Слоновьи жизни ради жизни
В этом году жестокая засуха уничтожила посевы на юге Африки, оставив без пищи 68 млн человек. В таких условиях конкуренция людей и животных за остатки пропитания и воду особенно обостряется. Власти Зимбабве немедленно вспомнили, что популяция слонов в стране и так выше, чем возможность их всех прокормить.
А значит путь здесь один — пожертвовать слоновьими жизнями ради спасения человеческих. Первый с 1988 года массовый отлов животных начнется, как только уладится вопрос с выдачей разрешений. Власти планируют выловить 200 слонов. Местные женщины высушат и упакуют мясо убитых животных, чтобы отправить в населенные пункты, наиболее пострадавшие от засухи.
Правительство Намибии пошло еще дальше. Здесь приняли решение об отстреле 723 животных. Среди них слоны, бегемоты, буйволы, импалы, зебры и антилопы. Такой шаг оправдывается конституционным мандатом страны, который позволяет использовать природные ресурсы как угодно в интересах жителей.
И только Ботсвана, которая расположена между Намибией и Зимбабве не объявляет массовое убийство животных ради интересов своих жителей. Хотя, популяция слонов здесь больше, чем в двух соседних странах и составляет около 130 тыс. особей.
Как воробьи помешали «большому скачку»
В 1958 году Китайская Народная Республика взяла курс на ускоренное экономическое развитие. Программа сия именовалась «Большой скачок вперед». Одной из главной целей этой инициативы было развитие сельского хозяйства: повышение урожайности зерна и развитие промышленности.
Но великому делу помешали. Немедленно нашлись враги, которые нагло воровали народное зерно. Это были обычные воробьи. И в 1959 году быстро приняли закон, обязывающий каждого жителя страны охотиться на этих птиц. Люди убивали каждого встретившегося воробья, разоряли гнезда, шумели и гремели всеми подручными средствами, чтобы не дать бедным птахам хоть где-то присесть и отдохнуть. В итоге оставшиеся в живых птицы были вынуждены покинуть привычные места.
Великий правитель Мао Цзэдун уже праздновал победу и гордился тем, что сэкономил для страны, как минимум, пару килограмм риса на каждого воробья ежегодно. Только он немного просчитался. Ведь воробьи охотились не только за горсткой риса, но и за насекомыми. Например, саранчой, которая этот же рис и пожирала. После истребления пернатых саранча расплодилась так, что к 1960 году уничтожила посевы риса и обрекла население страны на массовый голод. Во время этого великого бедствия Китай потерял около 15 млн человек.
В те времена Китай истребил примерно миллиард воробьев. В итоге, чтобы хоть как-то спасти страну от нашествия вредителей, птиц пришлось экспортировать из Советского Союза.
Как съели всех стеллеровых коров
Это огромное морское млекопитающее обитало только в районе Командорских островов. Его длина составляла примерно 7−8 м, а вес больше 5 тонн. Двигаться и путешествовать морским коровам было лень, возможно, и нырять они не умели. Держались ближе к берегу и мирно поедали морские водоросли.
Тяжелое, толстое тело не располагало к активности. Даже бояться коровам и то было лень. Их, по-видимому, ничуть не страшили люди. И на свою беду они обладали еще одной губительной особенностью — вкусным мясом.
Добыча, которая никуда не убегает, при этом еще и вкусная, неминуемо привлекла человеческое внимание. Морских коров довольно быстро истребили полностью, тем более, что их и так насчитывалось всего лишь около 2000 особей. От них не осталось ничего, кроме костей и кусочков кожи в мировых музеях.
Странствующий голубь больше не вернется
Эта птица с романтическим названием когда-то обитала на востоке Северной Америки. А имя свое получила из-за страсти к путешествиям. Голуби постоянно передвигались с места на место огромными стаями.
В
В дополнение к неконтролируемому поеданию, голубей сгубила и вырубка лесов, в которых они обитали. 1 сентября 1914 года в зоопарке города Цинциннати умерла последняя представительница некогда столь многочисленного вида.
Как Америка чуть не потеряла бизонов
В 1830-х годах началась буквально бесконтрольная охота за этими животными. Коренные индейцы традиционно охотились на бизонов ради пропитания и шкур, из которых они изготавливали одежду и даже жилье.
С началом же колонизации европейцами спрос на шкуры североамериканских животных, в том числе бизонов, значительно вырос. Из них делали ковры, одежду, одеяла. Оставшиеся кости отправляли на фабрики удобрений. А мясо продавали где-то поблизости, сколько могли, остальное просто выбрасывали гнить. Так как перевозить его на большие расстояния тогда возможности не было. С развитием железных дорог возрос и спрос на бизонье мясо. Кроме возможности его транспортировки, появились и потребители в виде строителей, прокладывающих рельсы.
Позже бизоны стали мешать поездам, выходя на пути огромными стадами и задерживая составы. Нередки были и случаи столкновения животных с поездами, что причиняло вред имуществу. Руководители железнодорожных компаний придумали совместить приятное с полезным и предложили пассажирам развлечение в виде стрельбы по бизонам прямо из окон поездов. И даже организовывали специальные охотничьи рейсы.
Кроме того, истребление бизонов носило и политический характер. В те времена правительство вело борьбу с коренными индейцами, которых планировалось согнать с насиженных земель в специальные резервации. А поскольку жизнь многих из них напрямую зависела от популяции животных, ведь для индейцев они были источником пищи и одежды, истребление бизонов приводило к исчезновению самих индейцев.
Популяция бизонов такими темпами оказалась на грани полного исчезновения. Спасло ее только создание национальных парков, в том числе Йеллоустоуна, в котором в 1894 году полностью запретили охоту за этими животными. Способствовали и усилия правительств отдельных штатов, а также частных организаций.