Историческая справка Первая компьютерная мышь представляла собой грубую деревянную коробку с двумя большими колесами внутри и единственной кнопкой. Устройство было представлено публике в далеком 1968 году (хотя трекбол еще старше – его придумали в 1952-м для канадских вооруженных сил), а свое название манипулятор получил еще в лаборатории, до презентации широкой общественности. Автор мыши – Дуглас Энгелбарт, одна из ключевых фигур в компьютерной истории. Изначально манипулятор был лишь частью глобального проекта под названием NLS (oNLine System), в который входили такие фундаментальные разработки, как система гипертекста, электронная почта, оконный интерфейс и так называемая газетная парадигма – все это было представлено впервые! По сути, NLS заложил основы функциональности ПК и современного облика Интернета. На фоне этих достижений первые компьютерные видеопрезентации и программа для совместной работы над текстом, которые тоже разработал центр Дугласа Энгелбарта, выглядят малозначительными... Однако большинство изобретений центра Энгелбарта (и мышь в их числе) долгое время пролежало «на полке» и впервые нашло практическое применение лишь через 16 лет (в 1984 году) – в компьютерах Apple Macintosh. |
Типы компьютерных мышей
Есть ряд способов регистрации движений мыши. Перечислим их в порядке появления в истории.
КОВРИК ДЛЯ МЫШИ Коврики, столь популярные в эпоху шариковых мышей (когда они были абсолютно необходимы), сегодня имеют минимальную практическую ценность. Акцент при их изготовлении сместился на дизайн и эксклюзивные «фишки»: выпускаются коврики с мягкими подушечками под запястье, со светодиодной подсветкой или из «космических» материалов, которые по заявлению производителей резко повышают точность позиционирования курсора... |
Шариковые модели менее надежны, чем более современные оптические (см. ниже). Во-первых, точность позиционирования курсора у них невелика. Во-вторых, при отрыве от поверхности и последующей «посадке» на нее мыши шарик смещается и курсор «скачет». Наконец, шарик и валики собирают на себя весь мусор и пыль со стола, из-за чего их периодически приходится чистить.
В отличие от шариковых аналогов оптические мыши более надежны в эксплуатации и обеспечивают большую точность позиционирования курсора. Особенно заметно это при работе в чувствительных к точности движений приложениях: графических редакторах и играх. А так как оптическая мышь не имеет иных подвижных частей, кроме кнопок и колеса прокрутки, отпадает необходимость в чистке ее механизма, да и устройство получается более надежным. Лишь нижнюю поверхность мыши следует иногда чистить – чтобы ничто не мешало ее идеальному скольжению.
Оптические мыши способны работать на поверхностях разного типа и не нуждаются в коврике. Однако очень гладкая поверхность, например зеркало, стекло или лакированный стол, для работы все же не подходит, так как получаемые микрокамерой изображения в этом случае мало чем отличаются друг от друга. Как результат – указатель мыши беспорядочно прыгает по экрану монитора или, наоборот, стоит на одном месте.
Интерфейс подключения
Для соединения с ПК мышь может использовать четыре различных интерфейса.
Лишь немногие мыши в настоящее время подключаются к зеленому разъему PS/2 (фиолетовый используется для подключения клавиатуры). Недостаток этого интерфейса известен: во время работы компьютера отключать или подключать мышь нельзя, так как это может привести к системному сбою. Кроме того, цифровая техника стремится к унификации интерфейсов, поэтому разъемы PS/2 уже исчезают с панелей материнских плат, как в свое время исчез порт COM, к которому некогда подключались «древние» мыши.
Мышей с интерфейсом USB сегодня большинство. Их можно подключать и отключать вовремя работы компьютера, а если свободного USB-порта на компьютере нет – присоединять к разъему PS/2 с помощью переходника.
Мыши с радиоинтерфейсом не нуждаются в проводах, а приемник их сигнала подключается к USB-разъему компьютера.
