В феврале 2004 года британский журналист Бен Хаммерсли написал статью для газеты The Guardian. Он посвятил ее буму онлайн-радио, которое стало очень популярным с расцветом портативных плееров. «Но как это назвать? Аудиоблогинг? Подкастинг? ПартизанскоеМедиа?», — написал Хаммерсли.
Именно в той статье впервые появилось слово «подкаст». Оно произошло от названия плееров iPod и английского broadcasting, что переводится как трансляция или вещание. С тех пор такое имя и закрепилось за явлением. Но с чего вообще началась история подкастов?
Предыстория
Прообразом подкастов в России и, возможно, во всем мире стала «Иллюзия независимого радио». Это дополнение к самиздатовскому журналу из Ростова-на-Дону «Ура Бум-Бум!», которое запустили в 1989 году. Его авторы записывали на бобинах андеграундную музыку и различные интервью, в том числе с лидером группы «Гражданская оборона» Егором Летовым. Проект просуществовал несколько лет, и за это время вышло четыре выпуска «Иллюзии независимого радио».
Одним из зарубежных предшественников подкастов стал Internet Radio Talk, появившийся в 1993 году. Писатель и эксперт Карл Маламуд общался с различными специалистами из мира компьютеров и записывал разговоры в виде аудиофайлов. Чтобы прослушать выпуски, их нужно было скачать.
Самодельные аудиопрограммы так и не стали массовым явлением в 1990-х годах. Распространение они получили с развитием интернета. Большой вклад сделал ведущий телеканала MTV Адам Карри. Он стал соавтором технологии для распространения подкастов. Для этого Карри объединился с Дейвом Уайнером, одним из создателей формата RSS, который позволяет новостным агрегаторам подгружать статьи и другие текстовые материалы. Метод пришлось изменить, чтобы слушатели могли также получать аудиопередачи автоматически по мере их выхода. Для этого не нужно следить за новыми выпусками и самому их загружать. Всего лишь требуется подписаться на автора — это главное отличие подкастов от обычных аудиофайлов. Концепт технологии появился в конце 2000 года, а в начале следующего года его протестировали. На доработку формата потребовалась пара лет.
От энтузиастов до Джобса
В 2003 году журналист и писатель Кристофер Лайдон вместе с Уайнером запустил проект Radio Open Source. По сути, с него началась история подкастов, поскольку именно эту передачу первой распространили через формат RSS. Лайдон до сих пор ведет свое шоу, правда название сменилось на Open Source. Среди именитых гостей за два десятилетия оказались лингвист и философ Ноам Хомский, лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук и Тим Бернерс-Ли, один из создателей интернета.
Подкасты удобно слушать не только дома, но и во время прогулок или занятий спортом. В 2000-х годах аудиоконтент в основном потребляли не через телефоны, а с помощью портативных плееров. Лидер рынка в то время — линейка устройств iPod американской технологической компании Apple. И благодаря ее популярности частица названия этих плееров и закрепилась в имени подкастов. Apple не стала препятствовать такому варианту, несмотря на возможные нарушения товарного знака. Основатель Apple Стив Джобс назвал подкастинг «новым поколением радио», поэтому на онлайн-платформу iTunes в 2005 году добавили тысячи выпусков аудиошоу. И если другие плееры вынуждали пользователя искать контент на различных сайтах, владельцы iPod могли найти все необходимое в одном месте. В итоге ажиотаж вокруг самодельных аудиопередач вырос до такой степени, что Оксфордский словарь английского языка признал подкаст словом 2005 года.
Параллельно с мировым развитием подкасты стали появляться и в России. Крестным отцом формата в стране считают Василия Стрельникова. Он прославился в качестве первого «голоса» российской версии MTV и ведущего канала. В середине 2000-х Стрельников узнал о популярности подкастов в англоязычном мире, в то время как в России такого явления еще не было. В 2005 году он вместе с партнерами запустил платформу rpod.ru. На сайте все желающие могли выкладывать свои подкасты.
Развитие индустрии
Впоследствии количество подкастов стало резко увеличиваться. Особенно новый способ контакта с аудиторией понравился комикам. Например, большими звездами в этой сфере стали популярные британские артисты Рики Джервейс и Стивен Мерчант, авторы оригинальной версии сериала «Офис». Изначально они вели The Ricky Gervais Show на радио, а в формате подкаста передача появилась в конце 2005 года. Проект стал хитом, и уже во втором сезоне создатели сделали выпуски платными для скачивания. Прежде авторы столь популярных подкастов не заставляли слушателей раскошеливаться.
С каждым годом продолжало увеличиваться число пользователей интернета, слушающих подкасты. Согласно одному из исследований, в апреле 2006 года показатель в США равнялся 7%. Спустя два года он вырос до 19%, а к маю 2013 года — до 27%. И это было только начало.
Прорыв
Все изменил Serial («Серийный»). В 2014 году вышел документальный подкаст о реальном преступлении — в нем обсуждали дело Аднана Сайеда, осужденного за убийство своей девушки. Журналисты не просто рассказали неоднозначную историю, но и попытались разобраться, что же случилось на самом деле. Подкаст стал настоящим феноменом. Никто не ожидал, что за пару месяцев слушатели скачают 12 эпизодов шоу почти 70 млн раз. И, если обойтись без спойлеров, можно сказать, что Serial значительно повлиял и на судьбу самого заключенного.
Подкаст привел к расцвету жанра тру-крайм («настоящее преступление» с переводе с английского) во всех форматах. Истории о реальных маньяках и других злоумышленниках стали массово выпускать в виде аудиопередач, документальных сериалов и фильмов. Эта волна добралась и до России. Например, в топ подкастов за 2023 год на «Яндекс. Музыке» попал проект «Дневники Лоры Палны», посвященный серийным убийцам.
Подкасты стали и отличной основой для сюжета популярных художественных сериалов. Один из самых известных — «Выбывшая» про историю стартапа Theranos и его основательницы Элизабет Холмс, которую осудили за мошенничество. Да и сам Serial превратился в документальный сериал «Дело Аднана Сайеда», который в 2019 году выпустил канал HBO.
Рекорд
Помешательство на подкастах достигло пика в 2020 году. Речь о рекордном соглашении между стриминг-сервисом Spotify и ведущим Джо Роганом. Комик и комментатор запустил свой подкаст The Joe Rogan Experience еще в 2009 году. Спустя 11 лет аудиоплатформа заплатила Рогану $200 млн за эксклюзивные права на его проект, который был одним из самых прослушиваемых в мире. Затем в период до февраля 2024 года новые выпуски подкаста выходили только в Spotify. Однако Роган не раз сталкивался с критикой из-за гостей, которые выступали против прививок и распространяли теории заговора.
В 2022 году в США 62% пользователей интернета хотя бы раз слушали подкасты. А количество самих шоу превысило 4,3 млн только лишь в Штатах. Немалую роль в этом сыграла пандемия коронавируса в 2020 году. Записывать передачи в аудиоформате удаленно было проще, чем снимать видео. А еще их удобно слушать, занимаясь какими-нибудь делами.
Активно подкастами интересуются и в России. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций за октябрь 2023 года, регулярно их слушают около 10 млн жителей страны. Появилось больше 25 тыс. различных подкастов. Свои передачи выпускают популярные СМИ, известные персоны, спортивные команды. И пока что индустрия точно не собирается сбавлять обороты.