НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Самоотверженный подвиг семьи инженеров. Как возводили Бруклинский мост

19 ноября 2024
Бруклинский мост — символ Нью-Йорка, а также один из старейших подвесных мостов в США. В статье расскажем, как самоотверженный подвиг семьи инженеров помог в создании этого знакового сооружения.

Интересные факты о самом грандиозном проекте века

Строительство моста заняло 14 лет и потребовало усилий более 600 квалифицированных специалистов. Это великое сооружение обошлось казне в $15 млн, невиданные по тем временам деньги. В пересчете на сегодняшний курс эта сумма еще внушительнее — более $560 млн.

Это сооружение установило новые стандарты целостности и прочности конструкции. Впервые в мире при строительстве использовались стальные тросы, закрепленные между его каменными башнями.

Создателя Бруклинского моста, Джона Реблинга, вдохновляла готическая архитектура и величие европейских соборов. Он отважился включить замысловатые узоры, орнаменты, стрельчатые арки в дизайн проекта. И не отступил от своего решения, несмотря на критику в свой адрес.

Поначалу проект носил совсем другое название — «Мост Грейт-Ист-Ривер». В момент открытия, в 1883 году, его переименовали в «Мост Нью-Йорка и Бруклина». Свое настоящее имя он получил через 32 года после окончания строительства.

Открытие Бруклинского моста стало величайшим днем в истории города. Огромные толпы народа собрались посмотреть на это дивное событие. Действующий президент, Честер Алан Артур, губернатор Нью-Йорка и другие высокие чины торжественно проследовали по мосту через пролив Ист-Ривер в сопровождении военного оркестра. Когда они достигли башни на стороне Манхэттена, раздался праздничный пушечный залп. В полночь мост открыли для публики, и в следующие 24 часа по нему прошли более 150 000 человек.

Сначала жители опасались за прочность моста, так как это был необычный проект в те времена. Чтобы рассеять все сомнения, известный шоумен П. Т. Барнум организовал парад из 21 слона и 17 верблюдов, которые благополучно прогулялись по мосту, не причинив ему никакого вреда.

Сразу после открытия мост превратился в платный «хайвей». Чтобы проехать по нему верхом, приходилось расстаться с 5-ю центами. Лошадь с повозкой обходилась уже в 10 центов. И даже пешая прогулка стоила пенни. Но под давлением возмущенных жителей плату для пешеходов отменили в 1891 году. А позже при поддержке мэра Нью-Йорка Уильяма Дж. Гейнора проезд стал бесплатным и для водителей.

В 1964 году Бруклинский мост обрел почетное звание Национального исторического памятника за исключительную культурную и историческую значимость.

А еще в 2006 году в нем обнаружили скрытое бомбоубежище, потайные помещения внутри креплений моста использовались как винные погреба, а на каменных башнях поселились сапсаны.

Самоотверженный подвиг. Как возводили Бруклинский мост

О строительстве переправы через пролив Ист-Ривер начали говорить еще в начале 1800-х годов. Но дальше разговоров дело не шло. Сооружать тоннель было неподъемно для городского бюджета. Опоры обычного моста мешали бы судоходству, а техника построения подвесных мостов тогда еще не была известна. Тем временем жители вынуждены были передвигаться на паромах, что отнимало очень много времени.

В 1867 году к правительству штата обратился немецкий инженер-эмигрант Джон Реблинг с подробным планом будущего моста вплоть до мелких технических характеристик. Он спланировал каменные опоры, способы прокладки и соединения стальных тросов с уникальным плетением, разработанных самим Реблингом. Подготовка проекта заняла два года, и в 1869-м приступили к его воплощению.

Но грандиозные планы немецкого инженера завершились в самом начале. Летом 1969 года он проводил финальный осмотр места строительства, стоя на пароме. У причала его нога случайно соскользнула и была раздавлена корпусом парома. Джон Реблинг пережил ампутацию пальцев ноги, но, несмотря на предупреждение врачей, вернулся на место постройки. Через 21 день его состояние ухудшилось, и он скончался от заражения крови. Бруклинский мост забрал свою первую жертву.

Неожиданно для себя его сын, Вашингтон, оказался ответственным за самый сложный проект в истории. Работы продолжились по плану. Чтобы вырыть фундамент для огромных каменных опор, в реку погрузили 3000-тонные цилиндры — кессоны. Работая внутри них, строители подвергались огромному давлению. Поднимаясь наверх после окончания смены, испытывали жуткие признаки кессонной болезни, о которой в то время никто не знал. Около 20 человек погибли и более 150 остались инвалидами на всю жизнь. Вашингтон Реблинг лично спускался в кессоны и руководил работами, также страдая от кессонной болезни. Через несколько недель случилось непоправимое — он частично потерял слух и остался прикован к постели. Бруклинский мост продолжал собирать жертвы.

Больше не имея возможности присутствовать на месте строительства, Вашингтон Реблинг наблюдал за ходом работ из окна собственной квартиры. А за дело взялась его жена, Эмили Реблинг. Для этого ей пришлось срочно изучать высшую математику и мостостроение под руководством мужа. В 1872 году Эмили полностью взяла на себя руководство строительством и в течение следующих 10 лет отлично справлялась с задачей. При этом инвесторы не знали о том, что проектом руководит женщина. В те времена это было недопустимо.

В 1883 строительство было завершено, но бюджет превысил первоначальный в три раза. Инвесторы и правительство штата затеяли проверку. Главный инженер, Вашингтон Реблинг, не мог присутствовать на слушании, вместо него появилась Эмили. Тогда и открылась правда о том, кто руководил проектом последние 10 лет. Присутствующие были настолько потрясены рассказанной историей, что сохранили за Вашингтоном Реблингом его официальный пост в качестве дани уважения подвигу этой удивительной семьи.

Эмили Реблинг умерла в 1903 году, через 20 лет после триумфального завершения самого масштабного проекта в истории. Вашингтон Реблинг пережил жену на 23 года, и умер в возрасте 89 лет.

Бруклинский мост был построен буквально вручную, так как в то время еще не изобрели необходимых инструментов. Но, благодаря таланту и самоотверженной преданности семьи инженеров, он функционирует до сих пор. Ежедневно по нему передвигается более 4 тыс. пешеходов и 120 тыс. транспортных средств.

Ирина Бокова