В этой статье мы расскажем о самых больших самолетах в истории аэронавтики. Разбили их на категории, привели характеристики и фотографии.
Классификация самолетов
Различают несколько основных классов самолетов. В большинстве случаев именно от класса зависит размер летательного аппарата, его грузоподъемность и другие важные характеристики. Классификацию проводят по разным параметрам. В рамках этой статьи мы рассмотрим только пассажирские и транспортные самолеты.
Пассажирские | К этой категории относятся привычные всем пассажирские лайнеры. Также пассажирскими можно считать частные самолеты и бизнес-джеты. |
Транспортные | Они предназначены для перевозки габаритных грузов. Поэтому именно они в большинстве случаев являются самыми большими. Грузовой отсек в таких машинах занимает большую часть корпуса. |
Военно-транспортные | Сюда относятся военные транспортные самолеты, предназначенные для доставки военной техники и десанта из точки «А» в точку «Б» — эти гиганты по размерам ничуть не уступают грузовым (а иногда и вовсе превосходят). |
Топ-4 самых больших пассажирских самолетов в истории
Среди пассажирских лайнеров есть свои рекордсмены как из прошлого, так и из настоящего.
1. Airbus A380−800
Это тот самый лайнер, которому удалось подвинуть с пьедестала легендарный Boeing 747. По факту, Airbus A380−800 — самый большой пассажирский лайнер в мире среди моделей, которые выпускались серийно. В конфигурации эконом-класса гигант способен принять на борт 853 пассажира. Для сравнения, у Boeing 747 максимальное количество пассажиров — 624. Интересно, что лайнер был снят с производства в 2021 году, но все авиаперевозчики до сих пор используют эти модели, поскольку они обладают высокой надежностью и невероятной вместимостью.
Характеристики
Класс | Пассажирский лайнер |
Годы производства | 2004 – 2021 |
Длина | 67,90 м |
Высота | 24,09 м |
Размах крыла | 79,75 м |
Площадь крыла | 845 м² |
Диаметр фюзеляжа | 7,14 м |
Взлетная масса | 560 000 кг |
Крейсерская скорость | 900 км/ч |
Максимальная скорость | 1020 км/ч |
Дальность полета | 15 200 км |
Потолок | 13 100 км |
Длина разбега | 2050 м |
Длина пробега | 2900 м |
Число пассажирских мест | 480-853 |
Экипаж | 2 |
2. Boeing 747−8
Пассажирская модификация (есть еще и грузовая) Boeing 747−8 считается самым длинным пассажирским самолетом в мире, поскольку длина машины составляет 76,25 м. по этому показателю он даже больше Airbus, но во всем остальном существенно проигрывает предыдущей модели. Тем не менее, Boeing 747−8 считается одним из самых больших самолетов в мире. Именно поэтому он попал в наш топ.
Характеристики
Класс | Пассажирский лайнер |
Годы производства | 2008 – 2022 |
Длина | 76,25 м |
Высота | 19,4 м |
Размах крыла | 68,5 м |
Площадь крыла | Нет данных |
Диаметр фюзеляжа | 6,08 м |
Взлетная масса | 442 000 кг |
Крейсерская скорость | 914 км/ч |
Максимальная скорость | 933 км/ч |
Дальность полета | 14 320 км |
Потолок | 13 100 км |
Длина разбега | Нет данных |
Длина пробега | Нет данных |
Число пассажирских мест | 495-605 |
Экипаж | 2 |
3. АНТ-20 «Максим Горький»
Самолет, построенный КБ Туполева в 1934 году и не имеющий на то время аналогов. Эта махина поднималась в воздух при помощи 8 винтовых моторов и могла принять на борт 48 пассажиров. В самолете была даже собственная типография и кинотеатр. Машина задумывалась как агитационная и являлась самой большой в мире на то время. В 1935 году самолет потерпел крушение из-за ошибки пилота, сопровождающего АНТ-20 на истребителе И-5. После этого была выпущена модификация АНТ-20бис гораздо меньших размеров и несколько военных модификаций. Затем проект АНТ свернули.
Характеристики
Класс | Пассажирский |
Годы производства | 1934 (построен в единственном экземпляре) |
Длина | 33 м |
Высота | 12,80 м |
Размах крыла | 63 м |
Площадь крыла | 486 м² |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 42 000 кг |
Крейсерская скорость | 198 км/ч |
Максимальная скорость | 220 км/ч |
Дальность полета | 1200 км |
Потолок | 4500 м |
Длина разбега | Нет данных |
Длина пробега | Нет данных |
Число пассажирских мест | 48 |
Экипаж | 5 |
4. Boeing 787 Dreamliner
Несмотря на то, что этот лайнер начали разрабатывать и выпускать еще в 2009 году, на сегодняшний день он считается одним из самых современных. Его преимущество перед машинами «старой школы» в том, что при его изготовлении используется большое количество композитных материалов — а это позволяет существенно снизить массу самолета. Есть несколько модификаций лайнера, которые отличаются размерами и вместимостью. Самолет выпускают и в наше время, поэтому его с полным правом можно считать актуальным.
