Как военные лишились «Шереметьево»
Изначально Шереметьево задумывался в качестве главного аэродрома ВВС Советской армии. Его возведение началось в 1953 году. Первая взлетная полоса появилась в 1956-м. А полностью строительство завершилось в 1957-м. Функции гражданского аэропорта в те времена выполнял «Внуково». Но первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев изменил судьбу Шереметьево, а военные лишились только что приобретенного аэродрома.
Так, официальным «днем рождения» аэропорта считается 11 августа 1959 года — именно тогда воздушная гавань впервые приняла пассажирский лайнер «Аэрофлота» «Ту-104» из Ленинграда.
Первый же международный рейс выполнили 1 июня 1960 года. Самолет Внуковского авиаотряда «Ил-18» отправился по маршруту Москва — Шенефельд. Это положило начало полетам в 23 зарубежных государства. За первый год работы через аэропорт прошли около 50 тыс. пассажиров и 3 тыс. тонн грузов. А уже с 1961 года в «Шереметьево» появились чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в Канаду, США, Мексику, Аргентину и Австралию.
В 1964 году здесь построили новый аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1». Тогда он поражал советских граждан нестандартной архитектурой. Посадочный павильон неофициально прозвали «рюмкой». И он на многие годы стал известным символом аэропорта. Именно здесь практически без изменения интерьера сняли некоторые сцены шедевра отечественной фантастики 1980 года «Через тернии к звездам». Несмотря на то, что действие фильма происходило в XXIII веке, футуристический дизайн терминала вполне соответствовал духу будущего. Аэропорт превратился в космопорт для инопланетных путешествий, а на табло вместо самолетов отображались названия прибывающих и улетающих космических кораблей.
В «рюмку» пассажиры попадали по крытому переходу из основного здания и оттуда, со второго этажа, любовались летным полем. Для посадки надо было спуститься на первый уровень, а самолеты заезжали прямо под огромный козырек. Но время шло, самолеты увеличивались в размерах и их становилось больше. «Рюмка» попросту перестала их вмещать и превратилась в стоянку автобусов, которые развозили людей к самолетам. А потом и вовсе перестала функционировать. История любимой пассажирами «рюмки» закончилась в 2015 году. Тогда руководство аэропорта посчитало ее морально устаревшим строением, а реконструкцию нецелесообразной. Невзирая на протесты общественности, легендарное сооружение снесли.
В преддверии Московской Олимпиады-80 на месте старого терминала международных авиалиний началось строительство аэровокзала «Шереметьево-2». Его торжественное открытие состоялось 6 мая 1980 года, и за месяц проведения Олимпийских игр новый терминал принял более 460 тыс. иностранных пассажиров.
Как Хрущев позавидовал Англии
Говорят, зависть — плохое чувство. Но, видимо, не всегда. По свидетельствам современников, именно ему в определенной степени, «Шереметьево» обязан своим появлением. Заняться строительством международного аэропорта лично поручил глава СССР Никита Хрущев.
Дело в том, что во время государственного визита в Лондон в 1956 году генсека поразил размах воздушной гавани Heathrow. И вот, вернувшись на родину на Шереметьевский военный аэродром, Никита Сергеевич оглядел пустырь и изрек: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт».
Оказывается, в «Шереметьево» есть музей
Если надоело ожидать рейс в жестких креслах, можно занимательно провести время на пятом этаже Терминала F. Здесь находится музей истории аэропорта «Шереметьево». Только мало кто сюда заглядывает, да и знают об этом не все. Выставленные экспонаты рассказывают о деятельности аэропорта, начиная с 1958 года. Среди них: исторические документы, эксклюзивные фотографии, модели самолетов, различные авиа- и метеоприборы, первый генеральный план и знамя предприятия.
Отдельное выставочное пространство посвящено первому пассажирскому рейсу, ключевым авиакомпаниям, обеспечению авиационной безопасности. А из окон музея открывается отличный вид на летное поле.
Приблизительное время осмотра экспозиции музея — 30−40 минут. Вот только сейчас музей временно не работает, но всегда открыт для посещения в онлайн-формате.
А вот и рекорды
Международный аэропорт «Шереметьево» дорос до звания первого в России по пассажиропотоку. За 2023 год он обслужил около 36,6 млн. пассажиров. При этом их количество выросло на 28,7% по сравнению с 2022 годом. Для сравнения: во времена своей юности, в 1960-м, воздушная гавань приняла 270 тыс. человек.
А еще повысилась пунктуальность рейсов. По сравнению с результатами 2022 года, к этому значению прибавилось 3,2%. Так показатель равен 56,8%. А точность отправления воздушных судов совсем немного не дотягивает до идеала — 82,7%.
Шереметьево стал первым российским аэропортом, который ввел формат обслуживания пассажиров с учетом их национальных особенностей. А на территории открыты религиозные объекты для разных конфессий.
Все сотрудники аэропорта, контактирующие с посетителями, прошли специализированные обучающие курсы и тренинги. Среди них программа Корпоративного университета ОАО «Маш». Там работников научили правильно общаться с путешественниками и проявлять внимание к их персональным нуждам. Например, пассажирам, регистрирующимся на рейсы азиатских направлений, подают посадочный талон двумя руками. Это считается знаком уважения и особого отношения.
А вот Книгу Рекордов Гиннесса аэропорт «Шереметьево» поразил не своими технологиями, а длиной шведского стола. Да, именно буфетный стол бизнес-зала «Рублев» признали самым потрясающим достижением. Его длина составляет 34 м.