НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как прошли первые в истории гонки автономных автомобилей в Абу-Даби

29 апреля 2024
На трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби (ОАЭ) состоялись первые в истории соревнования между автомобилями, управляемыми искусственным интеллектом. В качестве гоночных болидов были использованы Dallara Super Formula SF23. Призовой фонд составил $2,25 млн.

Гонки состоялись 27 апреля 2024 года. Каждая команда получила одинаковый болид с GPS, камерами, компьютером и разнообразными сенсорами, включая радары и лидары. Из восьми участников до финиша добрались только четверо, а россиянин Даниил Квят победил в демонстрационной гонке, уверенно обогнав беспилотный болид команды Института технологических инноваций Абу-Даби.

Кто придумал гонки беспилотных болидов

Лига автономных гонок Abu Dhabi Autonomous Racing League (A2RL) создана компанией ASPIRE. Ее придумали для продвижения исследований и разработок в области автономных транспортных средств и искусственного интеллекта. Благодаря тому, что всем командам предоставляется одинаковая техника — болиды категории Super Formula — участники находятся в равных условиях, а также получают возможность придумывать что-то свое.

Помимо классических гонок в дальнейшем планируется провести и другие соревнования: гонки дронов, гонки по бездорожью, по песчаным дюнам на багги. Во всех этих категориях предоставляемая участникам техника тоже, скорее всего, будет одинаковой.

Организаторы рассчитывают, что эти мероприятия станет дополнительным стимулом к разработке новых безопасных решений в транспортной сфере. Они позволят снизить расход топлива и выбросы углекислого газа, увеличить эффективность существующей техники, а также повысить стандарты безопасности в автоспорте и коммерческих перевозках.

Особенности беспилотного болида Dallara SF23

Гоночный автомобиль Dallara Super Formula SF23 оснащен четырехцилиндровым двухлитровым двигателем Honda или Toyota с турбонаддувом, мощностью 600 лошадиных сил. Установлена шестиступенчатая коробка передач, передняя и задняя подвеска на толкателях, регулируемые амортизаторы, керамические тормоза от Brembo и шины от Yokohama.

Dallara SF23 — это самый быстрый болид после гоночных автомобилей «Формулы-1», он способен разгоняться до 310 км/ч. Автомобиль изготовлен из биокомпозита, оснащен комплексом датчиков, сканеров, лидаров, гироскопов и другой электроникой, необходимой для движения по трассе без аварий. Каждые 5 мс искусственным интеллектом принимаются сотни решений по управлению автомобилем, а в целях безопасности предусмотрена «красная кнопка» — она позволяет мгновенно отключить болид.

Также на каждом болиде присутствуют:

  • 7 видеокамер Sony IMX728 с углом обзора 360°. Из них 6 камер направлены вперед и в стороны, одна смотрит назад.

  • 4 высокочастотных радара ZF ProWave, которые отвечают за сканирование окружающего пространства;

  • 2 GPS-модуля, установленных в середине и на носу болида;

  • 3 лидара Seyond Falcon Kinetic FK1, которые «рисуют» трехмерную картину происходящего вокруг, помогая автомобилю ориентироваться в пространстве;

  • Производительный компьютер Neousys RGS-8805GC с графическим процессором Nvidia, который отвечает за предоставление ИИ вычислительной мощности, достаточной для эффективного управления рулем, двигателем, коробкой передач и тормозами.

Задача участников гонки

Перед участниками стояла сложная задача по программированию. Дело в том, что все команды получали только болид с необходимым для беспилотной езды «железом», а программное решение они должны были разработать сами.

Таким образом, компьютер должен был вместе с программистами осваивать тонкости поведения на пятикилометровой трассе, которая состояла из 16 сложных поворотов. Автомобилям предстояло пройти 16 кругов.

Сложность задачи заключалась в том, чтобы правильно рассчитать уровень сцепления с дорогой, контролировать температуру шин, прогнозировать движение других автомобилей, предусмотреть возможность обгона. Особенно проблематично понимать, когда SF23 находится буквально на грани между сцеплением с трассой и вылетом за ее пределы. Поскольку одновременно соревновалось несколько быстрых автомобилей, нужно было научить ИИ быстро принимать правильные решения.

К соревнованиям было допущено 8 команд:

  1. Code19 Racing, США;

  2. Constructor Group, совместный проект Германии и Швейцарии;

  3. Fly Eagle, совместный проект Пекинского технологического института Китая и Университета Халифа, ОАЭ;

  4. HUMDA Lab, Венгрия;

  5. KINETIZ, совместный проект Kintsugi из ОАЭ и Наньянского университета;

  6. PoliMOVE, Италия;

  7. UNIMORE, Италия;

  8. TUM, Германия.

Как прошли первые соревнования автомобилей, управляемых ИИ

Перед началом заезда организаторы устроили показательные соревнования, в которых принял участие экс-пилот «Формулы-1» россиянин Даниил Квят. Ему противостоял болид с ИИ, разработанным Институтом технологических инноваций (TII). Даниил уверенно выиграл заезд, обогнав компьютерного соперника на трассе и придя к финишу на 10,38 секунд быстрее.

Далее зрителей ждала 45-минутная гонка исключительно между автономными болидами. Трансляция соревнований велась на YouTube.

В отборочном туре 8 автомобилей боролись за 4 места в финале. Для этого им достаточно было показать лучшее время и скорость на круге. В финале же проверялась способность ИИ выжимать из автомобиля максимум, идти на обгон, рисковать и добиваться успеха.

В финальном заезде долгое время лидировала итальянская Polimove, но ошибка ИИ на пятом круге привела к развороту на торможении и потере накопленного преимущества. Гонку пришлось остановить, а после рестарта в лидеры вырвался автомобиль команды Unimore Racing.

Ближе к концу гонки болид команды TUM из Мюнхена догнал лидера, и тот внезапно остановился, обнаружив рядом с собой соперника. В результате автомобиль немецкой команды его обогнал, возглавил пелотон и первым пересек финишную черту. Вторым к финишу пришел автомобиль Constructor Group, а Unimore Racing и Polimove довольствовались третьим и четвертым местами соответственно.

Еще одной особенностью прошедших соревнований стала бесплатная трансляция на YouTube и возможность оказаться «внутри» болида с помощью VR-устройств. Так гонка стала еще интереснее. А если учесть обязательства организаторов не просто регулярно проводить подобные соревнования, а внедрять новые технологии и предлагать зрителям больше возможностей почувствовать дух гонки, то стоит ожидать немало сюрпризов от будущих заездов.

Андрей Огурчиков