Характеристики
Класс | Пассажирский лайнер |
Годы производства | 2009 – настоящее время |
Длина | 62,8 м |
Высота | 16,9 м |
Размах крыла | 60,1 м |
Площадь крыла | 325 м² |
Диаметр фюзеляжа | 5,77 м |
Взлетная масса | 216 500 кг |
Крейсерская скорость | 902 км/ч |
Максимальная скорость | 956 км/ч |
Дальность полета | 14 140 км |
Потолок | 13 100 км |
Длина разбега | 2900 м |
Длина пробега | Нет данных |
Число пассажирских мест | 290 |
Экипаж | 2 |
Топ-4 самых больших грузовых самолетов в истории
Традиционно, именно грузовые самолеты являются самыми большими, ведь им необходимо перевозить колоссальное количество грузов. Среди них есть настоящие гиганты, выпущенные в штучном экземпляре. В этом разделе мы рассмотрим самые большие транспортные самолеты, которые когда-либо создавались и эксплуатировались человеком.
1. АН-225 «Мрiя»
До недавнего времени это был самый большой транспортный самолет в мире. АН-225 выпустили в 1988 году в единственном экземпляре на ОКБ им. Антонова. Изначально самолет создавался для транспортировки космического челнока «Буран» к стратосфере. Размах крыльев у этой машины составляет 88,4 м — по размеру и грузоподъемности «Мрiя» не имеет аналогов в мире. В сентябре 2018 года АН-225 установил рекорд, совершив беспосадочный перелет из аэропорта Гостомеля (Украина) в аэропорт Окленда (США), преодолев 9800 км за раз. В марте 2022 года АН-225 был уничтожен.
Характеристики
Класс | Грузовой |
Годы производства | 1988 (выпущен в единственном экземпляре) |
Длина | 54 м |
Высота | 18,2 м |
Размах крыла | 88,4 м |
Площадь крыла | Нет данных |
Диаметр фюзеляжа | 23,30 м |
Взлетная масса | 640 000 кг |
Крейсерская скорость | 850 км/ч |
Максимальная скорость | Нет данных |
Дальность полета | 15 400 км |
Потолок | 12 000 км |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 250 000 кг |
Число пассажирских мест | 88 |
Экипаж | 6 |
2. Boeing 747 Dreamlifter
Модификация «гражданского» Boeing 747, предназначенная для перевозки габаритных грузов. Во время разработки фюзеляжа использовались те же принципы, что применялись при постройке легендарного Super Guppy. Это один из самых больших транспортных самолетов в мире. Boeing 747 Dreamlifter способен поднять на борт 113 тонн груза и даже совершить трансатлантический полет. Но в большинстве случаев Dreamlifter используют для внутриконтинентальных перевозок. На данный момент было выпущено всего 4 подобные машины и все они успешно используются по сей день.
Характеристики
Класс | Грузовой |
Годы производства | 2006 – 2010 |
Длина | 7,68 м |
Высота | 21,54 м |
Размах крыла | 64,4 м |
Площадь крыла | Нет данных |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 364 241 кг |
Крейсерская скорость | 878 км/ч |
Максимальная скорость | 988 км/ч |
Дальность полета | 7 800 км |
Потолок | 13 000 км |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 113 400 кг |
Число пассажирских мест | Нет данных |
Экипаж | 2 |
3. Airbus Beluga XL
Легендарная Белуга от Airbus по праву считается одним из самых больших транспортных самолетов в мире. Эта машина еще и выглядит достаточно интересно. Конструктивная особенность лайнера — загрузка происходит через открывающийся носовой отсек, тогда как обычно такие отсеки располагаются в хвосте. Белуга изначально предназначалась для внутренних нужд компании Airbus (перевозка частей самолетов), но со временем машину начали использовать и для коммерческих перевозок. Версия XL обладает большей грузоподъемностью по сравнению со «стандартной»: 53 т против 47 т.
