НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Highscreen: смартфоны российского бренда

19 апреля 2013

На правах рекламы

Немногие российские бренды на рынке смартфонов могут открыто заявить о том, что у них нет конкурентов в своем сегменте. Далеко не многие — признаться, что распроданный большими партиями и за короткие сроки смартфон — ошибка китайских производителей. И уж точно мало кто осмелится заявить, что его продукция на равных конкурирует с флагманами Samsung, а в чем-то их и превосходит.

Читайте далее — интервью Миши Чернышова, коммерческого директора бренда Highscreen.

Михаил, давайте для начала познакомимся с идеологией бренда Highscreen. В чем заключаются ваши задачи, какими путями вы стараетесь преуспеть на довольно-таки конкурентном российском рынке мобильных гаджетов?

Изначально в рамках бренда Highscreen мы стремились представлять необычные гаджеты, имеющие хотя бы какую-то потребительскую «изюминку». Таким образом, мы пытались дистанцироваться от массы зонтичных брендов, предлагающих российским потребителям однотипные по сути устройства. И, не скрою, мы успешно делали это на протяжении долгого времени.

Highscreen PP5420 в 2009 году стал первым официально поставляемым в Россию Android-смартфоном, на два месяца опередив HTC Hero. Модель Highscreen Zeus стала первым в стране Android-смартфоном с выдвижной QWERTY-клавиатурой, а также первым аппаратом на этой операционной системе с ценником ниже 10 000 рублей.

Highscreen Hippo с 5-дюймовым экраном на год опередил Samsung Galaxy Note в категории «смартфонопланшеты». Это было первое подобное устройство в России.

У ридера Highscreen Alex в России (а заодно и в мире) до сих пор нет аналогов, это единственная «читалка» с двумя дисплеями — E Ink и TFT — в одном корпусе, работающая на полнофункциональной версии операционной системы Android.

Highscreen Cosmo — первый смартфон с оригинальной разноцветной торцевой подсветкой, «цветомузыкой». Никто ничего подобного ни раньше, ни после нас не предлагал.

Highscreen Cosmo Duo — второй «двухсимочный» Android-фон в России. (Первым стал Gigabyte GSmart G1310, который появился в продаже также благодаря нашим усилиям — «Вобис Компьютер» является дистрибьютором смартфонов компании Gigabyte Communications на российском рынке.)

Второй частью нашей стратегии всегда была агрессивная ценовая политика. Скажем, даже весьма обычный с точки зрения функциональности Highscreen Nano на Windows Mobile стал первым смартфоном с ценником ниже 5 тысяч рублей (если не считать пару устаревших моделей Nokia на Symbian, которые изначально продавались за большие деньги, но со временем подешевели). В остальном это обычный смартфон с рядовыми, ничем не примечательными характеристиками.

В последний год конкуренция на рынке смартфонов резко обострилась, на полках магазинов появляются десятки практически идентичных смартфонов с незначительными отличиями. Стало сложно предложить рынку что-то уникальное с точки зрения технической «начинки». Поэтому мы несколько видоизменили свою стратегию. Теперь мы не стремимся предлагать уникальные решения, но работаем «на опережение». Да, у наших конкурентов появляются такие же модели, как у нас, причем иногда даже с более интересным ценником. Но эти модели появляются с опозданием на 3-4 месяца, то есть мы значительно опережаем конкурентов в представлении тех или иных моделей.

Вы говорите о линейке Highscreen Alpha с моделями GT и GTR?

Верно, эти модели 2012 года стали для нас по сути переломными. С ними мы впервые сосредоточили в своих руках значительную часть процесса создания смартфонов. И не только в плане софта. Мы стали активно участвовать в создании самой «железки», в выборе аппаратных компонентов. Наше бюро разработок теперь выставляет особенные, уникальные спецификации, по которым китайские партнеры (дизайн-хаусы) «ваяют» аппараты.

Это же касается и дизайна: ни о каких готовых «клонах» речь больше не идет. Мы лично «щупаем» тестовые образцы, выбираем не только материалы корпуса, но и внутренние элементы, «начинку».

