НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Водим без прав и не смотрим на приборы: как ИИ изменит электрокары в ближайшем будущем

16 июля 2024
Электромобили сегодня скорее не автомобили, а компьютеры на колесах, которые вобрали в себя множество технологических новшеств. Вместе с экспертом разбираем все самые интересные технологии, которые способны принципиально изменить использование автомобиля.
Об эксперте: Иван Савчук — менеджер по развитию в электромобильном стартапе Атом.

С одной стороны, «Электро» сейчас переживает пик и даже хайп. Например, в начале 2024 года о подготовке к выводу на рынок новых электромобилей заявили Ford, Jeep, Cadillac, Honda и Porsche. Кроме того, электротренд подхватила авиация и военная промышленность. В технологии полетов на электричестве инвестируют Boeing, Airbus, Honeywell, NASA, BAE Systems.

С другой стороны, Apple, которая в течение 10 лет развивала проект по созданию электромобиля, закрыла его. Также в компании Rivian, выпускающей электрокары, говорят о финансовых потерях, а Tesla не может выйти на планируемый уровень продаж. Глобальный спрос на электрокары замедляется, потому что не все автолюбители готовы мириться с незрелой инфраструктурой и не всем подходят высокие цены.

Хотя тему электрокаров любят футурологи, мы не будем смотреть далеко, а заглянем в ближайшее будущее. Поговорим о технологических новшествах, которые проходят стадию исследований и разработок (R&D).

Дистанционная AI-диагностика

Появилась целая плеяда стартапов, которые создают принципиально новые системы диагностики авто. Технологии позволяют «сканировать автомобили» и выявлять в них неисправности в автоматическом режиме. Даже дистанционно можно формировать отчеты о состоянии автомобиля, получить достаточный анализ о физических повреждениях, определить состояние двигателя и составить профиль поведения водителя. Все эти данные используют в моделях, которые позволяют предсказать оптимальное время очередного обслуживания авто или необходимость замены какого-нибудь компонента.

Представьте ситуацию: вы поехали на дачу, и за городом на трассе в машине отказал условный датчик. Пусть поломка и не критична, но постоянное напоминание индикатора о ней может испортить настроение. Использование AI-диагностики могло бы предсказать такую поломку и предложить замену датчика заранее. Тогда проблема даже не возникла бы, и не отразилась бы на вашем настроении в путешествии. В перспективе широкое распространение такой диагностики может позволить автоматизировать и техосмотр.

Vehicle-to-everything (V2X)

Дистанционная диагностика неразрывно связана с технологиями V2X.

Если коротко, это взаимодействие автомобиля со всем, что его окружает, от светофоров до пешеходных переходов, от других транспортных средств до городской инфраструктуры.

Водители подключенных электромобилей найдут ближайшие доступные зарядные станции, чтобы рационально использовать их в час пик. Также в их распоряжении информация о состоянии светофоров, закрытиях дорог, ремонтных работах и пробках — всё это поможет выбрать оптимальные маршруты.

Пока водитель выезжает с парковки, автомобиль уже активирует V2X сервисы и синхронизируется с городской системой управления дорожным движением, получая в режиме реального времени информацию о дорожных условиях, авариях и изменениях обстановки на дорогах. Вооружившись этой информацией, навигатор прокладывает наиболее эффективный маршрут, сокращает время в пути и экономит заряд машины.

Во время движения по городу автомобиль передает в эту систему данные со своих датчиков. Учет информации о движении большого количества автомобилей позволяет эффективней управлять светофорами и распределять трафик.

Также можно получать полезные сведения в зависимости от того, где вы находитесь. Представьте, что вы едете на работу, и автомобиль сообщает вам, что ближайшая станция электрозарядки предлагает скидки в течение ограниченного времени.

Согласно исследованию McKinsey, к 2030 в мире будут продаваться 95% таких автомобилей. Умные подключенные автомобили будут оснащены технологиями для связи друг с другом, инфраструктурой и практически всем, что подключено к сети с помощью проводной или беспроводной связи.

Усовершенствованные системы помощи водителю

Одно из самых интригующих достижений, появляющихся на дорогах, это усовершенствованные системы помощи водителю ADAS.

Представьте себе мир, в котором ваш автомобиль становится надежным вторым пилотом, постоянно работающим над обеспечением вашей безопасности и улучшением опыта вождения. Именно это предлагает ADAS.

