В этом материале мы расскажем об истории создания истребителя Су-27, его конструктивных особенностях и вооружении, а также вспомним самые яркие эпизоды с участием самолета.
Что из себя представляет сверхзвуковой истребитель Су-27
Истребитель Су-27 — это сверхзвуковой всепогодный истребитель четвертого поколения, разработанный в СССР. Является одним из самых успешных боевых судов и используется в более чем десяти странах мира: например, в Индии, Эфиопии, Китае и Вьетнаме. Машина стала основой для модернизации и создания других самолетов — бомбардировщика Су-34 и истребителя Су-35. Последний относится к поколению 4++.
Сверхзвуковой тяжелый истребитель Су-27 был создан для обеспечения господства в воздушном пространстве и нанесения ракетно-бомбовых ударов по целям на земле. Практически сразу после своего первого показа самолет стал известен на весь мир. О том, как это произошло, вспоминает майор запаса, военный летчик 1-го класса Андрей Красоткин.
«Первые фотографии Су-27, которые я увидел в журнале, повергали в шок. Самолет поражал своей красотой и размерами — это было само совершенство. Потом его показали на авиашоу. Тогда за границей советский летчик Пугачев продемонстрировал на Су-27 „Кобру“ — фигуру высшего пилотажа, позже названную в его честь. Вся зарубежная публика и советские люди были потрясены, потому что это, казалось, было против всех законов аэродинамики», — рассказывает Андрей Красоткин.
История создания самолета Су-27
В конце 60-х годов Соединенные Штаты Америки стали одними из первых, кто начал работу над прототипами истребителей четвертого поколения. В стране развернули программу FX (Fighter Experimental), в рамках которой спроектировали F-15 «Игл» (от англ. Eagle). Позже, в 1974 году на его основе были созданы и запущены в производство самолеты F-15A и F-15B «Игл».
Примерно в это же время в СССР стартовала ответная программа, целью которой стала разработка перспективного фронтового истребителя (ПФИ). В конкурсе участвовало три конструкторских бюро, однако в итоге заказ получило «ОКБ Сухого», хоть оно и не было вовлечено в программу. Причиной этого стал тот факт, что конструкторское бюро имело наработки по теме ПФИ еще с 1969 года.
В 1971 году дали старт работе над прототипом воздушного судна, которое должно было превосходить F-15. Оно получило шифр Т-10. Основной задачей машины был ближний маневренный бой.
Первый полет прототипа состоялся в 1977 году, однако годом позже, после получения данных о характеристиках конкурента — американского F-15, — стало понятно, что советский самолет уступает по ряду параметров.
Тогда в короткие сроки была изменена конструкция истребителя — его создали практически заново. В 1981 году состоялся первый полет прототипа Т-10-7 (Т-10С-1). Испытания прошли успешно — параметры машины были не хуже F-15 «Игл», а в чем-то даже превосходили их. В 1982 году началось серийное производство Т-10С, который позже и стал тем самым Су-27.
Конструкция и характеристики истребителя Су-27
Планер Су-27 разработан по интегральной аэродинамической схеме. Его крыло сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус, который создает подъемную силу. Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами. Все это делает его очень маневренным и удобным в управлении.
Об особенностях конструкции Су-27 нам рассказал Андрей Красоткин.
«Самолеты обладают разной устойчивостью: продольной по углу атаки (или перегрузке), по скорости, путевой устойчивостью и так далее. На Су-27 продольная устойчивость по углу атаки была сделана по очень интересной схеме, по которой обычно самолеты не строились — Су-27 изначально был задуман неустойчивым. То есть, если бы не автоматика, машину не смогли бы пилотировать на некоторых режимах. Однако истребитель летал и выполнял многие фигуры пилотажа, которые не могли повторить на других самолетах», — уточняет пилот.
Как отмечает Андрей Красоткин, истребитель также выделялся своей кабиной: «У самолета очень продуманная и эргономичная кабина. Она отличалась от кабин предшественников, от того же МиГ-29. В Су-27 использовалось одно из лучших кресел, знаменитое К-36, у которого сейчас много модификаций. Можно было катапультироваться на низкой скорости и на малых высотах. Это называют режимом „ноль на ноль“. Раньше это было невозможно — если пилот приводил в действие систему катапультирования, парашют не успевал раскрыться и пилот погибал. А вот кресло Су-27 обеспечивало сохранение жизни пилота практически в любых аварийных ситуациях».
