НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Глубже, чем вам кажется: реальные психологические процессы в мультфильме «Головоломка-2»

28 июня 2024
На мировые экраны вышел новый хит от анимационной студии Pixar — «Головоломка-2». Мы рассмотрели, на каких научных теориях основан этот мультфильм, и рассказываем вам.

В мозгу подростка загорается ярко-красный сигнал тревоги, возвещая о приближении полового созревания. Эта сцена из нового фильма Disney и Pixar «Головоломка-2» пугает зрителей и работает сразу на двух уровнях — напоминает о собственных бурных подростковых годах или вызывает беспокойство за своих детей. Даже без шумных сирен и мигающего света, само упоминание «полового созревания» достаточно, чтобы встревожить любого. И здесь нет никакого секрета, весь авторы мультфильма использовали реальные научные исследования при создании своего детища.

Заглянем в прошлое

Фильм 2015 года «Головоломка» показал, почему для нас так важны все эмоции, притом даже самые грустные. В новой части, жизнь становится ещё сложнее: Райли, героиня фильма, на пороге полового созревания. Список ее эмоций, воплощенных в милых мультяшных персонажах, пополняется новыми, не менее важными эмоциями: Тревога (озвученная Майей Хоук), Тоска (Адель Экзаркопулос), Зависть (Айо Эдебири), Смущение (Пол Уолтер Хаузер).

Эти новые персонажи будут взаимодействовать с уже знакомыми Радостью, Печалью, Страхом, Отвращением и Гневом. Вместе они помогут Райли справляться с меняющимся миром вокруг нее. Такое пополнение «актерского» состава картины показывает, что человеческие чувства становятся все более сложными.

Важный этап жизни

Подростковые годы всегда сопровождались множеством эмоций и переживаний, и «Головоломка-2» обещает по-новому рассказать про этот важный этап жизни. Через призму новых и уже знакомых героев зрители увидят, как можно справляться с этими изменениями и находить радость даже в трудных моментах.

В фильме Райли уже исполнилось 13 лет. Она все еще играет в хоккей и готовится к поступлению в среднюю школу. Судьба улыбнулась актрисе Линдси Толлман, озвучившей главную героиню, так как она сама совсем недавно проходила через подобные этапы своей жизни.

Толлман делится своими впечатлениями в интервью: «Я работала над “Головоломкой-2” с 13 до 15 лет. Эмоции, которые испытывала Райли, были мне очень близки. Проговаривая свои реплики, я много рефлексировала и думала, какие эмоции ими управляют».

В то же время в штаб-квартире эмоций в голове Райли происходит настоящий хаос — реконструкция, которая приносит с собой беспорядок. Это ярко олицетворяет перемены, которые несет с собой половой созревание.

Настоящее обновление мозга

Лиза Дамур, подростковый психолог и научный консультант фильма, объясняет: «В ее мозгу идет впечатляющий процесс обновления. Он становится более эффективным, нащупывая новые способы понимания мира вокруг».

В подростковом возрасте мозг и его эмоции становятся более все более сложными. Для достижения нового уровня познания, мозг создает новые нейронные связи.

Дамур уточняет: «Реконструкция мозга происходит в том порядке, в котором он первоначально развивался. Системы эмоций находятся сзади, в то время как системы поддержания перспективы — спереди».

Таким образом, мы видим, что подростковый мозг претерпевает глубокие изменения, становясь более сложным, способным к более высокому уровню познания и понимания мира. При этом он также начинает работать эффективнее — во взрослой жизни без этого не обойтись

Для Райли эта перемена означает, что у нее сейчас «неуклюжий мозг». Такой термин используют многие психологи. В переходном возрасте у подростков происходит модернизация эмоциональных центров, но системы мозга, отвечающие за перспективное мышление, еще не полностью сформировались. Этот дисбаланс приводит к разрозненности в их поведении, стимулирует реакции, которые многим взрослым становится сложнее понять. И здесь часто формируется настоящий конфликт поколения.

В одной из сцен Райли внезапно злится на свою маму и реагирует крайне резко. Внутри ее сознания эмоции ошеломлены и требуют от Гнева объяснить, что происходит. А Гневу сказать на это особо нечего, потому что он и сам до конца не понимает, что же творится в мозгу Райли.

«Эта сцена комично и точно отображает поведение 13-летнего подростка, — объясняет Дамур. — Часто возникает вопрос: “Откуда это взялось и почему оно такое мощное?” Подобные реакции также сбивают с толку взрослых, которые пытаются понять, что является причиной таких сильных эмоций у подростков».