Это целый набор инноваций, которые предназначены для оказания помощи в процессе вождения и повышения безопасности. В таких системах используются датчики, камеры, радары и лидары. Они ведут мониторинг окружающей обстановки и предоставляют обратную связь и помощь водителю в режиме реального времени. Обеспечивая не только комфорт, но и безопасность, эти системы являются дополнительными средствами наблюдения за дорогой, помогая предотвращать аварии и снижать тяжесть столкновений.

Вот некоторые из таких фич, которые вы уже могли попробовать во время вождения:

Адаптивный круиз-контроль. Эта отличная технология автоматически регулирует скорость, чтобы поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Так, не нужно постоянно жать на педали газа и тормоза в условиях интенсивного движения.

Система удержания в полосе. Случалось ли вам когда-нибудь непреднамеренно съезжать со своей полосы движения? Система удержания в полосе мягко возвращает ваш автомобиль на полосу движения, если вы начинаете отклоняться от курса.

Обнаружение слепых зон — это еще одно новшество, которое меняет правила игры. Проходят времена, когда водители нервно проверяли слепые зоны перед началом маневра. С помощью этой функции автомобиль предупреждает вас, если в вашей слепой зоне находится транспортное средство, это помогает предотвратить столкновение.

Система предупреждения о лобовом столкновении с автоматическим экстренным торможением сканирует дорогу впереди на предмет возможных столкновений и выдает предупреждение водителю. Если вы не среагируете вовремя, автомобиль может автоматически затормозить, чтобы смягчить или даже полностью избежать столкновения.

Это лишь несколько примеров возможностей ADAS. С каждым днем автомобильные технологии продолжают расширять границы, делая наши дороги более безопасными, а впечатления от вождения — более приятными.

Постоянное усовершенствование систем ассистирования вождения постепенно превращает ADAS в автопилот. Система уже не помогает, а полностью берет на себя задачи водителя.

Существует пять уровней автоматизации вождения. Первый — когда система берет авто на «частичный» контроль в особенных ситуациях. Второй — полуавтомат: авто может самостоятельно выполнять отдельные движения. Например, парковку. Третий — условная автоматизация: когда водитель может частично отвлекаться на прочтение и написание сообщений. Четвертый — высокая степень автоматизации: когда машина берет полностью управление на себя. А в случае сложных обстоятельств — например, снегопада — сообщает водителю, что находится на пределе своих возможностей и просит подключиться. Пятый — полная автоматизация: когда водитель ничем не отличается от пассажира.

Правда, здесь мы сталкиваемся с проблемой зрелости ассистентов. Когда водителей может раздражать чрезмерная технологическая опека. Кроме того, не все, даже передовые автолюбители, пересевшие на электрокары, хотят принимать и использовать новые технологические фичи. Например, наши и европейские водители достаточно консервативны. Тогда как в Азии водители с большим интересом воспринимают всё новое и лояльны к переменам.

Мобильность

Люди все больше предпочитают менять транспорт во время одной поездки. Появляются возможности оптимизировать свои маршруты, комбинируя разные виды транспорта. Например, кто-то может начать свое путешествие с поездки на велосипеде до ближайшей станции метро, а на выходе из метро пересесть в каршеринг. Такой мультисценарный подход обеспечивает быстрое и эффективное передвижение, сокращая общее время в пути. У возникновения этого тренда есть причины.

Экономическая эффективность: Во многих городах владение автомобилем становится все более дорогостоящим из-за таких факторов, как плата за парковку, топливо и техническое обслуживание. В результате люди в целях экономии всё чаще используют каршеринг, общественный транспорт.

Используя различные виды транспорта во время одной поездки, можно минимизировать расходы, сохраняя при этом предпочтения и удобства персонализированной мобильности.

Экологические проблемы: По мере того, как растет осведомленность об изменении климата, все больше людей ищут устойчивые альтернативы традиционным видам транспорта. Электромобили, общественный транспорт, велосипеды и другие средства мобильности производят меньше выбросов парниковых газов по сравнению с обычными автомобилями, работающими на ископаемом топливе. Внедряя в свою повседневную более экологичные виды перемещения, люди могут сократить свой углеродный след и внести свой вклад в создание более чистой и здоровой окружающей среды.

Гибкость и удобство: Будущее городской мобильности предлагает еще большую гибкость и удобство, чем когда-либо прежде. Благодаря транспортным услугам по запросу и информации о транзитных перевозках, доступной в режиме реального времени, люди могут свободно выбирать наиболее удобный вид транспорта на каждом этапе своего путешествия. Независимо от того, едут ли они на работу, выполняют поручения или встречаются с друзьями, люди могут адаптировать свой опыт путешествия в соответствии со своими потребностями и предпочтениями.

