Работа авиадиспетчера остается незаметной для пассажиров. Однако ни одно воздушное путешествие не состоится без грамотной навигации профессионалов: даже самый опытный пилот не осмелится начать полет без команды авиадиспетчера. И вот почему.
Что произошло 20 октября?
20 октября 1961 года в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие стало ключевым в стандартизации авиационных перевозок: как грузовых, так и пассажирских. Эта же дата стала праздничной. Сегодня федерация объединяет более 130 стран со всего мира.
Хотя сама профессия, конечно, появилась раньше — в тот момент, когда впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полета на земле. И берут в эту профессию, конечно, далеко не всех.
Почему так сложно стать авиадиспетчером?
Работа авиадиспетчером гораздо труднее, чем может показаться обывателю. И обязанностей у полетного диспетчера полно. Специалист в этой области следит за погодными условиями, управляет движением самолетов, назначает определенные маршруты и высоты для судов, а также контролирует экстренные ситуации. Все это координатор должен уметь делать одновременно — только тогда воздушное движение будет максимально безопасным.
Учитывая такое количество обязанностей, авиадиспетчер должен быть эмоционально подкован. Стрессоустойчивость, способность здраво мыслить и принимать верные решения в условиях дефицита времени — обязательные качества. Ведь малейшая ошибка сотрудника может иметь серьезные последствия.
Международный авиационный язык — английский, и диспетчер должен свободно на нем разговаривать и понимать терминологию. Без знаний воздушного законодательства, а также математической и географической грамотности не обойтись.
Движением в воздухе управляет человек на земле
Авиадиспетчеры воздушного движения делятся на несколько категорий и находятся на связи с пилотами в течение всего полета: каждый отвечает за определенную его часть. Диспетчеры руления, например, регулируют обстановку на земле, чтобы один самолет не мешал на полосе другому. Диспетчеры старта и посадки контролируют движение самолета по взлетно-посадочной полосе. Диспетчеры подхода ведут самолет на большой высоте и обеспечивают безопасный заход на посадку. И, наконец, диспетчеры круга — они отвечают за маневры во время посадки на небольшой высоте.
Данные к диспетчеру поступают по многим каналам:
информацию о движении самолетов специалисты получают с помощью радиолокатора;
метеослужба оповещает специалиста о погоде на аэродроме, а также дает прогнозы;
об ограничениях, запретных и опасных зонах полетов — от руководителя полетов;
об аэродроме — от представителей аэродромной службы. Они рассказывают о состоянии летного поля, какие стоянки пригодны, а какие нет.
Слово диспетчера в эфире — закон. Любые вольности запрещены. Существуют десятки должностных инструкций, которые четко регламентируют все, что говорят в эфире диспетчер и пилот. Если экипаж воздушного судна по каким-либо причинам не может выполнить требования диспетчера, он обязан об этом сообщить.
Очень важно, чтобы в диалоге «диспетчер-пилот» не было никаких двусмысленных слов. Все четко, разборчиво, уверенно.
ИИ в авиации — не больше, чем помощник
Новые технологии вносят изменения во многие сферы труда, и авиадиспетчеры не исключение. Это не означает, что профессия исчезнет или станет менее востребованной. Однако искусственный интеллект может взять на себя часть функций по управлению воздушным движением, особенно в рутинных ситуациях. Также ИИ может анализировать большое количество данных быстрее человека и предлагать оптимальные решения. А вот утверждать эти решения будет сам диспетчер.
Так или иначе, человеческое участие будет оставаться критически важным для управления воздушным движением, особенно в чрезвычайных ситуациях. Возможно, в будущем потребуется больше специализированных диспетчеров для управления различными типами воздушного движения (например, беспилотниками). А с развитием технологий задачи авиадиспетчеров могут становиться все более сложными и многоаспектными — у профессии появятся новые пути развития.