Страх и неопределенность

Первоначальная реакция на новые и более сильные эмоции часто бывает пугающей. Подростки могут испытывать страх, игнорировать или пытаться контролировать это чувство. Взрослые и окружающие нередко расстраиваются из-за этого. Но хотя желание избежать этих эмоций вполне естественно, на самом деле они выполняют важную функцию.

Как объясняет Дачер Келтнер, психолог из Калифорнийского университета в Беркли, эмоции играют ключевую роль в переходе к раннему подростковому возрасту. В одном из интервью она отмечает: «Нам нужны эмоции, они помогают нашему разуму, особенно при переходе к раннему подростковому возрасту. Молодые девушки отходят от невинных детских эмоций. Нас охватывает тревога, стыд, смущение, зависть. Мы очень зацикливаемся на том, как мы смотримся в сравнении с другими людьми. Социальные эмоции связаны с приспособлением к социальным группам, коллективам и иерархиям — это все отражается в мультфильме».

С началом полового созревания начинают вырабатываться гормоны, а мозг переключается на эмоции, которые помогают нам встроиться в группы сверстников. Они представляют собой миниатюрные общества, которые нередко разбиваются по ролям так же, как и взрослый мир в более широком его понимании. Наличие всех этих новых, сильных и неопределенных чувств с эволюционной точки зрения является тренировкой для адаптации к выходу в большое и сложное человеческое общество.

Смущение как путь к новым открытиям

Когда Райли проводит время с компаниями старшеклассников, которыми она восхищается и хочет, чтобы они приняли ее, она испытывает бурю новых эмоций. Стремясь придумать что-то, что понравится ее сверстникам, она начинает осознавать свои реакции и чувства, что вызывает у нее тревожность и смущение. Эти неприятные чувства часто преследуют Райли на протяжении всего фильма. Однако, несмотря на это, смущение также служит важной проверкой ее интуиции и помогает ей учиться.

«Смущение имеет свою цель, даже если оно болезненно, — объясняет профессор психологии Дачер Келтнер. — Мы сигнализируем другим людям: "Эй, я совершил ошибку. Можете ли вы меня простить?" Это важный урок, который мы должны ценить. Оно играет ключевую роль в нашей социальной жизни».

Фильм черпает новейшей психологической литературы, исследующей природу принятия наших эмоций как способ их регулирования. Вера в то, что эмоции неподвластны контролю, может привести к их усилению и ухудшению ситуации.

«Подавление эмоций проблематично, — продолжает Келтнер. — Но если сказать себе: "Эй, я переживаю период беспокойства. Ничего страшного, это пройдет, это изменится", потому что мы всегда меняемся. Не осуждайте себя за смущение или тревогу. Это всего лишь часть развития».

Попытка затолкать неприятные эмоции в темные уголки нашего сознания не работает. Важно понимать, что постоянное стремление к позитиву или счастью вовсе не будет решением проблемы. Фильм наглядно демонстрирует, что это бесполезно и даже вредно. Научиться принимать и управлять своими эмоциями — это важный шаг на пути к психологическому здоровью.

Психическое здоровье: важная составляющая подросткового возраста

Психическое здоровье — это не просто хорошее самочувствие. Это о том, как правильно управлять своими чувствами и к какому отклику они приводят в различных ситуациях. Об этом говорит Дамур: «Очень важно, чтобы мы помогли самим подросткам и их родителям понять, что расстраиваться и испытывать некомфортные эмоции — это естественная часть человеческой жизни, особенно подростка».

Исследования об эмоциональном интеллекте сегодня особенно актуальны. Недавние данные Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) показывают, что девочки-подростки сталкиваются с серьезным кризисом, ощущают безнадежность. Понимание того, что не всегда чувствовать себя счастливым и довольным — это нормально, является ключевым для его преодоления. Особенно в эпоху соцсетей, когда у человека складывается ошибочное представление, что все вокруг постоянно счастливы

Мультфильм фильм подчеркивает важность принятия себя: «Этот фильм о том, как принять себя изнутри и снаружи. Он также показывает нам, что никто не идеален. Мы все совершаем ошибки, и именно это делает нас красивыми», — говорит Таллман.

«Головоломка-2» предлагает человеку поставить перед собой важную цель — принятие себя. И актуальна она не только в период взросления, но и на протяжении всей жизни. Это помогает понять, что негативные эмоции не делают нас плохими; они просто являются частью нашего опыта познания мира, и бояться их не стоит.

Роман Андреев