В итоге Highscreen Alpha GTR стал настоящей «бомбой». Впервые в России мы предложили потребителю IPS-экран с HD-разрешением (кстати, производства японской компании Sharp), поддержку двух SIM-карт и двухъядерный процессор в смартфоне с ценником в 11 990 рублей. Модель стала ключевой не только для нашего бренда, но и для бюджетного сегмента смартфонов вообще. Во-первых, HD-экраны с разрешением 1280 на 720 точек (как у нашего Alpha GTR) по-прежнему активно используются в новых флагманских смартфонах крупнейших мировых брендов. Таким образом, даже спустя более чем полгода с момента выпуска Highscreen Alpha GTR идет вровень с топовыми смартфонами брендов типа HTC и Samsung. Во-вторых, именно с помощью Highscreen Alpha GTR был разрушен небезосновательный в прошлом, но абсолютно некорректный сегодня стереотип о вторичности и технической отсталости «двухсимочных» смартфонов.

Хорошо зарекомендовал себя и «младший брат» Alpha GTR — модель Highscreen Alpha GT, ее «фишкой» стал 1 ГБ оперативной памяти при цене в 8 990 рублей — у многих смартфонов этой ценовой категории до сих пор стоят модули на 512 МБ. А ведь ОЗУ — это второй параметр после процессора, влияющий на скорость работы смартфона. А еще мы предлагаем карту памяти на 8 ГБ или 16 ГБ в комплекте (в случае Alpha GT и GTR соответственно) — такое даже именитые бренды в коробку с флагманами кладут далеко не всегда.

Заметьте, мы продолжаем развитие и более ранних моделей на уровне их серьезной модернизации. Например, улучшенный в начале 2013 года Highscreen Yummy Duo (первая версия стала одним из хитов рынка бюджетных смартфонов 2012 года) получил одноядерный процессор MediaTek MT6575M с частотой 1 ГГц — вместо прежних «стартовых» 650 МГц.

Фактически, сейчас Yummy Duo-2013 — самый доступный Android-смартфон в России с подобными характеристиками. За 4 990 рублей мы среди прочего предлагаем крупный 4,3-дюймовый экран и 5-мегапиксельную камеру.

Другой хороший пример — Highscreen Alpha GT rev B, где на смену чипсету MediaTek MT6575 пришел MediaTek MT6577 с двухъядерным процессором. Также мы предложили обновление до Android 4.1. И все это при неизменной цене — 7 990 рублей.

Многие пользователи жаловались на отсутствие поддержки более ранних моделей смартфонов. В частности, Highscreen Jet Duo, Highscreen Cosmo и Cosmo Duo. Прежде всего, вопросы были по поводу отсутствия обновлений версий Android. Соответственно, некоторые пользователи до сих пор с опаской относятся и к более новым моделям — Alpha GT и GTR. Как вообще у Highscreen сейчас обстоят дела с обновлениями?

Мизерное количество пользователей знают о том, как на самом деле построен процесс подготовки и выпуска обновлений для Android-смартфонов. Доминирует следующее мнение: мол, с выпуском какого-нибудь Android 4.1 бренду достаточно скачать исходник системы, «прикрутить» его к модели и «выпустить в народ». На деле это гораздо более сложный с технической точки зрения процесс. И начинается он с производителя чипсета. Даже компании вроде Sony или HTC вынуждены ждать, когда тот же Qualcomm даст им «в работу» обновление Android. Тут Highscreen ничем не отличается от конкурентов, будучи в прямой зависимости, скажем, от MediaTek. Подготовка релизов в обход чипмейкера — удел форумных «специалистов». А после выкладывания таких релизов впору устраивать голосование о том, какие новые глюки пользователи встречают в «самоварной» прошивке чаще всего.

Следует также четко понять, что мы, легальный официальный поставщик, не можем идти «путем хакеров» и самостоятельно «корежить» системы, ковырять исходники новых версий Android. Мы обеспечиваем гарантийную поддержку всех устройств, которые обновлены официальными, выпущенными нами прошивками. А потому мы вынуждены идти официальным путем — добиваться от чипмейкеров выпуска пакетов обновления для наших устройств, совместно с китайскими партнерами дорабатывать прошивки и делать официальные релизы. Да, может показаться странным, что в ряде случаев мы не имеем возможности выпустить официальную прошивку, в то время как форумы «пестрят» неофициальными «варками ромов» под наши аппараты.

Могу сказать, что, опять-таки, серия Alpha в этом плане стала переломной. GTR и GT в варианте rev B мы уже обновили до 4.1. Готовится обновление и для флагманской модели начала 2013 года Highscreen Explosion.

Раз уж был упомянут MediaTek — как вы оцениваете работу этой тайваньской компании, почему производители бюджетного сегмента всё больше выбирают ее чипсеты?

