НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Подвиг среди суровой тайги. Как строили Братскую ГЭС и чем она знаменита

8 сентября 2024
С момента завершения строительства гидроэлектростанции на Ангаре 8 сентября исполняется 57 лет. Какая она, Братская ГЭС? И почему ее имя навсегда останется в истории страны? Отправимся в путешествие длиной в полвека.

Стройка века начинается

Серьезный интерес к изучению Ангары появился в конце XIX столетия. В 1887−89 годах исследовательская партия под руководством инженера М. В. Чернцова составила ее полное гидрографическое описание. Тогда на карту нанесли главные притоки и порожистые участки. После революции в рамках плана ГОЭЛРО рассматривалась возможность строительства 11 гидроэлектростанций на Ангаре. Вот только малоизученность реки, сложность и дороговизна работ заставили отложить строительство, как минимум, лет на 10−15.

Но реализация плана затянулась. Война не позволила заниматься этим масштабным проектом. И только в 1947 году на Конференции по развитию производительных сил Иркутской области решили приступить к гидроэнергетическому освоению Ангары. Прошло еще 5 лет, прежде чем появился первый проект будущей Братской ГЭС. А в 1954 году Совет Министров СССР, наконец, утвердил строительство.

Первые рабочие прибыли в Братск уже в ноябре того же года. Начался процесс подготовки к основным работам: возводили линии электропередачи, прокладывали дороги, сооружали жилье.

Начиналось все с палаточного лагеря, который разбили на берегу Ангары в декабре 1954-го. Стояли жуткие морозы, первые строители пытались согреться у железных печурок. Но холод был непобедим. Волосы покрывались инеем и примерзали к подушкам. Замерзало буквально все, даже хлеб приходилось рубить топором. А с наступлением весны на людей нападала другая беда — вездесущий кровососущий гнус. От него не было никакого спасения. Он одолевал рабочих до наступления следующих холодов.

На великую стройку потянулись работники со всей страны. Кто-то ради заработка, кто-то в поисках романтики и возможности себя проявить. А кого-то одолевали мечты возвести собственными руками новый город и остаться там жить. Всего около миллиона человек отправились в сибирскую тайгу. Только многие повернули назад, столкнувшись с тяжелыми, порой нечеловеческими условиями. Работа в лютый холод и адскую жару, жизнь без элементарных удобств в суровой тайге заставляли людей позабыть о романтике и даже о длинном рубле, и бежать прочь.

С 1955 по 1957 годы завершили прокладку линии электропередачи Иркутск — Братск, которая обеспечила энергией всю стройплощадку. Проложили железнодорожную ветку, связавшую правый берег с магистралью Тайшет — Лена. Одновременно возводили рабочий поселок Братск, получивший статус города областного подчинения в 1955 году. Проложили автодорогу и ввели в эксплуатацию бетонный завод.

С 1959 года начался этап интенсивных бетонных работ. Для ускорения процесса возвели бетоновозную эстакаду, на которой трудились шесть огромных кранов-бетоноукладчиков грузоподъемностью 22 тонны каждый. А в июле 1960-го начали монтаж первого гидроагрегата ГЭС, который попробовали запустить в ноябре 1961-го со всей торжественностью и даже участием Никиты Хрущева. Только радость длилась меньше суток. Агрегат пришлось срочно остановить из-за бракованного генератора. Возобновить работу смогли только через 2 месяца. К 1963 году основной объем бетона был уложен, а в 1966-м заработал последний гидроагрегат.

8 сентября 1967 года строительство Братской ГЭС было официально завершено. Государственная комиссия выдала оценку «отлично» при приемке.

Интересные факты о Братской ГЭС

При создании Братского водохранилища своих домов лишились более 67 тыс. человек. Их жилье попало в зону будущего затопления.

Всего пришлось ликвидировать 248 населенных пунктов, в основном это были сельские поселения. Часто в них не имелось даже элементарных условий вроде электричества и водоснабжения. Для вынужденных переселенцев построили 50 новых населенных пунктов и расширили некоторые уже имеющиеся.

В зону затопления попало и старинное село Братск — первое поселение русских на реке Ангара. Основали его в 1631 году как Братский острог, позже вокруг этого укрепления выросло целое село. Просуществовало оно до середины прошлого века и теперь покоится на дне Братского водохранилища.

Именно про это событие Валентин Распутин написал повесть «Прощание с Матерой». Молодежь довольно легко перенесла вынужденное переселение, а вот старшему поколению пришлось нелегко покидать насиженные места.

Этот искусственный водоем именуют Озером дракона за то, что вид сверху напоминает драконий силуэт. А еще Братским морем, потому что масштабы его грандиозны. Это второе по размеру водохранилище в мире. Его длина 570 км, а максимальная ширина — 25 км. Средняя глубина — 31 м, а у плотины может достигать и 150 м.

Братская ГЭС входит в тройку самых крупных гидроэлектростанций в России после Саяно-Шушенской и Красноярской. Она сохраняла первенство до 1971 года, когда Красноярская ГЭС вышла на полную мощность.

13 января 2010 года гидроэлектростанция навсегда вписала себя в историю, выработав триллионный киловатт-час — рекордный результат для евразийского континента. А к 2024 году общая выработка достигла 1,3 трлн киловатт-часов.

Какая она, великая гидроэлектростанция

Братская ГЭС состоит из основной бетонной плотины длиной 924 м, береговых бетонных плотин общей длиной 506 м и двух земляных — 2987 м на правом берегу и 723 м на левом. Здание ГЭС растянулось на 516 м.

По гребню основной плотины проходит железная дорога Тайшет — Лена, а ниже шоссейная. А вот суда здесь не пройдут, пропускные сооружения для них не предусмотрены.

Среднегодовая выработка энергии — 22 500 млн кВт*ч. Начальную мощность электростанции — 4100 МВт, в процессе эксплуатации увеличили до 4500. И эта цифра еще не предел. Модернизация станции продолжается. С 2004 по 2017 год уже заменили рабочие колеса на 12 гидроагрегатах, что повысило их КПД до 95,3%. Оставшиеся 6 подлежат замене до 2026 года. К слову, диаметр такого колесика почти 6 м, а весит оно 73 тонны. На станцию «запчасть» прибывает на специальном автопоезде. А для переноса в машинный зал требуется мостовой кран.

Ирина Бокова