Microsoft несколько лет подбиралась к американской компании Apple, которая сделала самый популярный плеер в мире. Но попытка обойти или хотя бы догнать конкурента оказалась неудачной. Покупатели не поняли, зачем им нужен Microsoft Zune. А свои ошибки корпорация осознала слишком поздно.
Зависть Microsoft
В 2001 году Apple выпустила iPod и устроила революцию в мире портативных плееров. Гаджет обещал пользователям «1000 песен в кармане» в стильном дизайне. Плеер быстро стал культовым. А в 2003 году слушателям предложили покупать миллионы песен удобным способом — через цифровой магазин iTunes Store.
Успехам Apple завидовали все, в том числе главный конкурент — Microsoft. Корпорация захотела свою часть прибыли от музыкального рынка. Борьба с Apple началась с онлайн-магазина MSN Music в 2004 году. Там продавали песни, которые защитили от пиратства с помощью шифрования. Включать треки можно было только на плеерах, которые получили специальное разрешение. Разумеется, iPod в их число не попал.
Ограничения пользователям не понравились. Догнать iTunes у Microsoft не получилось. Но в корпорации решили, что надо взять планку повыше — и выпустить конкурента iPod.
«Какашка робота»
Первый плеер Microsoft назвали Zune. Такое имя выбрали из-за схожести со словом tune (песня, мелодия, звук). Гаджет анонсировали в сентябре 2006 года, за два месяца до старта продаж. Разработчики обещали, что это будет не просто плеер, а совершенно новая платформа для цифровых развлечений. В Microsoft сделали акцент на связи — с музыкальной библиотекой, друзьями и другими устройствами.
По функциям Zune почти не отличался от iPod, хотя у него не было игр, календаря, таймера. Зато дизайн был совсем не таким привлекательным. Плеер раскритиковали за обычные кнопки управления вместо сенсорного колесика, который использовала Apple. Zune выпускали в трех цветах — белом, черном и коричневом. Последний вариант разругали больше всего. В одном из обзоров его даже сравнили с «какашкой робота».
Стоил Zune $250, как и iPod Video с таким же объемом памяти — 30 Гб.
Нюансы Zune
Связь, которую обещали пользователям, оказалась совсем не такой, как в рекламе. Microsoft удивила решением закрыть MSN Music 14 ноября, в день выхода Zune. И плеер не получил поддержку файлов, купленных в этом магазине. Все песни опять нужно было приобретать. Новым цифровым маркетом стал Zune Store. Пользователям предлагали не только песни и альбомы по отдельности, но и подписку. За $14,99 в месяц можно было скачать любую музыку. Но песен в магазине Zune оказалось в полтора раза меньше, чем в iTunes Store — всего 2 млн. А еще в нем не продавали фильмы, телешоу, аудиокниги.
Также слушателей разочаровал Wi-Fi. Технологии тогда не было в iPod, но в Zune она работала не так, как ожидали пользователи. Плеер не позволял беспроводным способом подключаться к компьютеру или выходить в интернет. С помощью Wi-Fi разрешали только отправлять песни другим владельцам Zune и с большими ограничениями. Треки можно было послушать три раза в течение трех дней.
Другой проблемой стало обязательное для плеера приложение Zune. Оно работало плохо и оказалось не слишком понятным для обычного пользователя. А еще запустить его можно было лишь на операционной системе Windows. Это помешало переманить владельцев iPod с компьютерами Apple. И Zune, в отличие от других плееров, нельзя было использовать как внешний жесткий диск или флешку.
Критики в обзорах отметили, что потенциал у гаджета есть, но сейчас все же лучше приобрести iPod. И покупатели не понимали, зачем им новое устройство вместо культового плеера Apple, который хотят все. Microsoft не смогла их переубедить с помощью рекламы.
Низкие продажи
Через две недели после запуска Zune занимал пятое место на рынке плееров в США. Аналитики отметили, что спрос был неплохой, но никакого влияния на Apple это не оказало.
Первый миллион Zune продали к лету 2007 года. И результат оказался не впечатляющим. На рынке плееров с жестким диском Microsoft занимала 10%, а на рынке всех плееров — лишь 3%. К тому моменту Apple продала больше 100 млн iPod. Уже в сентябре того же года Microsoft пришлось снизить стоимость Zune до $200. Через два месяца вышла новая версия плеера — меньшего размера, чтобы соревноваться с iPod Nano. Модель Zune на 4 Гб памяти продавали за $149.
Но ситуацию это не исправило. К маю 2008 года Zune купили лишь 2 млн раз. Тогда же Apple за один квартал продала свыше 10 млн плееров. Ситуацию для Microsoft портил и iPod Touch. Это плеер с сенсорным экраном в дизайне iPhone. Свой аналог Microsoft предложила лишь в сентябре 2009 года.
«Самый некрутой плеер»
Продажи Zune резко сократились через пару лет после выхода. Выручка за четвертый квартал 2008 года упала на $100 млн (54%) по сравнению с тем же периодом прошлого года. А продажи за то же время iPod стали рекордными — больше 22 млн штук.
В конце 2008 года Барака Обаму, который только победил на выборах президента США, заметили с Zune, «самым некрутым плеером». Его пресс-секретарь оправдалась, что избранный глава государства обычно использует iPod, и неизвестно, откуда взялся гаджет Microsoft.
Репутацию плеера также подмочила программная ошибка 2008 года. Пользователи пожаловались, что первая версия Zune перестала работать 31 декабря. Оказалась, что плеер завис из-за високосного года — система не могла обработать 366-й день. Пользователям объяснили, что снова Zune заработает только 1 января.
Американский журнал Time в 2009 году включил Zune в список главных технологических провалов десятилетия. В статье отметили, что Microsoft полностью провалила попытку посоревноваться с Apple. А прошло меньше трех лет с выпуска плеера.
Сдался даже главный фанат Zune в мире. Стивен Смит активно поддерживал и рекламировал плеер в интернете и сделал несколько татуировок в его честь. Он даже пытался поменять имя на Microsoft Zune. Но через два года Смит потерял веру в успех гаджета и купил iPod.
Полный провал
Официально Microsoft закрыла линейку Zune в октябре 2011 года. В компании заявили, что плееров больше не будет. Вместо этого разработчики направили силы на операционную систему Windows Phone. Но и со смартфонами корпорация потерпит неудачу.
Бывший руководитель подразделения Zune Робби Бах соглашался с критиками насчет провала. По его словам, рынок музыкальных плееров начал исчезать, когда Microsoft только пыталась в него зайти. Также Бах считает, что маркетинг Zune провалился. Корпорации не удалось заинтересовать широкую аудиторию.
«Честно говоря, мы были недостаточно смелыми. Мы погнались за Apple с продуктом, который был неплохим. Но он все равно отставал. Не было причины, чтобы кто-то сказал: "О, я хочу эту штуку",» — отметил Бах.
Он добавил, что, зная, как все получилось, отказался бы от создания Zune.