MediaTek заслуживает уважения уже за то, что с ее помощью был разрушен стереотип о китайских устройствах исключительно как о подделках под продукты А-брендов. Компания первой перешла от производства «голых» процессоров на предложение рынку готовых платформенных решений: процессор уже интегрирован на плате с другими компонентами. Китайским фабрикам остается разве что определиться с дизайном и экраном, установить камеру и батарею. Качественная и недорогая аппаратная платформа спровоцировала «бум» доступных «двухсимочных» смартфонов. Да и общий уровень качества таких моделей в итоге ощутимо вырос. MediaTek обеспечивает оптимальную поддержку производителей, лучшую, чем у Qualcomm. Причем поддержку не только нескольких топовых компаний, но и десятков партнеров совершенно различного уровня. Тут приходит на ум аналогия с производителями программных платформ. Одна из причин успеха Android в противостоянии с Windows Mobile была в более гибком подходе Google к десяткам небольших производителей устройств.

В то же время Qualcomm предпочитает именитых производителей, нам сложно ожидать от компании адекватной поддержки относительно недорогих чипсетов.

Возвращаясь к вопросу об обновлениях — Highscreen Alpha GT и GTR уже получили Android 4.1. Ведь MediaTek первым дал Jelly Bean дешевым чипсетам. А вот Highscreen Blast и Strike на базе Qualcomm MSM8225 официальный релиз Jelly Bean, увы, не увидят. Вообще никогда! И дело, как я уже сказал, не в нашем нежелании — дело в политике Qualcomm :(. Однако спрос на бюджетные модели с чипами Qualcomm весьма высок, пользователи по-прежнему доверяют американскому производителю. Так что мы решили расширить линейку и занять эту нишу тоже.

Кстати, в последнее время чипсеты MediaTek используют не только бренды второго эшелона, но и «первоклассные» компании. Яркий пример тому — Sharp и ее модели SH530U, SH631W и SH837W. Если проводить параллели, то сейчас MediaTek — это как AMD в противостоянии с Intel. Да, решения AMD немного уступают по мощности, но они и не такие дорогие.

С подачи MediaTek продажей смартфонов сегодня занимаются прежде далекие от этого рынка зонтичные бренды вроде Digma и Ritmix. На ваш взгляд, как будет развиваться бюджетный сегмент рынка смартфонов в 2013 году?

Смартфонов становится все больше, технических различий между ними все меньше. Даже дизайн моделей разных брендов практически идентичен. Пользователю все сложнее сделать выбор во множестве одинаковых типовых решений. В результате конкуренция все больше переходит в ценовую плоскость: кто предложит дешевле, у того и покупать будут. Мы видели подобный сценарий развития рынка в сегменте навигаторов. Поэтому предсказать дальнейшее развитие ситуации достаточно легко. В какой-то момент игроков, предлагающих однотипные решения, станет слишком много, цены упадут ниже критического минимума, маржинальность (прибыльность) этого бизнеса начнет падать, а затем естественным образом начнется «вымывание» слабых игроков.

Выживут три типа компаний. Те, кто поставляют большие объемы устройств и способны существенно «подвинуться» в ценнике (например, teXet). Те, кто будет активно инвестировать в рост узнаваемости и популяризацию бренда. Третий путь — тот путь, который мы определили для себя — товарная диверсификация. То есть предлагать рынку устройства, хоть чем-то выделяющиеся на фоне однотипных конкурентов. Но тут требуется, как говорится, «быстро бегать», чтобы играть на опережение. Как я уже сказал, наш путь — третий. Хотя мы также понимаем всю важность «раскрутки» бренда и фактора конкурентной цены.

В чем Highscreen выгодно отличается от других российских брендов, если говорить о смартфонах?

Мы не стремимся объять необъятное. Highscreen изначально специализировался на смартфонах и только на них. У нас большой опыт именно в этом сегменте рынка, о чем я подробно рассказал в начале интервью. Исходя из нашего глубокого понимания рынка смартфонов у нас сложился профессиональный подход к этой категории устройств. Как вы можете заметить по ассортименту, Highscreen придерживается политики «меньше да лучше». Нынешний модельный ряд — всего 8 смартфонов, появление новинок происходит при выводе из продажи предшественников. Это лучше, чем предлагать десяток-полтора практически идентичных моделей, затрудняя их продажи и усложняя выбор для покупателя.

По сути, сейчас у Highscreen всего два флагманских решения — модели Boost и Explosion. Чем они могут заинтересовать покупателей?

