НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как экипаж ледокола «Арктика» совершил кругосветное путешествие за несколько минут и утопил герб СССР. Путешествие к Северному полюсу

17 августа 2024
Советский ледокол «Арктика» вписал новую главу в историю отечественного кораблестроения. Впервые в мире 17 августа 1977 года надводное судно достигло высшей северной точки планеты. Узнаем как это было и какая судьба ждала легендарный атомоход.

Победа над льдами

Советский атомный ледокол «Арктика» совершил невиданное ранее путешествие: 17 августа 1977 года корабль достиг Северного полюса. Это было первое в мире надводное судно, пробившееся сквозь льды так далеко.

Главной задачей того времени было увеличение навигационного периода на Северном морском пути. До 60-х годов он продолжался с мая по сентябрь, иногда по октябрь. Атомный ледокол «Ленин» уже внес свой вклад, проведя сквозь льды более 450 кораблей. «Арктика» же должна была найти новые, более короткие трассы и заодно изучить местные ледяные поля.

На весь поход запланировали примерно месяц. Однако экипаж уложился в половину срока. Всего на борту было 207 человек, среди них, кроме команды, высокое начальство, исследователи и журналисты. А возглавлял экспедицию сам министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. С собой взяли пару вертолетов с дистанционными измерителями толщины льда, бульдозер, взрывчатку, стройматериалы и запас провизии на 8 месяцев.

9 августа 1977 г. атомный ледокол «Арктика» покинул Мурманский порт и отправился к северной точке Новой Земли. Его путь прошел через Карское море, море Лаптевых и, достигнув 130 меридиана, атомоход повернул на север. Уже 14 августа корабль вошел в зону многолетних льдов, и началась серьезная борьба. Судно буквально пробивало себе путь постоянными ударами, то есть двигалось взад-вперед. Экипаж не унывал, единственное, чего боялись больше всего — поломки винтов. Ведь работать в сжатых льдах водолазам крайне опасно, а без них винты поменять было бы невозможно. Ранее «Арктика» уже встречалась с застарелыми льдами, но преодолевать поля толщиной в несколько метров довелось впервые.

Четыре раза судно заклинивало во льдах, один раз пришлось простоять неподвижно 4 часа, так как никакие системы не справлялись, но все же они прорвались. С борта судна спустили трап и почти все участники похода вышли на лед. Наконец в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе подняли флаг Советского Союза. А вокруг флагштока очертили круг диаметром около 40 м, по которому с удовольствием прогулялись участники экспедиции, пересекая все меридианы за несколько минут и совершив своеобразное «кругосветное путешествие».

Корреспонденты строчили ликующие статьи. Еще бы, ведь на их глазах сбылась вековая мечта многих моряков и исследователей Северного полюса. Впервые в мире атомный ледокол под флагом СССР покорил самую верхушку земного шара. И это было свидетельством технической мощи отечественного кораблестроения, а также мастерства экипажа.

Возвращение домой

Судно оставалось на вершине мира 15 часов. За это время научные сотрудники провели все запланированные исследования, а водолазы успели проверить состояние винтов после тяжелого похода.

Провели короткий митинг, заодно, в качестве свидетельства рекорда, погрузили в море памятную плиту из ледокольной стали с выгравированным гербом СССР и капсулу с проектом Конституции.

Обратный путь в Мурманск в обход Земли Франца Иосифа прошел без приключений. 22 августа «Арктика» вошла в Мурманский порт. За все время путешествия отважный ледокол преодолел 3852 морских мили, 1200 из которых — сражаясь с многолетними льдами.

Подготовка к подвигу

Кроме исследования новых навигационных путей, было еще и политически важно выйти точно на географическую точку полюса. Решение приняли быстро: 13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план по подготовке рейса, и 9 августа ледокол отправился в путь.

«Арктика» родилась на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге и в 1972 году была спущена на воду. До 1974 года корабль прошел эксплуатационные испытания, и годом позже его ввели в постоянную эксплуатацию. По тем временам ледокол был огромен: 148 м длины и 30 м ширины, водоизмещение 23 000 тонн. Турбины развивали мощность в 75 тыс. лошадиных сил, а корпус изготовили из прочной легированной стали.

Подготовка к походу велась в максимально короткие сроки. Буквально за три недели все неполадки на судне устранили, и «Арктика» была готова отправиться на подвиги. Маршрут прокладывали на основе многолетних наблюдений за поведением ледовых полей. Экипаж судна, состоящий из 150 человек, принял дополнительных научных и технических специалистов.

По ходу маршрута экипаж имел постоянно обновляющуюся информацию о погоде, специальная группа вылетала на бортовом вертолете на разведку сложных участков, а технические специалисты изучали поведение корпуса ледокола в разные моменты взаимодействия со льдами.

Судьба легендарного ветерана

Подвиг совершили, победителей восхваляли, а легендарный атомоход скромно продолжил службу и еще 31 год водил корабли по Северному морскому пути. При ресурсах ядерных энергетических установок в 100 тыс. часов, он отработал почти в два раза больше — 177 тыс. часов. А в 2000 году, через 25 лет с начала эксплуатации, ветеран находился в рейсе ровно 1 год и 1 день, ни разу не заходя в порт.

С 1982 по 1986 судно переименовали в честь ушедшего генсека — так «Арктика» стала называться «Леонид Брежнев».

В 2008 году легендарный старичок прекратил свою деятельность, его атомная энергетическая установка была остановлена. Тремя годами позже с него сняли весь экипаж и отправили на отстой перед утилизацией. Моряки полярного флота, ученые и судостроители упорно боролись за судьбу корабля, предлагая перегнать его в Санкт-Петербург и установить на набережной Невы в качестве музея. Но все попытки не увенчались успехом, слишком дорого обходилось ежегодное обслуживание. И в декабре 2018 года славную «Арктику» отправили на судоремонтный завод «Нерпа» для утилизации.

Ирина Бокова