Для пользователя все выглядит предельно просто и прозрачно: вставляешь в телефон специальный модуль, перед поездкой в метро заходишь в меню телефона, покупаешь необходимое число поездок, затем прикладываешь телефон к считывающему устройству турникета и проходишь в подземку. Подобная система уже была запущена в прошлом году компанией Мегафон. Правда там всё было немного по-другому. Дело в том, что в Санкт-Петербурге есть универсальный проездной "Подорожник". Это такая карточка, которую нужно оплачивать (можно и с СМС), затем активировать оплаченный платеж у любого терминала проверки статуса карты (установлены на каждой станции) и лишь затем проходить. По сути, система у Мегафон такая же, с разницей лишь в том, что последнюю можно наклеить на корпус телефона, но порядок активации тот же. Понятно, что это неудобно, особенно когда к терминалам оплаты стоят очереди. У Билайна всё проще: нажал пару кнопок на телефоне и можно проходить, ничего активировать у специального аппарата не нужно. Но давайте обо всё по порядку.
Презентация
Прежде чем мы смогли сами протестировать новую технологию NFC в метро, компания Билайн совместно с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО «Амбик Тэк СПб» провели пресс-конференцию, на которой рассказали о необходимости данной технологии для города, о задачах, которые были выполнены, а также о трудностях и перспективах на будущее. Это новый совместный проекта по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC, услуга называется "Мобильный проездной". 18 мая произошёл переход проекта в стадию коммерческого пилота, на этой стадии компания Билайн планирует распродать и протестировать 2000 устройств. До этого был закрытый пилот, во время которого таким проездным пользовались всего 100 человек.
NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров). Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль. Проделав один раз эту несложную операцию, телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном, как обычным проездным.
«Впервые в России именно в Санкт-Петербурге пассажиры общественного транспорта получат возможность отказаться от необходимости наличной оплаты и использования пластиковых проездных карт. Теперь проездной билет можно купить в буквальном смысле «по воздуху». Это большой шаг в развитии транспортных технологий Северной столицы, поэтому необходимо отметить заслуги наших партнеров – компании «Билайн» и «Амбик». Важно отметить, что в наших совместных планах дальнейшее развитие NFC технологий оплаты проезда, в том числе на наземном и водном общественном транспорте Петербурга», - рассказал о перспективах проекта Максим Глазков, начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
«Мы поддерживаем внедрение новейших технологий в процесс оплаты проезда в городском общественном транспорте. Подобное решение позволит пассажирам значительно сэкономить время на приобретении билетов, используя универсальное устройство – свой мобильный телефон. С экономической точки зрения, предлагаемое «Билайн» и «Амбик» решение дает возможность сократить затраты Метрополитена на реализацию билетов за наличный расчет», - так прокомментировал запуск проекта заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Игорь Выборнов.
Таким образом, технология NFC позволяет оплачивать не только поездки в метро, но и производить практически все платежи. Конечно, в России всё затягивается, но я думаю, что к далекому 2025 году можно будет выходить из дома и брать с собой только телефон, а не кучу карточек и наличных денег. Что касается запуска такого проекта в Москве, то в компании Билайн точные сроки не называют. Все зависит от чиновников и руководства подземки, но есть планы по внедрению такой технологии в районе 2014 года. Трудности пока заключаются в административном ресурсе, а не в технологическом, т.к. в Москве были проведены некоторые тесты и результаты были положительными. Так что, кто знает, но может быть уже скоро и жители Москвы не будут страдать от очередей в кассу метро, оплачивая его со своего мобильного. Кстати, известно, что между операторами уже сейчас есть некоторые договорённости, так что эта технология будет доступна не только пользователям Билайн, но и всем абонентам мобильной связи, но пока модуль NFC работает только с SIM-картами Билайн.
Тестирование
При установке NFC-модуля, на мобильном телефоне автоматически устанавливается SIM-меню «Проездной», позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона, а также проверить количество купленных ранее билетов и их срок использования. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени. Далее, чтобы воспользоваться поездкой, достаточно приложить мобильный телефон к считывающему устройству на турникете. Информация о поездках в модуле шифруется 128-битным ключом, так что разгадать его, чтобы начислить себе бесплатные поездки, будет непросто. Считайте сами, это 2^128 комбинаций и подобрать шифр можно лишь полным перебором, на это потребуется не один год.
В процессе реализации услуги «Мобильный проездной» будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. Клиент сможет заказать билет без обращения в кассы города с баланса телефона через специальное мобильное приложение. Услуга доступна абонентам - физическим лицам с тарифными планами предоплатной и постоплатной системы расчетов.
Как бы интересно не выглядела технология или проект, но минусы есть всегда, есть они и у проездного Билайн. Во-первых, модуль NFC можно вставить только в ограниченное число телефонов, которые были протестированы на данный момент на совместимость. Проблема в размерах, например, я смог вставить модуль в Blackberry 9700, но с большим трудом. Во-вторых, владельцы несъемных батарей могут сразу забыть о том, чтобы проходить в метро с помощью такой технологии. Да-да, в iPhone такой модуль пока вставить невозможно. Конечно, можно его положить в чехол, но с таким же успехом там можно носить и обычный проездной, ведь оплатить с SIM-карты будет невозможно. Немного больше повезло владельцам телефонов с NFC, для них, быть может, ещё и будут выпущены специальные SIM-карты, но о датах выпуска пока очень рано говорить. В-третьих, пока довольно сложна сама система установки модуля. В конце концов, мы живем в XXI веке и способ с наклеиванием карточки (как у Мегафона) был бы разумнее, чем разбор телефона, наклеивание на SIM-карту модуля, укладка этого в корпус и.т.п. Но ничего не поделаешь, система разработана так и пока так будет работать, а потом, может быть, что-нибудь переделают.
От себя хочу добавить, что пользоваться новой технологией просто. Да, некоторые трудности возникли при установке модуля, зато потом можно навсегда забыть про карточки, жетоны, нехватку наличных денег в кармане и всё то, чем зачастую нас обременяет метро при покупке билетов. Если на мобильном счету есть деньги, то можно за 5 секунд купить себе поездку и войти в метро. Кстати, что примечательно, для прохода даже необязательно, чтобы телефон был включен, ведь информация о купленных билетах хранится в самой метке и никак не связана с SIM-картой. Можно вообще носить метку отдельно от телефона и оплачивать её с помощью терминалов, но тогда теряется весь смысл быстрой оплаты. Мне, как жителю мегаполиса, кажется, что такая технология будет востребована у людей, по крайней мере, я бы точно был одним из первых, кто купил бы такой модуль в Москве. Жалко лишь то, что основной категорией людей, кто будет хотел бы покупать такие модули будет молодежь и гики, а у них сейчас у многих именно iPhone или современные смартфоны без съемных аккумуляторов.
С созданием модуля оплаты от Билайн можно надеяться на расширения его возможностей в будущем. Вполне возможно, что в скором времени все данные о наших платежных картах будут в таком модуле и мы сможем быстро оплачивать проезд, покупки в магазинах, передавать деньги друг другу и использовать другие возможности NFC. Ведь уже сейчас NFC используется в новом флагмане Samsung Galaxy S 3 для передачи данных на высоких скоростях, поэтому оплата покупок с помощью телефона не за горами. Будем надеяться, что компании Билайн и её компаньонам удастся продвинуть идею Мобильного кошелька на рынке, скооперироваться с другими операторами и избавить всех пользователей мобильных телефонов от очередей и многих других трудностей. Ну а сейчас жители Санкт-Петербурга уже избавлены от очередей в метро, что не может не радовать.