Кулинарный восторг от Мишлен в стратосфере
Насколько далеко вы готовы отправиться ради вкусного обеда? Как насчет полета в стратосферу на высоту более 30 км от Земли? Американская компания «SpaceVIP» анонсировала незабываемое шестичасовое путешествие к границе космоса и обратно.
На борт роскошной капсулы «Нептун», разработанной компанией «Space Perspective» смогут подняться шесть отважных путешественников. В их распоряжении будет бар, ванная комната, панорамные окна с изумительным видом на Землю, удобные кресла, интерактивные экраны с информацией о полете и, конечно же, Wi-Fi для трансляции своих эмоций.
В дополнение к потрясающим впечатлениям путешественники получат необычный обед от шеф-повара Расмуса Мунка — двукратного обладателя звезд Мишлен и владельца ресторана изысканной кухни «Alchemist» в Копенгагене, который входит в пятерку лучших ресторанов мира. Особенности меню пока не известны, но стоит ли сомневаться, что это будет восхитительно?
Пассажиры отправятся наслаждаться видами и встречать восход солнца над нашей планетой в специально разработанной одежде от французского модного дома «Ogier». Запуск планируется в конце 2025 года с космодрома Кеннеди во Флориде. А обойдутся такие впечатления на всю жизнь в 495 000 долларов с человека.
Космический «эспрессо» и японские суши. Чем порадует ресторан на борту
А чем и как питаются космические экипажи во время своих миссий? Конечно, они не располагают персональным Мишленовским поваром, но питание стало намного разнообразнее прежних сублимированных продуктов и паст из тюбиков. Оно даже напоминает многие привычные блюда, которые мы готовим на Земле.
Современным экипажам доступны мясные и молочные продукты, специально обработанные для увеличения срока годности. Обезвоженная пища тоже осталась в рационе, она удобна для хранения. Натуральные продукты, упакованные и готовые к употреблению в любое время — орехи, печенье, шоколадные батончики. И даже свежие фрукты, и овощи с короткими сроками хранения, которые употребляются сразу и служат скорее в качестве приятного дополнения к рациону и поддержания морального духа. Позитива добавляют и космические огороды, в которых выращивают салаты и другую зелень.
Население МКС весьма разнообразно и астронавты из разных стран получают привычную для себя пищу. Например, японцы доставляют лапшу, рисовые шарики и даже суши. А для астронавта из ОАЭ, во время его пребывания на борту, приготовили халяльные блюда.
В 2014 году Итальянское космическое агентство («Agenzia Spaziale Italiana») создало и отправило на орбиту кофемашину «ISSpresso», специально разработанную для условий космоса. Первый космический «эспрессо» отведала астронавт Саманта Кристофоретти 3 мая 2015 года.
А в декабре 2019 года на МКС испекли первое печенье. Тесто предоставила американская компания «DoubleTree by Hilton». Выпекали его в орбитальной духовке в течение двух часов.
Каждые два месяца к МКС пристыковывается космический корабль, который и доставляет продуктовое разнообразие и воду.
Водяные пистолеты и подносы с липучками. Почему еда не улетает от космонавтов
Еда и напитки для космических миссий упаковываются так же, как и для других видов долгих путешествий. Это консервные банки, пакеты на молнии, вакуумные упаковки.
Приготавливается все это в микроволновых и конвекционных печах, а обезвоженные блюда обретают нормальную консистенцию с помощью водяных пистолетов на борту.
На борту МКС есть столовая со стенами, облицованными противомикробными материалами. Столы и стулья прикреплены к полу. А чтобы почувствовать себя более привычно, астронавты пристегиваются ремнями к креслам и пользуются ножами, вилками и ложками, улететь которым не позволяют подносы с магнитами и липучками.
Кто отвечает за космическое меню
В России за содержимое тарелок на орбите отвечает единственный официальный производитель космического питания — «Бирюлевский экспериментальный завод», продукцию которого дегустировал еще Ю. А. Гагарин во время своего первого полета.
Среди крупных мировых компаний, например:
Nissin Food Products Co., Ltd. — японская компания, специализирующаяся на производстве полуфабрикатов и лапши быстрого приготовления.
Morinaga Milk Industry — компания из Токио, в арсенале которой молочные продукты, напитки, кондитерские изделия.
The Space Food Systems Laboratory на базе Космического центра Джонстона, Техас — производит сублимированное питание и упаковывает порошки для напитков, конфеты, печенья и другие сухие продукты.
Производителей много, а рынок космического питания зависит от возможности компаний разрабатывать новые способы производства и консервации, улучшать вкусовые качества, разнообразие и пищевую ценность продуктов. А с появлением частных компаний, таких как SpaceX и Blue Origin, приходится конкурировать с весьма продвинутыми пищевыми технологиями, вплоть до 3D-печати продуктов. Их открытия изрядно добавляют динамики рынку, на котором традиционно задают тон проекты, финансируемые государством.
Сейчас десятка ключевых мировых игроков выглядит так:
- NASA;
- European Space Agency;
- Роскосмос;
- SpaceX;
- Blue Origin;
- Boeing;
- Lockheed Martin;
- Northrop Grumman Corporation;
- Orbital ATK;
- ISSpresso.
А завтра очередное открытие может помочь кому-то из игроков занять большую долю рынка. Самим астронавтам такая конкуренция только в радость. Ведь как душевно пробовать привычные и вкусные блюда на борту в тысячах километрах от Земли.