Характеристики
Класс | Грузоподъемность |
Годы производства | 2014 – наше время |
Длина | 63,10 м |
Высота | 18,90 м |
Размах крыла | 60,30 м |
Площадь крыла | Нет данных |
Диаметр фюзеляжа | 8,80 м |
Взлетная масса | 227 000 кг |
Крейсерская скорость | Нет данных |
Максимальная скорость | Нет данных |
Дальность полета | 4074 км |
Потолок | Нет данных |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 53 000 кг |
Число пассажирских мест | Нет данных |
Экипаж | 2 |
4. Aero Spacelines Super Guppy
Настоящая легенда в мире транспортных самолетов. Эксплуатация Super Guppy повсеместно прекратилась в 1991 году, но в NASA эту модель используют по сей день для транспортировки габаритных частей ракет. Немаловажную роль играет надежность Aero Spacelines Super Guppy за счет крайне удачных турбовинтовых моторов от Allison. Было выпущено несколько модификаций самолета для транспортировки частей ракет разных классов, но во всех случаях основой служил самый первый Super Guppy. В модификациях увеличивался полезный объем грузового отсека и грузоподъемность.
Характеристики
Класс | Грузовой |
Годы производства | 1965 – 1980 (выпущено 5 машин) |
Длина | 43,84 м |
Высота | 14,14 м |
Размах крыла | 47,62 м |
Площадь крыла | Нет данных |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 77 110 кг |
Крейсерская скорость | 467 км/ч |
Максимальная скорость | Нет данных |
Дальность полета | 3219 км |
Потолок | 9753 м |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 24 620 кг |
Число пассажирских мест | Нет данных |
Экипаж | 4 |
Топ-4 самых больших военных самолетов в истории
Для нужд военных также выпускаются и выпускались достаточно большие самолеты, роль которых в основном заключалась в транспортировке различных грузов. В этом классе важны не только размер транспортного средства, но и его надежность. Ничего удивительного, что в этом классе также есть настоящие гиганты.
1. Lockheed C-5 Galaxy
Вероятно, один из самых больших транспортных самолетов, предназначенных для нужд военных (если речь идет о реактивных моделях). Самолет имеет размах крыльев в 67,88 м и способен принять на борт 118387 кг груза (270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала). В плане грузоподъемности эта машина уступает только АН-225 «Мрiя» и АН-124 «Руслан». Также самолет вполне способен перевозить либо 6 вертолетов AH-64 «Апач», или 4 БМП M2 «Брэдли», или 6 БТР M1126/M1135 «Страйкер», или один современный танк M1 «Abrams».
Характеристики
Класс | Военный, транспортный |
Годы производства | 1968 – 1989 |
Длина | 75,74 м |
Высота | 19,85 м |
Размах крыла | 67,88 м |
Площадь крыла | 575,98 м² |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 348 300 кг |
Крейсерская скорость | 888 км/ч |
Максимальная скорость | 919 км/ч |
Дальность полета | 10 411 км |
Потолок | 10 895 м |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 118 387 кг |
Число пассажирских мест | Нет данных |
Экипаж | 5 |
2. Boeing B-52 Stratofortress
Старичок B-52 является самым известным стратегическим бомбардировщиком. Он и до сих пор активно эксплуатируется, пусть даже в несколько модифицированном виде. Stratofortress может нести различные виды вооружения, включая ядерные боеголовки. Его несомненным преимуществом является большая дальность полета, а его боевой радиус составляет 7210 км.
Однако для эксплуатации Boeing B-52 Stratofortress требуется длинная взлетно-посадочная полоса, поскольку для его разбега требуется 2900 м. Среди стратегических бомбардировщиков это действительно одна из самых больших машин, а по летным характеристикам B-52 и вовсе не имеет аналогов.
Характеристики
Класс | Стратегический бомбардировщик |
Годы производства | 1952 – 1962 |
Длина | 49,05 м |
Высота | 12,4 м |
Размах крыла | 56,39 м |
Площадь крыла | 371,6 м² |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 229 065 кг |
Крейсерская скорость | 819 км/ч |
Максимальная скорость | 957 км/ч |
Дальность полета | 16 090 км |
Потолок | 16 765 м |
Длина разбега | 2900 м |
Полная нагрузка | 31 500 кг |
Число пассажирских мест | Нет данных |
Экипаж | 5 |
3. АН-22 «Антей»
АН-22 «Антей» — это самый большой турбовинтовой самолет из ныне существующих. Он способен легко перевозить груз массой до 80 тонн, а также может использоваться для проведения десантных операций. Существует много модификаций этого самолета, в том числе модель «Амфибия», предназначенная для десантирования грузов на воду. Разработан этот самолет был в 1965 году, а первый полет состоялся в 1969 году. Вплоть до наших дней АН-22 «Антей» эксплуатируются. Причем используются не только для военных задач, но и для коммерческих перевозок.