Highscreen Explosion — пример того, что мы способны делать не только бюджетные «двухсимочные» смартфоны и решения, где все-таки приходится говорить о некотором компромиссе в отношении производительности. Explosion — настоящий флагманский смартфон в полном смысле этого слова. В Explosion используется четырехъядерный процессор Samsung Exynos 4412. Это же решение задействовано и в Samsung Galaxy S III, и в Galaxy Note II — хитовых устройствах мирового рынка смартфонов 2012 года. Мы снова стали первыми, оказавшись вне конкуренции в нише бюджетных четырехъядерных смартфонов. За уникально низкую цену в 12 990 рублей пользователи получили топовую платформу, привлекательный дизайн, 4,7-дюймовый HD-дисплей и аккумулятор на 2 500 мАч (больше, чем в Galaxy S III с его 2 100 мАч). Сэкономив порядка 7 тысяч рублей (около 30%), можно получить те же возможности, что и в случае одного из самых продаваемых Android-смартфонов 2012 года.

Highscreen Boost — необычная модель, решающая главную проблему нынешних Android-смартфонов. Это первый в России смартфон с усиленной батареей, ее емкость составляет 4 160 мАч. Для сравнения: до сих пор к «долгоиграющим» Android-фонам можно было отнести лишь Lenovo IdeaPhone P770 и серию Motorola RAZR MAXX с батареями на 3 500 и 3 300 мАч соответственно. Указанные смартфоны обеспечивают до 4 дней работы без подзарядки, тогда как Highscreen Boost способен продержаться рекордные 5—7 дней.

Вам пришлось пойти на какие-то компромиссы ради этого рекордного показателя в Highscreen Boost?

Как вы понимаете, аккумулятор емкостью 4 160 мАч по определению не может весить мало. Поэтому Highscreen Boost, скажем так, «чувствуется» в руке. Корпус также вряд ли порадует своей стройностью — 14,2 мм при среднем показателе на уровне 10 мм (даже для бюджетных смартфонов).

В остальном Boost — типичный современный смартфон с нормальными для цены в 8 990 рублей характеристиками. Экран — 4,3 дюйма с матрицей IPS и разрешением qHD. Android 4.1.2 Jelly Bean, 1 ГБ оперативной памяти, двухъядерный процессор Qualcomm MSM8225 с частотой 1,4 ГГц, камеры на 1,3 Мп и 8 Мп — в общем, все в полном порядке. Многие «бюджетники» с аналогичной ценой управляются Android 4.0, работают на одноядерных процессорах МТК и оснащены только 512 МБ оперативки.

С Highscreen Boost связана любопытная история. Дело в том, что при подготовке модели наши китайские партнеры перепутали экраны и случайно установили дисплей от японской компании Sharp. Дисплеи Sharp — одни из самых качественных на рынке, эта японская компания поставляет экраны даже для iPhone 5. Хотя экраны эти и не самые дешевые. В результате, получив первую партию смартфонов и обнаружив «подмену», мы решили ничего не исправлять, а просто «вложиться» в качественные экраны, предложив пользователям более достойный продукт на выходе.

Похожий «долгоиграющий» смартфон есть у DNS — наш аппарат чуть дороже, но зато выигрывает за счет своего дисплея, а также еще ряда параметров.

Android 4.1.2 добрался до Samsung Galaxy S III в декабре прошлого года. Будет ли аналогичное обновление для Highscreen Explosion?

Как я уже сказал, мы планируем выпуск обновления в самом скором времени. Вероятнее всего, уже в апреле. Вообще, с Samsung Exynos 4412 покупатели Highscreen Explosion получают гораздо больше «бонусов», чем может показаться на первый взгляд. Согласитесь, учитывая статус Galaxy S III как лидера продаж по всему миру, независимые разработчики и сейчас, и в ближайшие несколько лет будут стремиться обеспечивать совместимость и «безглючную» работу своих программ и игр с этим смартфоном. То есть с чипсетом Samsung Exynos 4412 Quad. Как вы понимаете, Highscreen Explosion автоматически получает это преимущество. Кроме того, модель будет получать те же обновления Android, что и Galaxy S III, хотя и с предсказуемыми задержками. Не хотелось бы делать голословные прогнозы, но в случае появления Android 5.0 для Galaxy S III этот же релиз с высокой вероятностью получит и Highscreen Explosion. И еще раз: всё это при «очень вкусной» цене — на 6-7 тысяч рублей ниже официальной цены Galaxy S III.

Highscreen Explosion и Boost — ваши флагманы начала 2013 года, дальше мы увидим не менее скромные смартфоны?

