Это хрустящее лакомство впервые появилось на рынке в 1974 году благодаря компании American Outdoor Products. При комнатной температуре мороженое кажется довольно твердым, а во рту начинает таять как и обычное, знакомое каждому из нас. Уникальный продукт стал выпускаться под брендом Astronaut Foods. А сегодня его можно найти не только в рационе космонавтов, но и попробовать на Земле.
«Наш основатель Рон Смит поделился с порталом Serious Eats, что в 1974 году к нам обратился Музей авиации и космонавтики им. Годдарда и сообщил, что сублимированное мороженое используется в космической программе. Они хотели знать, можем ли мы сделать аналогичное мороженое для продажи в сувенирном магазине», — говорится в блоге на сайте Astronaut Foods 27 июня.
Секрет успеха — сублимация
В начале 1960-х годов NASA начала использовать метод сублимационной сушки для порошкообразных напитков, которые включались в рацион миссии «Меркурий». Впоследствии агентство вложило значительные средства в совершенствование технологии. Ученые стремились расширить ассортимент продуктов, доступных для экипажей миссий Gemini. К моменту запуска программы «Аполлон» астронавты уже могли выбирать из более чем 60 различных видов сублимированных продуктов.
В 1968 году, в официальном пресс-релизе NASA, посвященном первому полету трехместного космического корабля, было упомянуто включение «ванильного мороженого» в одно из трех предусмотренных для астронавтов «Аполлона-7» меню. Это единственный задокументированный случай, когда сублимированное мороженое было добавлено в рацион астронавтов от NASA. Позже, с развитием технологий, экипажи шаттлов и Международной космической станции имели возможность наслаждаться настоящим мороженым, благодаря использованию морозильных камер для хранения научных образцов.
Когда в 2019 году Уолта Каннингема, последнего живого на тот момент члена экипажа «Аполлона-7», спросили о мороженом, он признался, что не помнит, чтобы пробовал его во время полета. Это оставляет открытым вопрос: либо мороженого вообще не было на борту, либо его съел кто-то другой из членов экипажа. Командир «Аполлона-7» Уолли Ширра скончался в 2007 году, а пилот командного модуля Донн Эйзел ушел из жизни в 1987 году. Ни один из них никогда не высказывался по этому поводу.
Где сегодня угоститься мороженым для космонавтов
Независимо от того, действительно ли астронавты пробовали это мороженое, оно стало настоящим хитом среди посетителей и популярным сувениром в магазинах, расположенных в центрах NASA, музеях авиации и космонавтики, а также научных центрах по всему миру. В 1990-х годах пакеты сублимированного мороженого также продавались по почте в комплекте с хлопьями Kellogg’s Raisin Bran.
Изначально компания закупала обычное мороженное, сильно его замораживала до высокой твердости. Затем продукт нарезался на куски специальной пилой. Затем проводилась сублимация и упаковка. Такая технология наверняка используется и по сей день. Она также могла бы применяться, если бы потребовалось отправить лакомство в космос.
За прошедшие 50 лет компания Astronaut Foods значительно расширила ассортимент, добавив к классическому неаполитанскому мороженому (с шоколадным, ванильным и клубничным вкусами) новые виды продуктов: бутерброды с мятной шоколадной крошкой, мороженое с кусочками печенья, шарики сублимированного мороженого и даже «банановый сплит», дополненный сублимированными ломтиками банана и клубники.
Сегодня Astronaut Foods предлагает и другие необычные блюда: в арсенале их продуктов можно найти пиццу с лиофилизированным сыром, картофель фри и множество других закусок, вдохновленных космическими путешествиями.
Для празднования 50-летнего юбилея производства мороженого компания Astronaut Foods планирует представить памятные футболки, сувенирные изделия, а также выпустить ограниченную серию продуктов и обновить дизайн упаковки для своей текущей коллекции сублимированных пищевых продуктов.
«Мы невероятно горды тем, что можем отметить пять десятилетий производства мороженого “Астронавт”, — отметил Рон Смит, совладелец и основатель компании American Outdoor Products. — Это мороженое прошло проверку временем, сохранив свою актуальность и популярность среди разных поколений, став любимым лакомством».
В России такой продукт, к сожалению, не купить. Но при посещении профильных центров в других странах можно обратить на него внимание.