ICQ стал знаковым явлением в России и многих других странах. Программа появилась в ноябре 1996 года, и к 2001 году набрала 100 млн пользователей. В 2020 «аськой» пользовалось около 400 тысяч пользователей, а в 2024 эта цифра резко сократилась, из-за чего сервис перестал быть рентабельным и будет закрыт.
Онлайн-мессенджер ICQ (I Seek You) был создан израильской компанией Mirabilis в 1996 году и быстро завоевал популярность во всем мире. В то время интернет становился более доступным, а «аська» позволяла общаться в режиме реального времени. Каждый пользователь получал уникальный UIN (Universal Internet Number), который состоял из 5−9 цифр. Их можно было легко записать или запомнить, чтобы потом найти контакт в ICQ-клиенте.
ICQ использовался по всему миру, а наибольшую популярность приобрел в России и странах СНГ. Во многом благодаря тому, что программа стала одним из первых сервисов мгновенного обмена сообщениями, доступных отечественным пользователям. Это казалось прорывной технологией в сравнении с электронной почтой и традиционными телефонными звонками.
Кроме того, ICQ предлагала широкие возможности персонализации, что позволяло пользователям создавать свой уникальный образ в сети. Долгие годы «аська» оставалась любимицей российских интернет-пользователей и вошла в топ легенд рунета.
ICQ: секреты популярности
Секрет успеха «аськи» заключался в том, что она была бесплатной и простой. Первое время это была программа для обмена короткими сообщениями в режиме реального времени. Постепенно добавлялись новые возможности: анимированные смайлики, персонализированные профили, видеозвонки, боты — все то, к чему мы привыкли в 2024 году.
В ICQ можно было создавать групповые чаты и приглашать туда друзей, искать новых знакомых по интересам, которые указывались в профиле. Легко можно было найти случайного человека, готового поболтать просто так. Существовали и публичные чаты, в которых сотни людей общались между собой, а при желании добавлялись в друзья и обменивались личными сообщениями.
ICQ любили за простоту и надежность. Ею было легко и удобно пользоваться, она отлично работала даже при плохом интернет-соединении.
ICQ ввела многие функции, которые позже стали стандартом для мессенджеров, такие, как уведомления о наборе текста и статус занятости контакта (онлайн, оффлайн, не беспокоить) разного цвета.
Программа была особенно популярна среди молодежи и студентов, которые проводили в мессенджере много времени, общаясь с друзьями и новыми знакомыми. «Аська» также позволяла играть в игры, совершать голосовые звонки и использовать плагины, которые расширяли функциональность программы — автоответчики, кошельки, переводчики, шифровальщики
Не только для развлечений
ICQ нашла применение и в профессиональной среде. До появления специализированных корпоративных мессенджеров компании использовали «аську» для быстрой связи с коллегами и партнерами, для обмена информацией и координации работы.
Бизнес использовал «аську» и для передачи документов, файлов и фотографий. Программа позволяла отправлять и принимать файлы большого размера, и к тому же считалась безопаснее электронной почты.
Госучреждения тоже оценили удобство программы и активно общались в ICQ. Настолько активно, что характерный звук входящего сообщения много лет можно было услышать даже в стенах Кремля! Во время блокировки Telegram в 2018 году пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что установил ICQ и изучает этот мессенджер.
Бизнес на номерах
Короткие UIN считались престижными и статусными, потому что легко запоминались и выделялись из общей массы. Получить короткий UIN было непросто, так как их было мало и выдавались они на заре существования ICQ.
Самым первым UIN в истории ICQ считается 100000. Когда ICQ стал популярным, новые пользователи получали номера с большим количеством цифр, что делало UIN менее привлекательными.
Некоторые пользователи были готовы платить большие деньги за короткие UIN, что привело к появлению рынка торговли номерами ICQ. Сначала продавались 5- и 6-значные номера, а в последние годы продавались даже 9-значные!
Любой желающий мог купить понравившийся номер ICQ. Но был один нюанс: такие номера, как правило, были украдены мошенниками у неосторожного пользователя. И оставался немаленький риск того, что UIN снова попытаются украсть.
Закат ICQ
«Аська» запомнилась многим россиянам как символ эпохи онлайн-чатов и первых знакомств в интернете. Она начала терять популярность в середине 2000-х годов. Вот основные причины.
- Конкуренция. Появление новых мессенджеров и социальных сетей — ВКонтакте и Skype быстро перетянули к себе значительную часть пользователей «аськи».
- Устаревший интерфейс. Новые сервисы выглядели интереснее и современнее
- Безопасность. Участились случаи взлома аккаунтов ICQ, что отпугивало пользователей.
- Мобильные устройства. Появление смартфонов и соответствующих приложений изменило подход к онлайн-общению.
В 2010 году российская интернет-компания Mail.ru Group (ныне VK) приобрела ICQ за $187,5 млн. Целью покупки было возрождение бренда и интеграция его в экосистему компании. Однако, несмотря на усилия Mail.ru, а затем и VK, ICQ так и не смогла вернуть себе былую популярность. Тем не менее, «аська» оставила значительный след в интернет-культуре и заложила основы развития для многих современных мессенджеров.