Да, вы правы, это только «затравка рынка». Планов, как говорится, громадье! В течение года вы увидите еще более впечатляющие модели, которые снова подтвердят наше желание присутствовать на рынке в качестве эдакого технического «пионера» бюджетного сегмента. Показывающего, что последние технологические наработки доступны не только A-брендам. В частности, вы скоро поймете, что даже смартфоны с разрешением экрана Full HD вовсе не удел исключительно дорогостоящих флагманских моделей...

Кстати, на примере нынешнего модельного ряда можно увидеть, что Highscreen не ограничивается одними лишь чипсетами MediaTek — мы также используем решения Qualcomm и Samsung. В будущем планируется установка платформ и других ведущих «железных» компаний. Например, NVIDIA.

Каким вы видите основного покупателя своей продукции?

Ошибочным было бы считать, что покупатели наших устройств — люди с невысоким достатком. Я бы сказал иначе. Прежде всего, это люди с рациональным подходом к приобретению устройств. В массе своей жители регионов, хотя и не только. Москва и обитатели других российских мегаполисов «избалованы» брендами. Здесь зачастую человек покупает устройство, принимая во внимание не столько функциональность смартфона, сколько громкое раскрученное имя, «престижность» торговой марки. Люди, по сути, готовы переплачивать просто за бренд. В регионах потребители более расчетливы, смотрят, прежде всего, на совокупное соотношение функциональность/качество/цена, а уж потом на бренд. Такие покупатели, увидев одинаковые характеристики Highscreen Explosion и того же Galaxy S III при существенной разнице в цене скорее сделают выбор в пользу нашего смартфона. Причем на примере своих последних моделей мы уже действительно можем говорить о сопоставлении новинок Highscreen с флагманами лидирующих международных брендов.

Вы явно не относитесь к приверженцам заоблачных трат на брендинг. Как Highscreen доносит информацию о своих смартфонах до потребителя? Насколько я вижу, у вас нет широкомасштабной рекламы как у того же Fly...

Мы действительно минимально тратимся на прямую рекламу: щиты, модули в прессе, телевизор-радио. Мы все-таки делаем ставку на разумность выбора нашего потребителя, а не на эмоциональный «прессинг» рекламными слоганами. Минимальные траты на прямую рекламу (самый дорогостоящий способ продвижения) положительным образом сказываются на цене наших устройств. Посмотрите на Samsung, Apple или даже Nokia — покупателям их продукции приходится из собственного кошелька оплачивать колоссальные маркетинговые затраты компаний. В том числе поэтому Galaxy S III стоит больше, чем наш Explosion, аж на 40%, хотя чипсет Exynos 4412 Quad нам обходится однозначно дороже, чем самому Samsung.

Чем больше рекламы, тем сильнее бренд — это понятно. Тем больше продажи. Но тем и выше цена конечных устройств для потребителя. А чем выше цена, тем меньше продажи. Тут эдакая палка о двух концах...

Наш приоритет в продвижении заключается в максимально тесном контакте с покупателями. В донесении до пользователя информации об уникальных особенностях наших устройств максимально спокойным, нерекламным образом. Highscreen активно действует в социальных сетях, сотрудничает с блоггерами, журналистами, обеспечивает множество обзоров своих моделей в сети. Причем не только в профильных, телекомовских СМИ, но и на многих порталах и ресурсах «общечеловеческой» направленности — новостных, молодежных, студенческих и т. п. Именно в сильном PR мы видим альтернативу широкомасштабным и дорогим кампаниям прямой рекламы.

Сознательный отход от дорогих методов продвижения дает нам отличный резерв для сохранения низкой цены устройств. Даже дизайн нашего сайта выглядит как минимум скромно. По нашему мнению, на данном этапе Highscreen следует вкладывать средства, прежде всего, в продукты.

Например, в комплекте со смартфонами может предлагаться, грубо говоря, гарнитура не за «одну копейку», а за две — с неспутывающимися проводами типа «лапша». Мы лучше потратим деньги на качественную аксессуарку, чем на рекламный щит.

У компании «Вобис Компьютер», владельца бренда Highscreen, есть сеть собственных фирменных розничных магазинов в Москве. Какую роль они выполняют?

Собственная торговая сеть для нас — вовсе не источник какого-то значительного дохода. Наши магазины — это, скорее, дополнительная и достаточно важная площадка для прямой работы с потребителями. Посредством нашей собственной розничной сети мы «щупаем рынок», получаем максимально полную и точную обратную связь от потребителей. Розничные точки также работают и в качестве своего рода сервисных центров. Все консультанты заодно выступают в роли грамотных технических специалистов, способных помочь в решении проблем покупателей с продукцией Highscreen. В любом нашем магазине можно сдать устройство на гарантийный ремонт.

