НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Полеты за пределы Земли: как SpaceX делает космос доступным для туристов и причем тут «Роскосмос»

6 ноября 2024
В сентябре мы услышали очередную новость, которая переворачивает мир космического туризма. Двое смельчаков впервые совершили выход в открытый космос. Один из главных игроков рынка космического туризма — SpaceX. Какие еще услуги предоставляет SpaceX и кто ими может воспользоваться?
Об эксперте: Марат Айрапетян — космический инженер, участник команды по созданию спутников, специалист марсианской аналоговой миссии, автор блога «Юра, мы справимся!», амбассадор Техпросвет ВКонтакте.

Все началось с «Роскомоса»

Если вам кажется, что космический туризм — это что-то недавнее и связанное исключительно с миллиардами Илона Маска, то я вас удивлю: «Роскосмос» стала первой компанией в этой гонке. Это случилось аж в 2001 году, когда американский бизнесмен Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире, заплатив за это 20 млн долларов. Его путешествие на Международную космическую станцию длилось целых восемь дней, и его отправили туда на знаменитом космическом корабле «Союз». 

Спустя 20 лет «Роскосмос» сделал то, что еще не удалось ни одной другой стране — отправил съемочную группу на Международную космическую станцию для съемок первого художественного фильма в космосе. Это кинолента «Вызов», главную роль в нем сыграла российская актриса Юлия Пересильд — она отправилась на орбиту вместе с режиссером Климом Шипенко. Их миссия на борту МКС длилась 12 дней. Это стало важным событием для популяризации космонавтики в России.

В игру вступает Илон Маск

А 12 сентября 2024 произошло абсолютно новое событие в области космического туризма. Джаред Айзекман и Сара Гиллис стали первыми частными астронавтами, совершившие выход в открытый космос. Их миссия Polaris Dawn, которую организовала SpaceX, длилась пять дней и включала в себя научные эксперименты, отработку скафандров и проверку связи корабля Dragon со спутниками Starlink.

Космический туризм — это не люксовый аттракцион для миллионеров. Это очень важный шаг к освоению космоса. Например, для проведения миссии Polaris Dawn был доработан корабль Dragon и разработан специальный скафандр для подобных выходов в космос. С другой стороны, это позволило SpaceX решить и смежные задачи — первое пилотируемое эксплуатационное испытание лазерной связи Dragon через Starlink. Получается, за деньги туристов разрабатываются новые технологии.

Кроме того, эта миссия побила ряд рекордов. Апогей — наивысшая точка траектории — находился на высоте 1400 км. Это самая высокая точка орбиты, на которую когда-либо летал пилотируемый космический корабль, побив рекорд Gemini 11 (1368,9 км), и самое дальнее расстояние от Земли, на которое кто-либо улетал с 1972 года, с миссии Apollo 17 программы NASA Apollo. Поскольку в этих ранних миссиях экипажи состояли только из мужчин, туристки побили рекорд, пролетев дальше от Земли, чем любая женщина до них. Это говорит о том, что частные компании дают туристам даже большие возможности, чем профессиональным астронавтам.

Однако, буду честным — стоит отметить, что это не был классический выход в открытый космос. Был проведен так называемый Stand-up EVA (Extravehicular Activity) — это когда космонавт частично выходит из космического корабля или модуля в открытый космос, оставаясь при этом в стоячем положении и не покидая полностью пределы корабля. Тем не менее, это тоже важный шаг.

Polaris Dawn — первая из трех запланированных миссий, последняя из которых станет первым полетом ракеты SpaceX Starship в космос с экипажем.

Каждый такой шажочек космического туризма делает космос доступным для каждого из нас. У космических туристов становится все больше возможностей, что неизбежно приведет к рождению спроса и интереса к космосу, а компании создают уникальные предложения.

В последние годы космический туризм развивается очень активно и SpaceX — один из ключевых операторов. В последние месяцы на сайте SpaceX появился раздел «Human Spaceflight», где можно забронировать немыслимое приключение в одну из четырех захватывающих точек: на орбиту Земли, на Международную космическую станцию (МКС), на Луну и даже на Марс.