В целом, переход к использованию различных видов транспорта во время одной поездки отражает растущее стремление к более эффективному, экономичному и устойчивому подходу к городской мобильности. Используя широкий спектр транспортных средств, люди могут наслаждаться более плавными поездками, одновременно помогая формировать экологичное и пригодное для жизни будущее городов по всему миру.

Более развернутая информация про новую городскую мобильность есть в моем канале, где я пишу о Product Discovery и многом другом.

«Умные» сети

Электромобили могут участвовать в концепции умного города еще одним способом. Глубокая цифровизация энергетических комплексов позволит оптимизировать их работу, избегать сбоев и перегрузок. EV в таком случае можно рассматривать как часть электросетей.

Такие инновации, как двунаправленная зарядка и технология vehicle-to-grid (V2G), позволяют электромобилям функционировать в качестве хранилищ энергии, которые могут возвращать неиспользованную энергию в сеть. Одна из самых обсуждаемых функций в мире электромобилей работает только тогда, когда ваш авто припаркован: двунаправленная зарядка. Она позволяет владельцам превращать свои транспортные средства в четырехколесные аккумуляторы, отправляя энергию обратно в свои дома, бытовую технику и даже в коммунальную сеть.

Хотя Илон Маск назвал эту технологию «неудобной», однако недавно Tesla подтвердила, что все ее модели будут поддерживать функцию двунаправленной зарядки к 2025 году.

В настоящее время двунаправленная зарядка доступна лишь в нескольких автомобилях, включая Ford F-150 Lightning и Nissan Leaf. Но ее популярность растет: в августе GM объявила, что эта технология станет стандартной для всех ее электромобилей к 2026 модельному году.

Для жизненного примера вернемся к нашей истории с поездкой за город. Перебои с электроэнергией — довольно частое явление в дачных поселках. Автомобиль с функцией V2G может обеспечить дом электричеством, и сидеть в темноте с отключенной техникой не придётся.

Батареи

2024 год станет знаменательным годом для аккумуляторов.

Потребность в более чистых и экологичных источниках энергии привлекла внимание к аккумуляторам как к ключевому элементу энергетической инфраструктуры будущего. Наука, промышленность и госслужбы стремятся усовершенствовать эту технологию, одновременно сделав ее безопасной и устойчивой.

Спрос на литий превысил предложение, что привело к росту цен почти на 500% за год. Дефицит стал настолько серьезным, что в Китае, который производит около 80% литий-ионных аккумуляторов в мире, правительство потребовало от поставщиков и производителей «рационального возврата» к более низким ценам.

Как недавно отметил Bloomberg, литий «находится в полномасштабном кризисе». Илон Маск написал в твиттере следующее: «Цены на литий взлетели до безумных уровней! Tesla, возможно, действительно придется заняться добычей и переработкой в больших масштабах, если затраты не улучшатся».

Литий-ионные аккумуляторы, вероятно, будут доминировать на рынке в этом десятилетии, но ожидается, что к 2030 году появятся и альтернативы.

В области тяговых батарей для электромобилей можно увидеть сразу ряд трендов. Сотни стартапов пытаются вывести технологию аккумуляторов на новый уровень. Учитывая масштабы инвестиций, направляемых на поиск альтернативных технологий производства аккумуляторов, вы должны взвесить риск потенциального приобретения технологии, которая может довольно быстро устареть.

Очень интересен вопрос утилизации батарей. По мере развития индустрии электрокаров мы видим, что срок службы все большего и большего количества аккумуляторов подходит к концу. По прогнозам, в следующем десятилетии 100 миллионов аккумуляторов EV выйдут из строя.

Утилизация аккумуляторов с истекшим сроком службы предоставляет возможность повторно использовать ценные материалы, такие, как литий. Однако со стороны логистики и технологий это дело непростое, и исследователи активно работают над тем, чтобы сделать этот процесс более безопасным и эффективным. Набирает обороты и бизнес по переработке аккумуляторов. Многие компании создают специализированные предприятия для этого.

Вместо заключения

Это лишь часть инноваций, которые связаны с электромобилями. Частые вопросы, которые мне задают: какие решения помогут забрать задачи водителя на сторону авто? Как автоматизировать взаимодействие человека с машиной, чтобы предвосхищать потребности водителя до того, как он их осознает?

Что будет с индустрией электромобилей дальше? Ответить на них сложно, но ясно одно: электромобили продолжают эволюционировать, интегрируя в себя самые передовые технологии.

Иван Савчук