Собственно, поэтому наших фирменных магазинов немного — меньше 10. Для нас это — не источник дохода, а, скорее, затратная, но очень важная часть нашего бизнеса.

Ваш единственный сервисный центр расположен в Москве. Highscreen собирается открывать сервисы в регионах? Некоторые конкуренты говорят о «нежелании Highscreen идти в регионы, ближе к своему потребителю»...

Открытие широкой сети сервисных центров в такой огромной стране, как Россия, и экономически, и технологически нецелесообразно. Печальный опыт некоторых наших конкурентов (того же Rover Computers) это показал предельно четко. Представьте себе небольшие города с относительно невысоким уровнем продаж. Сколько там обращений по гарантии? Пять в месяц? Или десять?

Смартфон — технически сложное устройство с множеством элементов — экран, плата, микрофон, элементы корпуса, антенны, аккумулятор и так далее. Теоретически все это ломается.

Создавать по всей стране множество складов с запасами всех запчастей просто невыгодно. Помимо запасных частей в сотнях сервисных центров остро возникает вопрос обучения персонала на местах. Все это превращается в достаточно сложную комплексную проблему, решение которой «в лоб» возможно либо в случае высокого уровня брака устройств (много ремонтов — много запчастей — есть смысл учить сотни инженеров по всей стране), или в случае действительно массовых продаж. Ни высоким уровнем брака, ни миллионами проданных устройств мы пока «похвастаться» не можем.

Поэтому мы пошли по другому пути. Highscreen использует так называемую «европейскую» модель сервисного обслуживания

На Западе некоторые именитые производители работают с небольшим количеством или же одним основным сервисным центром, а потребители отправляют проблемные устройства посылкой через экспресс-службы. Наличие небольшого количества сервисных центров позволяет обеспечить их максимально широкой номенклатурой запчастей. Плюс максимально «натаскать» сервисных инженеров. А использование экспресс-служб сокращает время доставки устройства в сервис до нескольких дней.

Естественно, в случае гарантийного ремонта такая отправка до сервиса и обратно — за счет производителя. Мы — первые, кто на российском рынке мобильной электроники внедрил подобную «европейскую» модель. В нашем случае «посредником» выступает курьерская служба «Почты России». Пользователь может самостоятельно отнести устройство на почту или вызвать курьера — все затраты оплачивает Highscreen. Получается, что при минимальных затратах сервис Highscreen как бы присутствует даже в самом малонаселенном городке или деревне. Если там есть отделение «Почты России», там есть и наш сервис. И еще раз отмечу, речь идет не о простой бандероли, а об экспресс-службе (российский аналог всемирно известных DHL и FedEx). Максимальное время доставки до центрального сервисного центра — 5-6 дней. Даже из самого отдаленного региона.

Какие шаги предпринимает Highscreen для улучшения клиентского обслуживания пользователей своих устройств?

Самые главные — укомплектование штата специалистами высокого уровня. Совсем недавно руководителем нашей службы технической поддержки стал Константин Кафтан. Это человек с многолетним опытом работы конкретно в вопросах организации и контроля работы службы техподдержки. До нас Константин отлично зарекомендовал себя в таких компаниях, как Paragon Software и SPB Software. Сейчас мы уделяем повышенное внимание приему новых сотрудников и расширению кадрового состава.

В отзывах пользователи нередко указывают на те или иные моменты брака в устройствах. Понятно, что недовольный покупатель выскажется с гораздо большей вероятностью, чем удовлетворенный потребитель. Тем не менее что вы можете сказать об уровне брака смартфонов Highscreen?

Прежде всего давайте вспомним, какими были в плане брака устройства того же HTC лет 6 назад? Тогда бренд еще назывался Qtek. Брака было несравнимо больше, чем сейчас. Устройства Qtek образца 2007 года сложно было назвать качественными. Мы это хорошо знаем, так как являемся официальными дистрибуторами HTC на протяжении многих лет. Давайте вспомним устройства марки glofiish — предтечи современных смартфонов Acer. Качество было... мм... мягко говоря, не очень. Уровень брака доходил до 15%.

А еще можно вспомнить рынок обычных мобильных телефонов конца 90-х, когда Nokia была синонимом однозначно качественного телефона для серьезных людей, а Samsung был не более чем «корейским некачественным ширпотребом».

Каждый бренд должен пройти определенный путь в своем развитии. В том числе и в плане работы над качеством продукции. Плохо, если со временем ситуация с браком не меняется (вспомним, опять-таки, безвременно почивший RoverPC). Но это, скорее, редкость. Если растет бизнес, растет бренд, растет и качество продукции.