Характеристики
Класс | Военный, транспортный |
Годы производства | 1966 – 1976 |
Длина | 57,31 м |
Высота | 12,53 м |
Размах крыла | 64,40 м |
Площадь крыла | 345 м² |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 227 000 кг |
Крейсерская скорость | 560 км/ч |
Максимальная скорость | 650 км/ч |
Дальность полета | 8500 км |
Потолок | 9000 м |
Длина разбега | 1460 м |
Полная нагрузка | 80 000 кг |
Число пассажирских мест | 28 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат, или 202 раненых, или 150 парашютистов-десантников |
Экипаж | 5-7 |
4. АН-124 «Руслан»
Легендарный «Руслан», который использовался для перевозки 140 тонн оборудования для концерта Pink Floyd в Москве и 310 тонн оборудования для концерта Майкла Джексона. «Руслан» до сих пор используется многими транспортными компаниями. Первый испытательный полет АН-124 состоялся в 1982 году, а полноценная эксплуатация машины началась в 1987 году. Последний самолет был выпущен в 2004 году, но сейчас КБ Антонова планирует восстановить производство, поскольку «Руслан» — это идеальный вариант для коммерческих перевозок грузов.
Характеристики
Класс | Военный, транспортный |
Годы производства | 1984 – 2004 |
Длина | 69,1 м |
Высота | 21,08 м |
Размах крыла | 73,3 м |
Площадь крыла | 628 м² |
Диаметр фюзеляжа | Нет данных |
Взлетная масса | 405 000 кг |
Крейсерская скорость | 850 км/ч |
Максимальная скорость | 865 км/ч |
Дальность полета | 7500 км |
Потолок | 11 600 м |
Длина разбега | Нет данных |
Полная нагрузка | 120 000 кг |
Число пассажирских мест | 28 |
Экипаж | 8 |
Кто изобрел первый самолет: история создания
Концепцию современного самолета разработал и описал Джордж Кейли еще в 1799 году. Он построил первый полноразмерный планер, который даже поднялся в воздух. Однако в то время большинство его идей не нашли практического применения. Уже в XIX веке выдающийся инженер Отто Лилиенталь изучал проблематику полета на аппаратах с двигателем тяжелее воздуха, но у него тоже ничего не вышло.
Доработать концепцию Кейли получилось только у братьев Райт. В 1903 году они совершили первый устойчивый и контролируемый полет на летательном аппарате с двигателем тяжелее воздуха. Его совершил Орвилл Райт. Полет длился 12 секунд, и за это время самолет смог преодолеть расстояние в 35 метров. Однако уже четвертый полет показал более впечатляющие результаты — 260 метров за 59 секунд. На этот раз самолет пилотировал Уилбер Райт.
После этого братья Райт доработали свой Flyer-III, избавившись от резкого крена и проблем с приземлением. После доработок на этом самолете получилось пролететь 38,9 км за 39 мин. 23 с. Однако самолет братьев Райт не мог взлетать и садиться без посторонней помощи: всегда использовались полозья или даже катапульта. Кроме того, отсутствие механизированного крыла не давало возможности совершать повороты.
Самолет с шасси и механизированным крылом был построен во Франции Альберто Сантос-Дюмоном. В 1906 году он совершил на нем полностью управляемый полет, самостоятельно взлетев и выполнив посадку. Кроме того, благодаря механизированному крылу получилось выполнить полет с разворотом и по дуге. Свой вклад в изобретение самолета внесли и Джордж Кейли, и братья Райт, и Альберто Сантос-Дюмон.
Поэтому считать изобретателями самолета исключительно братьев Райт некорректно.
Вопросы и ответы
Часто у тех, кто интересуется самолетами и авиацией, возникают разные вопросы. Ответим на те, которые встречаются наиболее часто.
Какой самый большой самолет в России на сегодняшний день?
Все зависит от класса самолета. Если рассматривать серийные грузовые самолеты, то лидером является АН-124 «Руслан». Среди пассажирских лайнеров подобных впечатляющих гигантов нет. Вакантное место мог бы занять КР-860 «Крылья России» ОКБ Сухого, рассчитанный на 1000 пассажиров, но он так и остался на бумаге.
Какой самолет считается самым длинным?
Самый длинный пассажирский лайнер в мире — Boeing 747−8. Его длина составляет 76,4 м. Из концептуальных летательных аппаратов можно выделить Scaled Composites Stratolaunch Model 351. Это двухфюзеляжный самолет-носитель, предназначенный для доставки ракет и компонентов к ним в стратосферу. Его длина составляет 84,7 м.
Что будет, если в двигатель самолета попадет птица?
Турбинные двигатели современных самолетов без проблем выдерживают попадание в них птицы весом до 3,5 кг — в этом случае никаких последствий не будет. Но если в турбину попадет крупная птица, лопасти могут сломаться, и в результате в двигателе возникнет пожар. На современных самолетах системы безопасности проектируются с учетом потери одного и даже нескольких двигателей.