геймеров. Продажи Dreamcast резко упали и в Штатах — с января по август 2000 года ее купили около 600 тыс. раз. Игроки решили подождать PlayStation 2, поскольку у Sony ситуация оказалась более стабильной.

Конец истории

Руководство компании решило снизить стоимость консолей — по замыслу, игрокам было бы проще купить приставку, а разницу удалось бы покрыть за счет продаж игр. Но ситуацию это не исправило. Не сработала и ставка на онлайн. Sega предложила геймерам подписать контракт на два года с провайдером SegaNet ради мультиплеерных игр и платить ежемесячно по $22 в обмен на бесплатную Dreamcast.

Но всего через два года после выхода консоли Sega сдалась. Компания объявила, что прекратит выпускать Dreamcast 31 марта 2001 года. К тому моменту поставки PlayStation 2 составили 10,6 млн — на 1,5 млн больше, чем конкурент успел продать за 2,5 года. Так и получилось, что PS2 остается самой популярной приставкой в истории. За все время существования ее купили почти 158 млн раз.

После провала своей Dreamcast компания Sega полноценно не возвращалась на рынок приставок. Компания лишь несколько раз выпустила ремейки нескольких старых консолей. Японский разработчик сосредоточился на играх, и этот путь оказался лучшим вариантом. Sega до сих пор развивает свои популярные франшизы, в том числе Sonic, Bayonetta и Like A Dragon (Yakuza).

Андрей Бритенков