Технические характеристики Су-27 | |
Экипаж, чел. | 1 |
Двигатели ТРДД АЛ-31Ф | 2 |
Тяга двигателей, кгс | 2 × 12 500 |
Скорость максимальная, на высоте / у земли, км/ч | 2430/1400 |
Практический потолок, м | 18 000 |
Перегрузка максимальная, ед. | 9 |
Дальность полета, у земли / максимальная, км | 1380/3250 |
Боевой радиус, км | 1200 |
Масса нормальная, кг | 22 220 |
Масса максимальная, кг | 28 000 |
Масса пустого самолета, кг | 16 000 |
Максимальная масса боевой нагрузки, кг | 6000 |
Полный запас топлива, л | 12 000 |
Посадочная скорость, км/ч | 225—240 |
Длина разбега, м | 500—700 |
Длина пробега с ТП, м | 620—700 |
Длина самолета без ПВД, м | 21,934 |
Высота самолета, м | 5,93 |
Размах крыла, м | 14,70 |
Бортовая РЛС: Дальность обнаружения цели, км Дальность захвата цели, км | 90 70 |
Вооружение самолета Су-27
Истребитель Су-27 обладает значительной массой, что позволяет ему нести большой объем боеприпасов.
Пушка ГШ-30-1 | |
Калибр, мм | 30 |
Скорострельность, выстрелов/мин | 1500 |
Боезапас, снарядов | 150 |
Внешние узлы подвески | |
УР «воздух — воздух» Р-27Р, Р-27Т, Р-27ЭР или Р-27ЭТ, шт. | 6 |
УР «воздух — воздух» Р-73, шт. | 4 |
Авиабомбы | |
АБ-100, шт. | 20 |
АБ-150, шт. | 16 |
АБ-500, шт. | 8 |
Сравнение Су-27 с другими истребителями
Истребитель Су-27 стал основой для создания целого семейства самолетов. Особенно среди них выделяется Су-35 из поколения 4++, именно он считается самой совершенной модификацией Су-27.
Также опыт создания советского и российского истребителя повлиял на разработку воздушных судов пятого поколения, например Су-57.
Су-27 и СУ-29
Несмотря на схожие для обывателя названия, сравнивать эти два самолета будет некорректно. Дело в том, что Су-29 не является истребителем — это двухместный спортивно-пилотажный самолет, созданный для обучения и тренировок пилотов.
Объединяет эти машины их место создания — они обе разработаны в «ОКБ Сухого».
Су-27 и СУ-35
Как было упомянуто ранее, Су-35 — это одна из последних модификаций Су-27. Самолет разработан в 2008 году тем же конструкторским бюро и представляет собой переходное звено между своим предшественником и истребителем пятого поколения Су-57.
По сравнению со своим родоначальником, Су-35 тяжелее, современнее и может преодолевать большие расстояния.
Пилот Андрей Красоткин успел полетать на Су-35. О своих впечатлениях он рассказывает так: «Внешне Су-27 и Су-35 очень похожи — неспециалисту будет сложно отличить их друг от друга. Но Су-35 — это совершенно другой самолет по „начинке“. Знаете, как говорят: „С жигулей пересесть на мерседес“. Вот примерно такие же ощущения мы испытали, когда пересели на Су-35. Это самолет-чудо: у него вместо привычной приборной доски с круглыми механическими приборами — огромные многофункциональные экраны, которым могут позавидовать многие современные гражданские лайнеры. Органы управления все электрические, а не механические, как на Су-27».
Еще Андрей Красоткин отметил, что истребитель поколения 4++ маневреннее своего предшественника: «Су-35 управляется еще легче и обладает сверхманевренностью: его двигатели с управляемым вектором тяги, то есть сопла отклоняются в разные стороны. Он тяжелее, может брать еще больше топлива и, соответственно, дальше летать. Может применять почти всю имеющуюся номенклатуру вооружения, как при работе по воздуху, так и по земле, как это делают фронтовые бомбардировщики. Прицел видит на многие сотни километров, пилоту практически не нужен никакой командный пункт. Вся информация о целях высвечивается на экране пилота, что очень удобно».
Су-27 и МиГ-29
МиГ-29 — советский истребитель, созданный в 70-е годы прошлого столетия Опытно-конструкторским бюро им. А. И. Микояна. Сравнение этих двух машин довольно условное, потому что они выполняют разные задачи. Сейчас МиГ-29 считается технически и морально устаревшей моделью — самолет в основном используется в странах Азии и Африки.
«МиГ-29 — хороший самолет, но Су-27 в аэродинамическом плане эффективнее, совершеннее. Хоть это и очень похожие самолеты и они не уступают друг другу в маневренности, но МиГ-29 значительно меньше — примерно в полтора раза. Он не берет много топлива, отчего не может летать далеко. Поэтому он не подходит для решения многих задач, которые может выполнить Су-27», — рассказывает Андрей Красоткин.
Су-27 и F-15
Изначально Су-27 задумывался как ответ американскому F-15 «Игл» и создавался именно для того, чтобы обогнать соперника.
Некоторые специалисты спорят, за каким самолетом — российским или американским — было бы преимущество в воздухе. Однако после совместных полетов в 1992 году пилоты из России отмечали, что F-15 уступает Су-27 в маневренности на дозвуковых скоростях.
Катастрофы и аварии истребителей Су-27
За более чем 40 лет эксплуатации истребителя Су-27 было зафиксировано множество происшествий с его участием. Однако точное количество аварий и катастроф неизвестно. Поэтому мы расскажем только о первом и последнем инциденте, а также о самых громких трагедиях.