Мыши с поддержкой Bluetooth стоят дороже, чем их аналоги с обычным радиоинтерфейсом, но использование цифрового канала связи позволяет не только защитить передаваемые данные от перехвата (что актуально для немногих частных пользователей), но также избежать проблем, связанных со взаимным влиянием двух или более манипуляторов, работающих в одном помещении. Большинство таких моделей комплектуется миниатюрным USB-адаптером, то есть могут быть подключены к ПК, не имеющим встроенного Bluetooth-модуля (большинство из них напрямую со встроенными модулями и не работает). Недостаток беспроводных мышей – как с интерфейсом Bluetooth, так и без него – в необходимости использовать для их питания аккумуляторы или батарейки. По этой же причине беспроводные мыши всегда оказываются тяжелее своих «хвостатых сестер» и их вес нередко бывает плохо сбалансирован.
Конкуренты мыши
Наиболее перспективные конкуренты мыши – сенсорные дисплеи. Логика появления таких устройств управления понятна: мышь выступает лишь в качестве посредника между рукой человека и пользовательским интерфейсом на экране, а непрерывные усовершенствования ее функциональности и эргономики преследуют одну цель – забыть о ее существовании во время работы и двигать «непосредственно» курсор, а не манипулятор (не случайно появилась шутка: вы проводите слишком много времени за компьютером, если пытаетесь согнать муху с экрана при помощи курсора). В таком случае, почему бы не отказаться от этого промежуточного звена?
Возможность нажимать кнопки непосредственно на экране – стилусом или пальцами – появилась сравнительно недавно по меркам компьютерной истории, но уже широко используется в мобильных устройствах: карманных ПК, плеерах и смартфонах. Несмотря на это, на более крупных экранах «трогательная» технология не прижилась, и тому есть несколько причин.
Куда более востребованными оказались близкие по концепции устройства – графические планшеты. На то, чтобы полностью заменить мышь, они не претендуют. Хотя их и можно использовать в такой роли, привыкание к выполнению размашистых движений и абсолютному позиционировании курсора (координаты плоскостей планшета и монитора прямо сопоставлены – помещение пера в определенную точку плоскости мгновенно перемещает курсор в соответствующую точку экрана), а также развитие «твердости руки» займут немало времени. Обычно планшет используется параллельно с мышью и лишь в ряде приложений – в основном в графических редакторах.
Другое устройство, некогда пытавшееся потеснить мышь с пьедестала, – трекбол. Его можно описать как перевернутую механическую мышь с гипертрофированным шариком, который пользователь вращает пальцами. Курсор в этом случае контролировать куда труднее. Сегодня трекболы по большей части забыты, ими пользуются лишь некоторые профессионалы (например, звукооператоры). Но именно трекболы успели породить своеобразный манипулятор для управления ПК «лежа на диване» (и поэтому иногда предлагаемый производителями компьютеров-медиацентров). Такой манипулятор берется в ладонь как обычный «ленивчик», а его шарик пользователь вращает большим пальцем той же руки.
Наконец, существуют перчатки, которые предназначены для использования в комплекте со шлемами виртуальной реальности. По идее, подобные решения позволяют едва ли не стереть грань между реальными и виртуальными объектами, но на практике они столь же далеки от массового использования, как и в момент своего появления. И причина не столько в сложности адаптации интерфейсов существующего ПО к новому манипулятору и дороговизне решения, сколько в том, что человек не готов для выполнения любой работы за компьютером отрезать себя от мира, надевая шлем, и размахивать руками.
Единственная область, где «хвостатое» устройство уже давно потеснили конкуренты, – это игры. Все игровые приставки используют в качестве основного манипулятора геймпад: многие игроки, «пересевшие» на приставку с ПК, сообщают, что даже в кросс платформенных и портированных с персонального компьютера играх пользоваться им вполне удобно. А вот веб-серфинг на приставках с геймпадом все-таки остается «своеобразным» удовольствием.