Космические маршруты SpaceX, доступные для бронирования:

  1. Орбитальный полет. Это космическое приключение длиной от 3 до 6 дней, рассчитанное на двух-четырех пассажиров. Полет будет проходить на высоте 300−500 км над Землей. Один оборот вокруг планеты будет занимать 90 минут.
  2. Полет на МКС. Для тех, кто мечтает о чем-то более серьезном, SpaceX предлагает 10-дневное путешествие на Международную космическую станцию. Уже с 2025 года появится возможность забронировать это исследовательское приключение и провести свои эксперименты в условиях невесомости. Разве это не звучит как мечта?
  3. Полет на Луну. А как насчет семидневного пребывания на орбите Луны? На борту звездолета Starship могут разместиться до 12 пассажиров, которые совершат один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества
  4. Марс. К сожалению, деталей о путешествии на Красную планету пока немного, но SpaceX то и дело дразнит нас обрывками информации. Официальной даты бронирования пока нет, но Маск обещает незабываемое приключение.

Цена космического билета

SpaceX пока не разглашает официальную стоимость космического развлечения, но известно, что NASA платит около 55,4 млн долларов за одно место на полет к МКС. По слухам, первые полеты могут состояться уже в начале 2025 года, хотя эти сроки выглядят довольно оптимистичными.

Космос доступен для науки

Что действительно привлекает внимание, так это то, что любой может подать заявку на проведение эксперимента в космосе. Если SpaceX одобрит ее, участники смогут готовить подробный план миссии, тренировать экипажи, собирать данные и сертифицировать оборудование.

Это важный шаг вперед. На сегодняшний день процедура отправки экспериментов на МКС может занять годы из-за бюрократии и длинных очередей, но SpaceX собираются ускорить этот процесс. Это может сделать науку в космосе более доступной и упростить проведение экспериментов университетами и научными группами. Хотите защитить научную работу в космосе?

Starship и будущее космического туризма

Развитие космического туризма SpaceX тесно связано с разработкой их звездолета Starship. Уже есть и первый клиент — тот самый знаменитый Деннис Тито, первый космический турист в мире, который вместе со своей женой станет участником частного полета вокруг Луны. Это недельное путешествие обещает стать еще одним важным шагом в истории космического туризма, а Тито войдет в историю как первый человек, дважды побывавший в космосе как турист.

А кто еще?

Когда мы говорим о космическом туризме, невозможно не упомянуть еще двух конкурентов на этом рынке: Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса. Обе компании предлагают суборбитальные полеты, но каждая из них подходит к делу по-своему.

Virgin Galactic запустила своего основателя в космос в июле 2021 года на борту ракетоплана VSS Unity. Что делает их подход уникальным? Полет начинается с запуска с высоты около 20 км с самолета-носителя, а затем ракетоплан взлетает еще выше, достигая границы космоса.

Blue Origin, со своей стороны, предложила более классический подход с вертикальным запуском на ракете New Shepard. Джефф Безос сам отправился в космос в июле 2021 года, через несколько дней после Брэнсона — чисто для того, чтобы не отставать. Ракета взлетает прямо вверх, достигая высоты около 100 км, что делает полет более «традиционным» с точки зрения космонавтики.

Virgin Galactic и Blue Origin пока «разогреваются» — суборбитальные полеты длятся всего несколько минут. Поэтому именно SpaceX является катализатором перемен, который делает космос доступнее для каждого из нас. Путешествие в космос уже не кажется чем-то невероятным, а вопрос лишь в том, сколько времени пройдет, прежде чем это станет обычным видом туризма на уровне полета в другую страну.

Космический туризм сейчас развивается так же, как гражданская авиация. Изначально полёты на самолетах были очень дорогими и их могли позволить себе только миллионеры — это было даже показателем статуса. Сейчас полеты на самолетах доступны практически каждому. С космическим туризмом будет происходит то же самое — цены уже стали падать, поэтому смело можно сказать, что к концу столетия полет в космос будет так же доступен каждому, как полет на самолете.

Марат Айрапетян