Инцидент в Баренцевом море
В 1987 году в новостях впервые появилась информация о происшествии, связанном с самолетом Су-27. 13 сентября этого года норвежский патрульный самолет P-3В «Орион» проводил разведку вблизи границ Советского Союза — в нейтральных водах Баренцева моря. Тогда с аэродрома Килпъявр был поднят дежурный экипаж Су-27, пилотируемый Василием Цымбалом. Задачей старшего лейтенанта был перехват иностранного самолета и недопущение нарушения границ страны.
Су-27 приблизился к «Ориону» на максимально допустимое безопасное расстояние, однако пилот норвежского самолета в попытке избавиться от преследования совершил провокационный маневр в сторону советского истребителя. Из-за этого «Орион» задел пропеллером киль Су-27. Хоть фюзеляж норвежского P-3В был поврежден, оба самолета совершили успешную посадку на своих аэродромах.
Катастрофа во Вьетнаме
В декабре 1985 года рядом с городом Камрань во Вьетнаме проходило авиашоу, в котором участвовала пилотажная группа «Русские витязи». Она состояла из транспортного самолета Ил-76 и пяти истребителей Су-27. По возвращении обратно три воздушных судна столкнулись с горной поверхностью: два самолета Су-27 и его модификация Су-27УБ. Четыре пилота погибли. Причиной столкновения назвали ошибку командира группы в условиях плохой видимости. На месте крушения установлен памятник.
Скниловская трагедия
Самая масштабная катастрофа с участием Су-27 произошла во Львове в 2002 году на Скниловском аэродроме. 27 июля там проводилось авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса.
Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на предельно малой высоте истребитель Су-27УБ упал в толпу зрителей. Причиной стала ошибка пилота.
Катастрофа унесла жизни 77 человек, а 543 человека получили травмы разной степени тяжести. Скниловская трагедия стала самой крупной катастрофой в истории авиашоу в мире.
Су-27 упал в Черное море
Последним описанным инцидентом с Су-27 стало его падение в Черное море в марте 2020 года. Судно совершало плановый полет, однако позже пропало с радаров. В 50 км от Феодосии самолет подал аварийный сигнал.
В каких боевых действиях использовали Су-27
Су-27 были задействованы в нескольких конфликтах, они и сейчас используются армиями разных стран. Вот список боевых действий с участием истребителя:
война между Эритреей и Эфиопией в 1999—2000 годах (в составе ВВС Эфиопии);
война в Абхазии в 1992—1993 годах;
военная операция в Сирии;
специальная военная операция на Украине.
Уточним, что сейчас Су-27 чаще используется ВВС России для сопровождения других машин, а также для перехвата самолетов.
Интересные факты об истребителе Су-27
Истребитель Су-27 — один из самых известных воздушных судов российских войск. За годы его существования самолет установил несколько рекордов и отличился необычными достижениями.
1. Рекорды
27 октября 1986 года летчик Виктор Пугачев установил мировой рекорд — он поднялся на высоту 3 км за 25,4 секунды. Ему удалось сделать это на специальной модификации Су-27 — экспериментальном реактивном самолете П-42.
15 ноября 1986 года на П-42 удалось подняться на 6 км за 37,1 секунды. Расстояние в 9 км летчик преодолел за 47 секунд, а 12 км за 58,1 секунды.
11 марта 1987 года пилот Николай Садовников поднялся на высоту 15 километров всего за 76 секунд.
2. Высший пилотаж
На истребителях семейства Су-27 выполняются различные фигуры высшего пилотажа, в том числе «Кобра Пугачева» — самолет «задирает» нос вертикально вверх и даже чуть запрокидывается назад, однако направление полета при этом не меняется.
Фигура названа в честь летчика-испытателя Виктора Пугачева, который исполнил ее перед широкой публикой в 1989 году. Тогда он пилотировал истребитель на показательных выступлениях в Ле-Бурже во Франции.
Однако первым пилотом, выполнившим эту фигуру, был летчик-космонавт Игорь Волк. Он же и научил Пугачева исполнять «Кобру».
На модификации истребителя, самолете Су-37, возможно выполнение еще одной фигуры высшего пилотажа — «Чакры Фролова», названной в честь Евгения Фролова, советского летчика-испытателя. Маневр заключается в том, что самолет делает мертвую петлю на очень малых скоростях полета. Радиус при этом такой, будто истребитель разворачивается вокруг своего хвоста.
Сейчас возможности маневрирования Су-27 и его модификаций демонстрирует пилотажная группа «Русские витязи». Это первая команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.
3. Су-27 в играх
Истребитель Су-27 добавляли в различные компьютерные игры. Например, ему посвящены авиасимуляторы «Су-27 Фланкер» (1995) и «Су-27 Фланкер 2.5» (2001) российской компании Eagle Dynamics.
Еще самолет добавили в онлайн-игру War Thunder. Он появился в обновлении «Превосходство в воздухе», выпущенном в декабре 2023 года.