«ОТЕЦ» DOOM И QUAKE ПОДДЕРЖИВАЕТ МЫШЬ Джон Кармак, создатель программного кода знаменитых игр Doom и Quake, в интервью журналу PC Gamer заявил, что для игры в шутеры с видом от первого лица (не говоря уже о веб-серфинге) комбинация мыши и клавиатуры гораздо удобнее, чем любой аналоговый геймпад. |
Выбор мыши
При выборе «хвостатого помощника» необходимо обращать внимание на ряд его характеристик.
Сколько нужно кнопок Стандартом для компьютерной мыши является наличие двух клавиш – их достаточно для выполнения всех действий в Windows. В 90-х годах в продаже было немало трехклавишных мышей, но затем средняя клавиша совместилась с колесом прокрутки. Большинство современных мышей оснащается по крайней мере одной- двумя дополнительными кнопками, функции которых нередко можно настраивать. Количество кнопок у «навороченных» геймерских моделей может достигать полутора десятков! Мышиное колесо также приобрело дополнительные функции: боковую прокрутку документов с помощью наклонов вбок или возможность вращения по инерции. В эксклюзивных моделях мышей вместо колеса используется шарик с функцией прокрутки во всех направлениях или даже сенсорное окошко. Между тем пользователи компьютеров Macintosh долгое время обходились и до сих пор нередко обходятся однокнопочными мышами – даже без колеса прокрутки, хотя в арсенале Apple есть и более «продвинутые» модели манипуляторов. |
Обратите внимание и на вес «грызуна». Тяжелые мыши позволяют более точно позиционировать курсор, что пригодится в графических редакторах, но менее удобны в играх. Некоторые мыши позволяют менять свой вес с помощью набора грузиков.
Помимо высокой надежности, модели с большим разрешением часто позволяют менять его «на лету»: при переходе от более низкого к более высокому разрешению скорость перемещения курсора сильно возрастает, а точность позиционирования не уменьшается. Основное применение эта «фишка» находит в играх: большую часть времени используется максимальное разрешение, а при необходимости точно прицелиться оно «сбрасывается» и движения курсора замедляются.
Вариант, который устроит всех, –стандартная проводная офисная USB-мышь средних размеров, с симметричным корпусом.
Если одновременно с мышью приобретается клавиатура, то стоит купить их вместе, в виде единого комплекта. С точки зрения внешнего вида и функциональности устройства, входящие в такие наборы, как правило, идеально подобраны друг к другу к тому же, покупать, их выгоднее, чем клавиатуру и мышь по отдельности.
Игровая мышь Геймерские мыши обладают рядом особенностей, которые отличают их от обычных офисных и домашних «грызунов». При выборе оружия для компьютерных баталий нужно обратить внимание на следующие характеристики манипулятора. Высокое разрешение сенсора. У топовых моделей «грызунов» этот параметр может достигать 4000 dpi, хотя достаточно будет и 2000. Эргономика. Мыши с выпуклой «анатомической» формой корпуса не лучшим образом подходят для игры. Большую скорость и точность движений обеспечивают слегка уплощенные, вытянутые мыши с небольшим весом. Их часто держат пальцами: целиком лежащая на корпусе манипулятора ладонь тормозит реакцию, как и большой вес устройства. Хорошим примером являются игровые мыши фирмы Razer. К тому же они стильно выглядят. Особенности клавиш. Основные клавиши мыши должны иметь небольшой ход и нажиматься без усилий. Кнопка для изменения разрешения «на лету» является полезной опцией, а вот массой дополнительных настраиваемых кнопок можно пренебречь. «Низкая посадка». Курсор не должен перемещаться, даже если вы будете водить мышью на высоте нескольких миллиметров от стола. Иначе при отрыве мыши от поверхности и ее «приземлении» прицел будет сбиваться. Проводной интерфейс. Беспроводные мыши для игры мало пригодны, так как радиоканал незначительно, но все-таки замедляет реакцию курсора на перемещение манипулятора. Кроме того, за счет аккумуляторов или батарей беспроводные мыши всегда довольно увесисты, а значит, менее подходят для быстрых движений. |