НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Проект «Нептун»: в стратосферу на воздушном шаре

6 сентября 2024
Можно ли уменьшить стоимость космического туризма с нескольких миллионов до 125 тыс. долларов? Мы подробно разобрали американский стартап, предлагающий посылать людей в стратосферу на воздушном шаре.

Космический туризм — популярная тема обсуждения. Пока что он предполагает отправку человека на МКС. Кроме высокой цены стать действительно массовым этому направлению не позволяет долгая подготовка к отправке в космос и потенциальная опасность для жизни. Коммерческие пуски планируют SpaceX, Blue Origin и «Роскосмос». Но все они предполагают запуск ракет. Компания Space Perspective из Флориды предлагает свой вариант — корабль по проекту «Нептун». Он развивает идеи ранних экспериментальных стратостатов и способен перевернуть представления о платных полетах как о чем-то недоступном и очень дорогом.

Цель — стратосфера

Для попадания на орбиту туристу нужно «оседлать ракету», преодолеть значительные перегрузки и пройти подготовку настоящего космонавта. Это автоматически сильно сужает список тех, кто мог бы полюбоваться Землей из космоса.

Сложно рассматривать будущие коммерческие полеты от компаний Джеффа Безоса или Илона Маска как действительно общедоступные. Причина в том, что они оба предполагают запуск ракеты.

Авторы проекта «Нептун» решили взглянуть на вопрос под другим углом. Что, если поднять корабль на уровень стратосферы на воздушном шаре без ракеты носителя? Тогда и рисков будет меньше и путешественникам не придется проходить месяцы жестких тренировок.

Да, высота подъема будет меньше — 30 км, в то время как у SpaceX и Blue Origin более 100 км, но он продлится дольше, станет безопаснее и значительно доступнее.

Соосновательница Space Perspective, Джейн Поинтер описывает полет так: «Представьте, что вы проснулись рано утром, сели в капсулу и начали медленно подниматься вверх. С момента отрыва от пусковой платформы, расположенной на воде, вы будете подниматься в космос плавно, со скоростью 12 миль в час. При этом вам предложат обслуживание на борту — напитки и еду. На самом верху вы сможете увидеть изогнутую линию горизонта нашей планеты, возможно, посмотреть на рассвет или закат. Многие астронавты описывают это как опыт, который полностью меняет представления о жизни».

Какой будет капсула

Будущий корабль будет состоять из двух структур. Первая — это капсула в виде сферы из углеродного волокна. Это и есть многоразовый корабль для стратосферного туризма. Вторая — это воздушный шар. Он меняется на новый после каждого запуска.

Первая капсула проекта «Нептун» получила название Excelsior. Имя вдохновлено одноименным проектом ВВС США. В рамках него капитан Джозеф Киттингер совершил три прыжка с парашютом с высоты более 31 тысячи метров.

Снаружи капсула оснащается сложной системой элементов, призванных уменьшить воздействие солнечной радиации. Окна аппарата устроены так, чтобы отражать большую часть вредного излучения и одновременно регулировать температуру. На качество обзора это не повлияет.

Снизу на Excelsior устанавливается устройство-якорь конической формы. Так как аппарат приводняется, это помогает уменьшить сопротивление поверхности, сделать вход в нее мягче.

Интерьер капсулы заметно отличается от тесных космических кораблей. В салоне будут размещены мягкие кресла на восемь пассажиров. Отдыхающие смогут заказать любимый коктейль в баре, насладиться приятной музыкой, попробовать блюда из меню. Не забыли проектировщики и про уборную. В ней, как и по всему периметру аппарата, будут размещены большие окна для наслаждения видами. Не обойдется и без Wi-Fi, чтобы сразу поделиться впечатлениями в соцсетях.

Особенности шара

Сам подъем Excelsior в стратосферу во многом напоминает полет обычного воздушного шара, только заметно большего размера и со сферой вместо гондолы.

Шар шьют в специальном помещении вручную. В большом ангаре длиной 213 метров несущая лента сшивается углеводородными нитями. В перспективе производство должно выдавать по два шара в неделю. В планах основателей Space Perspective не менее ста запусков в год.

Для заполнения шара используется водород. В полностью раскрытом положении аэростат будет по текстуре напоминать мяч для пляжного волейбола. Специальные выступы на поверхности должны сделать его крепче, исключить разрыв в экстренной ситуации.

Если авария все-таки произойдет, носитель отсоединится. Дальше спуск будет организован как сегодня у космонавтов — на нескольких аварийных парашютах.

Управление, запуск и другие вопросы

Space Perspective ориентированы на дистанционное управление полетом. При этом вместе с туристами в стратосферу планируется отправлять и экипаж — обслуживающий персонал и капитана. Если что-то случится, они должны будут рассказать про правила поведения и успокоить людей. Все ключевые системы контроля подъема и снижения дублированы в наземном пункте управления и в самой капсуле.

Шар будет стартовать с воды. Для этого разработан специальный корабль, рассчитанный на перевозку двух аппаратов одновременно.

Так как во время полета капсула будет перемещаться, и точно предсказать место спуска невозможно, Excelsior будет приводняться. Уже через 15 минут корабль прибудет на место посадки и заберет туристов.

Общая продолжительность экспедиции вместе с подъемом и спуском составит около шести часов. Сейчас компания прорабатывает разные форматы работы с клиентами. К примеру, может появиться вариант с ночевкой на корабле, чтобы показать туристам самый эффектный вид с борта судна — на восход.

В Space Perspective заявляют о том, что хотели бы запускать шары из разных точек земного шара. Стоимость билета на шары проекта «Нептун» составит 125 тыс. долларов. Место уже можно забронировать на официальном сайте компании. Капсула для тестовых полетов готова, грядет серия испытаний. Если все пройдет успешно, первые путешественники должны отправиться в стратосферу в конце 2024 или начале 2025 года.

Роман Андреев