НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Зачем на двигателе самолетов рисуют спираль

2 июня 2024
Возможно, вы обращали внимание, что на центральной части авиадвигателей нанесен белый рисунок в виде спирали. Для чего нужна эта спираль и почему производители турбин выбрали именно такую форму, расскажем в этой статье.

Сначала о главном. Центральная часть вентилятора авиационных двигателей, на которую наносят спираль, — это кок. Нет, с судовым поваром у нее нет ничего общего. Слово заимствовано из французского языка («cocon») и дословно переводится, как обтекатель. По сути, это обычная полая накладка-колпак, которая прикрывает собой центральную втулку винта и разделяет воздушные потоки на входе в двигатель, чем уменьшает его лобовое сопротивление. Но зачем на ней рисуют спираль?

Зачем на двигателе рисуют спирали

Впервые спираль появилась на авиационных двигателях еще во времена Второй мировой войны. Уже тогда эту разметку наносили на обтекатели винтов самолетов «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф», и делали это отнюдь не ради украшения или устрашения других пилотов, как рассказывали некоторые историки. А для того, чтобы люди, обслуживающие самолеты на земле, могли отличать работающий двигатель от остановленного.

На современных турбореактивных самолетах, кроме факта работы двигателя, выбор такой формы обусловлен еще и ее способностью указывать на направление вращения вентиляторов, а также на их скорость. Когда воздушное судно находится на стоянке, его обслуживает большое количество персонала, и все они хотят быть уверены, что рядом с самолетом находиться безопасно. Скорости вращения работающего турбовентиляторного двигателя достаточно, чтобы засосать человека даже на расстоянии 4−5 метров, поэтому никто в здравом уме не подойдет к работающей турбине. Именно спираль дает наиболее наглядное представление о скорости вращения и риске втягивания в поток.

Когда самолет приземляется, его двигатели продолжают вращаться даже после выключения. Визуально же отличить остановленный двигатель от работающего можно далеко не всегда. Здесь и приходит на помощь рисунок в виде спирали. Правило простое — если спираль видно невооруженным глазом, значит двигатель безопасен. То есть рисунок можно увидеть, только когда обороты двигателя снижаются до безопасных значений.

А как же звук работающего двигателя, — спросите вы. Что ж, аэропорт — это далеко не самое тихое место на планете. Звук двигателей одного самолета здесь может с легкостью заглушать звуки соседних лайнеров, поэтому обслуживающий персонал не привык доверять своим ушам.

Защита от птиц

А еще спираль, нанесенная на вентилятор, защищает турбины от пролетающих птиц. Дело в том, что очень часто птицы принимают гондолу двигателя за укрытие. Вращаясь на огромной скорости, лопатки вентилятора превращаются в сплошное черное пятно, поэтому птицы не подозревают, что их ждет опасность. Если же в середине есть спираль, создаются визуальные мерцания, которые отпугивают птиц.

Несмотря на то, что данный факт до сих пор оспаривается некоторыми исследованиями, производители авиадвигателей продолжают рисовать спирали на колпаках вентиляторов, объясняя это банальной перестраховкой. Ведь нанести краску на обтекатель — дело пустяковое, и даже если эта небольшая деталь сработает по своему назначению хотя бы один раз из тысячи, это спасет сотни жизней.

Вася Воробьев