Еще год назад уровень брака наших устройств составлял порядка 12-13%. Те же модели Jet Duo и первый Yummy Duo. Мне не стыдно в этом признаться, так как за год мы проделали большую работу совместно с нашими азиатскими партнерами и значительно усилили контроль качества выпускаемой продукции. В итоге уровень брака снизился до 6-8%. Для сравнения: сейчас во флагманских моделях HTC этот уровень —3—5%. Да, мы всё еще уступаем HTC по этому параметру, но, как видите, разрыв постепенно сокращается.

Когда речь заходит о смартфонах от брендов второго эшелона, пользователи практически с маниакальной увлеченностью ищут аналоги в Китае и доказывают в сети, что могут купить такие же смартфоны значительно дешевле. Как вы относитесь к подобным заявлениям?

Пользователи, которые предпочитают заказывать смартфоны в китайских онлайн-магазинах, в своих доводах всегда делают упор на цену, но скромно умалчивают о сопутствующих издержках и рисках. Не стоит забывать, что в широкой массе покупателей «любители оригинальной китайщины» занимают микроскопическую долю — не более 2%.

У покупок в китайских интернет-магазинах есть один неоспоримый плюс — экономия денег. Но есть и множество минусов. Не столь очевидных, но вполне осязаемых.

Далеко не всем нравится ждать вплоть до месяца — это срок, в течение которого доставляется заказанная модель. За это время модель может устареть, а цена на ее «официальный аналог» снизится.

Если наш покупатель «созрел» для покупки, он идет в ближайшую розничную точку, наглядно выбирает среди смартфонов и может подержать их в руках, получив в итоге полное реальное представление об аппаратах. Ведь порой, заказав телефон в Китае, клиент получает, мягко говоря, совсем не тот смартфон, который он видел на красивой картинке в интернете и в обзоре на каком-то сайте.

Отсутствие нормальной официальной гарантии — еще одна проблема заказов из Китая. Сертифицированные смартфоны в российской рознице обслуживаются в фирменных сервисных центрах. При необходимости даже можно вернуть смартфон продавцу вскоре после покупки, если по каким-то причинам не устроила модель, «Закон о защите прав потребителей» в нашем случае никто не отменял. «Китайская покупка» — это риск. Это переписка с продавцом, потеря времени на пересылку «туда-обратно» и отсутствие уверенности в надлежащем уровне обслуживания. Здесь расчет идет только на то, что известный интернет-магазин не будет рисковать своей репутацией и «кидать» потребителя из другой страны. Но де-юре китайский продавец никому ничего не должен — акт купли-продажи совершается на территории другого государства.

Кроме того, никто не может обещать качественную локализацию, наличие понятной и грамотным языком написанной инструкции на русском языке, в конце концов, поддержку и консультацию по техническим вопросам.

Я не говорю, что покупки из Китая — какое-то абсолютное зло и 100% обман. Если у пользователя есть удачный опыт приобретений — я ничего не имею против. Только практика показывает, что в основной массе такие покупатели — это «техногики», которые готовы «рисковать» временем, нервами, готовы самостоятельно разбираться с заказом устройства и последующим «допиливанием» полученного товара (эксперименты с прошивками и т. п.).

Это как автолюбители, которые могут получать удовольствие от бесконечного «гаражного ковыряния» в приобретенных «задешево» машинах. Как вы думаете, много ли покупателей автомобилей априори готовы тратить время на техническую «возню» со своими приобретениями, даже при наличии соответствующих знаний?

Классическая аналогия — игра в русскую рулетку. В большинстве случаев все проходит нормально, но тем, кому попадается тот самый «патрон», не позавидуешь.

И тут вопрос в том, что вы больше цените в жизни — свое время и нервы или деньги. Кто-то готов рискнуть потраченными временем и нервами ради заметной экономии, кто-то предпочитает потратиться, но быть спокойным и уверенным в своем приобретении.

Что влияет на формирование цены в официальных розничных каналах? Ведь у зонтичных брендов действительно встречаются модели, которые отличает от китайских моделей лишь «шильдик». При этом ценник заметно выше, чем у китайцев. Почему так?

Покупка в китайском интернет-магазине — это покупка на территории другого государства. Мы работаем с официальными розничными каналами в России и вынуждены принимать во внимание требования таможенного законодательства и реалии местного розничного рынка.

