НовостиОбзорыВсе о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Китайская «Мечта»: новое судно поможет впервые добраться до мантии Земли

18 декабря 2024
В Поднебесной представили необычный комплекс с научными лабораториями и огромным буром. Исследователи скоро отправятся на нем выполнять очень важную задачу.

В Китае активно идет подготовка к масштабной операции. Ученые с помощью уникального судна собираются пробурить под морским дном огромную скважину, чтобы впервые добраться до мантии Земли. Амбициозный проект поможет лучше узнать о том, как устроена наша планета. Hi-Tech Mail рассказывает о том, что известно о китайской «Мечте».

Как глубоко находится мантия

В 2021 году в Китае начали строить большое судно Meng Xiang. В переводе с китайского это название означает «Мечта», и такой выбор легко объяснить. Новое плавательное средство поможет ученым опуститься на такую глубину, которую исследователи еще никогда не изучали.

Человечеству прежде не удавалось добраться до мантии Земли. Это часть, которая находится ниже коры, но перед ядром нашей планеты. Лучшую в истории попытку приблизиться провели советско-российские ученые с помощью Кольской сверхглубокой скважины. Ее глубина достигает 12 262 метра. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы преодолеть так называемую границу Мохоровичича, то есть участок, который находится над мантией. 

Под континентальной корой необходимо опуститься на 20-90 км в зависимости от местности, а под океанической — лишь на 5-10 км. Как пишет журнал Science со ссылкой на экспертов, есть вероятность, что китайское судно сможет преодолеть это расстояние.

Особенности и характеристики Meng Xiang

«Мечту» ввели в эксплуатацию в ноябре 2024 года в городе Гуанчжоу. Это самое большое научно исследовательское судно Китая. Его длина составляет 179,8 метра, ширина — 32,8 метра, а водоизмещение равняется 42,6 тыс. тонн. На борту могут находиться 180 человек. Дальность плавания достигает 15 тыс. морских миль, а автономность — 120 дней.

У «Мечты» есть девять научных лабораторий для специалистов по геологии, геохимии, микробиологии и другим направлениям. Судно также получило уникальную автоматизированную систему хранения образцов керна — таких в мире больше нет. Особенностью Meng Xiang стала и гидравлическая подъемная установка. Грузоподъемность привода равняется 907 тоннам. Механизм может работать в четырех режимах бурения, что позволяет заниматься глубоководным бурением. По словам инженеров, испытания показали, что производительность превзошла проектные ожидания.

«Мечта» может добраться до глубины в 11 тыс. метров ниже поверхности моря. Это самый большой показатель в истории. Например, прошлый рекордсмен Chikuy из Японии может опуститься примерно до 10 тыс. метров. И эта разница сыграет ключевую роль.

Значение работы Meng Xiang для науки

Исследователи выяснили, что в одном из участков Тихого океана глубина воды составляет около 4 тыс. метров. Граница Мохоровичича расположена примерно на глубине свыше 10 тыс. метров. Ученые отметили, что существует риск обрушения ямы из-за давления. Чтобы этого избежать, необходимо закачивать в отверстие специальный раствор. Сейчас инженеры работают над специальной установкой. Ее планируют подготовить к 2030 году, но, возможно, специалисты справятся раньше.

В Утрехтском университете отметили, что в случае успеха проект поможет ответить «на фундаментальные вопросы климата, океанографии, микробиологии и науки о Земле на следующие 50 лет». При этом китайские ученые подчеркивают, что решились на амбициозный проект, потому что они прежде не играли большой роли в изучении тектоники плит. Поэтому их вклад может оказаться очень важным.

Но и это не все. Исследователи в течение десяти лет проведут около 30 буровых экспедиций с помощью «Мечты». Предполагается, что участвовать в них смогут специалисты со всего мира. Поэтому Meng Xiang позволит не только добраться до мантии, но и выполнять другие важные задачи, которые позволят лучше разобраться в особенностях нашей планеты.

Ранее ученые выяснили, что ядро Земли меняет форму.

Андрей Бритенков