Shadow Of The Erdtree
Elden Ring — видеоигра в жанре action/RPG от японской компании FromSoftware. Их работы, такие, как революционная серия Dark Souls, всемирно известны мрачной атмосферой и беспощадной сложностью. Они так понравились общественности, что в гейм-индустрии появился новый жанр — Souls-like. Последнее же творение компании высоко оценили критики, а главная игровая церемония The Game Awards присвоила ему награду «Игра Года 2022».
И вот в июне 2024 года к нашумевшей Elden Ring вышло дополнение Shadow Of The Erdtree. Оно получилось в разы сложнее основной игры и бросает серьезный вызов игрокам. Однако, как оказалось, подобного рода головоломки нужны не только для забавы, но и для помощи ментальному здоровью. И вот при чем здесь самоэффективность.
Что такое самоэффективность
Теорию самоэффективности разработал канадский и американский психолог Альберт Бандура. Он внес большой вклад в педагогическую психологию и психологию развития. Когнитивная революция 1960-х годов в этой науке началась во многом благодаря работам Бандуры. Он также изобрел теорию социального научения, одна из главных идей которой звучит так: люди обучаются не только на собственном опыте, но и через наблюдение за другими.
По теории Бандуры, люди с хорошо развитым чувством самоэффективности воспринимают проблемы как задачи и ищут к ним решение. Они не видят в трудностях угроз и не избегают их. Наоборот, такие личности верят в собственный контроль над тягостными ситуациями. Не получилось с первого, или даже с десятого раза? Все решаемо — нужно лишь поразмыслить и приложить еще усилия. С этой установкой люди также быстрее восстанавливаются после неудач.
Напротив, личности с низким чувством самоэффективности рассматривают проблемы как опасность и уклоняются от них. Любые загвоздки вызывают неприязнь, порой даже пугают. Такие люди сильнее подвержены депрессивным состояниям и легко теряют веру в собственные способности, иногда даже в случае незначительных неудач.
Итак, самоэффективность — это стойкая убежденность в действенности своих методов решения проблем и проявление настойчивости в их преодолении. А также вера в собственные силы, уверенность в достижении успеха и способность с легкостью принимать неудачи.
Как сложные игры развивают самоэффективность
Как правило, в начале любой игры человек проигрывает. Но, продолжая свой путь, совершенствует навыки и разрабатывает собственную стратегию. В итоге справляется с вызовами игры лучше. Сложности уже не так пугают и не вызывают желания избежать их любой ценой. Ведь для одних уже придумано решение, а для других можно разработать новое. Так каждая преодоленная трудность вселяет игроку уверенность в значимости его усилий.
Лучше всего с этим справляются именно сложные игры, потому что они честны с игроком. В серии Dark Souls нет регулировки или адаптивной сложности. Последняя автоматически снижается в случае частых неудач игрока. Отсутствие же такой механики делает условия одинаковыми для всех.
При этом возможность «поправить» сложность под себя все-таки есть. Обычный игрок выберет прочную экипировку, основательно повысит здоровье и силу персонажа. А любитель трудностей пройдет весь путь без брони и прокачки, ни разу не получив урон или вообще быстрее всех в мире. И оба молодцы — благодаря собственным усилиям они решили поставленную игрой задачу.
Также многие сложные игры сфокусированы на выработке определенного навыка. Практически все взаимодействия с миром в них завязаны на одном и том же. В Souls-like это боевая система, в играх по типу Geometry Dash — платформинг. Благодаря этому игрок постоянно тренируется и учится лучше справляться с противниками или другими трудностями. А с каждым преодоленным препятствием растет чувство самоэффективности.
Как Dark Souls спасает жизни
Учитывая постоянный цикл неудач и мрачную атмосферу, кажется удивительным, что Dark Souls действительно тренирует самоэффективность и помогает ментальному здоровью. После каждой смерти игрок теряет добытые с трудом очки для прокачки персонажа и возвращается к далекой точке сохранения. А все убитые им на пути монстры и вовсе оживают. Однако множество фанатов серии утверждают: благодаря Dark Souls они многое переосмыслили и справились с депрессией.
Помимо красивой и запутанной истории, отвлекающей игроков от личных переживаний, ментальному состоянию помогает как раз механика бесчисленных проигрышей. Именно преодоление самих себя и ощущение прогресса благодаря собственным усилиям постепенно взращивают чувство самоэффективности.
Так, например, говорит 25-летний шотландец Хэмиш Блэк. Прохождение Dark Souls способствовало его выходу из депрессии с суицидальной идеацией: «Количество раз, когда я умирал в игре, стало комичным. Это принижало смерть. Она больше не имела особого значения. Речь идет о выживании и упорстве». Каждая смерть — это урок. Она лишь показывает, чего остерегаться в следующий раз.
Игры Souls-like не заменят помощь квалифицированных специалистов в случае ментальных проблем. Но они многому учат. Сперва боссы кажутся страшными и непроходимыми. Но в процессе множества проигрышей запоминаются схемы их атак, выстраивается стратегия битвы. И даже огромный дракон рано или поздно погибает от меча героя-игрока. Таким образом, Dark Souls проводит параллель между вымышленными лавкрафтовскими чудовищами и проблемами в реальной жизни.