Так думают родители, направляющие своих детей на курсы программирования, которые набирают слушателей буквально с детсадовского возраста. Верно ли это представление или реальность менее однозначна?
Да, российский рынок действительно нуждается в айтишниках: их дефицит, по разным данным, составляет от 200 тысяч до 1 миллиона, а больше половины отечественных компаний говорит о нехватке ИТ-специалистов. При этом спрос на отдельные специальности растет с невероятной скоростью — например, количество вакансий для специалистов в области искусственного интеллекта выросло на 78% за год и не думает сбавлять темп.
Верно и по поводу зарплат: если говорить о медианном вознаграждении (половина получает на руки больше, а половина — меньше), то у ИТ-специалистов она больше в 3−4 раза, чем среднероссийская.
Обе эти причины объясняют тем, что в этом году 25% выпускников школ хотят продолжить обучение в вузах и колледжах, готовящих ИТ-специалистов, а рынок дополнительного профессионального образования (ДПО) только за прошлый год вырос более чем на 30% (во многом благодаря финансовой поддержке родителей будущих айтишников).
К сожалению, обратной стороной ажиотажного спроса на рынке труда стало снижение качества подготовки соискателей, — В итоге возник перекос, когда соотношение «новичок — опытный» составляет 2: 1, что ведет к расслоению в доходах: если состоявшийся в своем деле «мидл» действительно получает 300 тысяч, а руководитель-«сеньор» — 500 тысяч, то человек без опыта вряд ли выйдет за среднероссийский уровень в 40−50 тысяч рублей. При этом компании крайне неохотно берут «джунов» на стажировки — «доведение до кондиции» новичка, причем без гарантий, занимает четверть времени высокооплачиваемого специалиста-тьютора и убыточно для бизнеса
Эксперт подчеркивает, что порог входа в профессию высок: человек без склонности к ИТ вряд ли преуспеет. Зато для талантливых претендентов карьерный взлет может быть вертикальным: у новичка будет возможность вырасти до «мидла» за полгода, а до «сеньорской» позиции — буквально за год. Поэтому, советует Дарья Кудрявцева, не нужно насильно толкать ребенка в ИТ-сферу лишь из-за того, что там высокие зарплаты: рынок насыщается, и уже через несколько лет спрос и зарплаты выровняются со среднероссийскими. Но если старшеклассник «горит» предметом и проявляет явную склонность к кодированию, он быстро найдет свою высокооплачиваемую нишу и в любом случае будет востребован даже через несколько лет.
При этом крайне важно такие склонности выявлять и развивать, поэтому раннее обучение компьютерной грамотности имеет объективную пользу.
У нас учатся малыши от 4−5 лет, которые приобретают компьютерные навыки в игровой форме, — Основной контингент — дети и подростки от 7 до 16 лет, изучающие основы программирования на актуальных языках и осваивающие разные направления: геймдев, работу с визуализацией, моделирование, основы кибербезопасности и даже этичный хакинг. Практика показывает, что такие дети если и не собираются становиться профессионалами, лучше учатся, легче сдают экзамены и понимают, в какой именно сфере хотят развиваться
Так идти или не идти в ИТ?
Конечно, идти, — Даже если спрос выровняется, ИТ-профессия все равно останется очень перспективной в ближайшее десятилетие. В этой сфере едва ли не ежемесячно открываются новые направления, которые обязательно потребуют новых специалистов с новыми компетенциями. Самое главное, чтобы родители понимали: счастье их детей зависит не от навязанного выбора, а от учета особенностей и талантов ребенка. И неважно, хочет ли он стать айтишником, юристом или портным, — важно помогать ему развить способности