Как только смартфон пересекает границу в составе официальной поставки, его цена сразу повышается примерно на 26% за счет затрат на перевозку, НДС (18%) + таможенной пошлины, страховки и других платежей. Затем дистрибьютор прибавляет 10—15%. Кстати, заработок дистрибьютора (мы сами дистрибьютируем свои устройства) — это самая небольшая часть «накруток». Далее розничные сети плюсуют свои 30%. Ведь именно розничные сети оплачивают аренду торговых точек, персонал продавцов, логистику (развоз товара по тысячам точек по всей стране) и множество других затрат. Как следствие, смартфон, который в Китае стоит $100, в нашей розничной сети продается приблизительно вдвое дороже исходной цены — примерно за $200.

Бывает, что люди налаживают заказ устройств из Китая не для личного использования, как это происходит в случае покупок в электронном магазине, а с целью последующей перепродажи. Но это уже откровенная контрабанда со всей вытекающей ответственностью. В том числе, уголовной. Ставить такие поставки в пример официальным «белым» брендам просто глупо — мы не будем нарушать закон, даже если потребители бы это только приветствовали (цены-то будут ниже!).

Продукция Highscreen ограничивается одними лишь смартфонами, или есть другие категории гаджетов под вашим брендом? Планируете вы выпускать, например, планшеты?

Смартфоны — наш основной, «родной» бизнес. Но мы постоянно экспериментируем с другими категориями мобильной электроники. В прошлом мы активно занимались навигаторами (именно мы «привели» на наш рынок тайваньский бренд Mio). Пробовали свои силы в ридерах.

Сейчас в рамках нашего бренда мы также занимаемся видеорегистраторами. Причем идеология нашего бизнеса с регистраторами аналогична тому, что мы внедряем на рынке смартфонов: предлагаем пользователям устройства «с изюминкой». Сначала в 2011 году появился один из первых официально доступных в России регистраторов с двумя камерами, G-сенсором и GPS-модулем — Highscreen Black Box. В 2012 году вышел Highscreen Black Box Radar-HD, долгое время остававшийся единственным на нашем рынке гибридным регистратором с радар-детектором. Это еще и один из самых продаваемых регистраторов в России в прошлом году.

Нынешнее топовое предложение Highscreen — модель Highscreen Black Box Radar Plus, в ней добавлен аккумулятор и возможность обнаружения комплекса «Стрелка-СТ». Устройство стоит 8 990 рублей, тогда как только радар-детектор с возможностью обнаружения радара «Стрелка» и модулем GPS обойдется минимум в 6-7 тысяч рублей.

Прибавьте сюда цену Full HD-регистратора с акселерометром и приемником GPS — еще тысяч 6. Таким образом, экономия от приобретения нашего устройства по сравнению с покупкой двух отдельных устройств составляет около 3-4 тысяч. Не говоря уже о том, что одно устройство банально места под лобовым стеклом меньше занимает. Да и шнур питания всего один :).

Как я уже говорил выше, наша бизнес-модель — предлагать пользователям либо устройства с «изюминкой», либо устройства, имеющие технические спецификации на уровне топовых устройств A-брендов, но по ценам на 30—40% ниже.

Как только мы видим возможность предложить что-то действительно интересное в согласии с этой стратегией, мы этой возможностью пользуемся. Рынок планшетов до недавних пор большого энтузиазма у нас не вызывал, так как не получалось предложить что-то реально интересное в плане функциональности или «сладкое» в плане соотношения технический спек-цена. Не так давно мы скорректировали наш взгляд на рынок планшетов. В общем, решили попробовать... Чтобы сохранить интригу, укажу только четыре момента: 4-ядерный процессор, 8-дюймовый IPS-дисплей, 3G и цена ниже 10 тысяч рублей. Подробности ждите уже в ближайшие недели, следите за нашими анонсами :)

Напоследок мы не можем не спросить о ваших конкурентах — кого вы можете назвать в качестве таковых, как оцениваете их деятельность?

Я не могу сказать, что у нас есть прямо-таки конкуренты ровно с такой же рыночной стратегией — «игра на опережение». Все-таки Highscreen всегда стремится предлагать устройства с уникальными «фишками», а не просто низкой ценой. Таким образом, мало с кем на нашем рынке мы можем конкурировать «лоб в лоб». Тем не менее хотел бы отметить марку Fly, некоторые ее устройства действительно заслуживают внимания и заставляют нас «понервничать». Также Explay иногда напоминает о себе достойными моделями. И это хорошо — здоровая конкуренция подстегивает участников рынка, нас в том числе, к дальнейшему совершенствованию.

Михаил, спасибо вам за информативные ответы!