НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Звездные мобильники: Дмитрий Хомак

1 августа 2014
У нас — очередной выпуск «Звездных мобильников». Сегодня достижения всемирной «мобайлизации» мы обсуждаем с Дмитрием Хомаком, отцом-основателем Луркоморья (lurkmore.to) — самой ироничной рунет-энциклопедии.

Привет, дядька Луркомор! Как поживает Луркоморье, чем нынче дышат луркоморцы?

В основном — воздухом. Разных стран и континентов, но в основном все-таки привычной азотно-кислородной смесью. Мы не ксенофобы, просто так вышло.

Расскажи для несведущих, с чего все началось?

Началось все с того, что мы попытались добавить в Википедию статей о современной культуре — о субкультурах, сложившихся вокруг видеоигр, аниме, программирования, всяких таких штук. Нас невежливо попросили не писать больше про такое. По возможности никогда. Мы обиделись и сообщили, что создадим свою энциклопедию, с блэкджеком и шлюхами и всем остальным, что положено. И обиделись достаточно сильно, чтобы действительно сделать свою энциклопедию.

Поговорим про команду. Кто такие, чем знамениты?

У Луркоморья нет команды в привычном понимании этого слова. Все делается читателями, добровольно, бесплатно и без обязательств. Большую часть людей, занимающихся проектом, я даже лично не знаю. Вернее, даже не знаю их имен. Те ребята, которых я знаю, — они хорошие специалисты в своей области, ходят на работу, занимаются какими-то своими проектами и не очень хотят славы. Идея сделать раздел «Команда» на сайте позорно провалилась в первые 15 минут обсуждения.

Видимо, все кинулись троллить друг друга. Про себя больше ничего не расскажешь? У тебя же за душой был, помнится, bash.org.ru, сейчас переименованный в bash.im.

Не, ну как. С 1999 года я писал про видеоигры, с 2003 — еще и про кино и книжки всякие. Википедии тогда не было, материалы приходилось добывать самостоятельно. И вот году к 2006 накопилось — у меня, у друзей — какое-то дикое количество информации, которую мы добыли, но которая осела в подшивках древних статей. А в Википедию не пускают. Ну и примерно в том же 2006-м я познакомился с ребятами, делавшими bash.org.ru, — а им дико не хватало редактора, умеющего работать с большими объемами текста. Ну, я тот редактор. И заодно я пронаблюдал, как прямо на глазах, буквально под пальцами, рождаются и начинают блуждать по интернету медиавирусы. Вот реально — утром в цитате, вечером по всему интернету. Хотелось это классифицировать. Получился Лурк.

Сколько времени съедает руководство проектом?

Руководство проектом отнимает практически нисколько времени. Потому что чем меньше в подобном проекте ценных идей у руководителя — тем лучше. Наше дело — обеспечивать бесперебойную работу сервиса: разбираться с хостингом, с почтой, с такими какими-то делами. На этой неделе вот больше всего времени ушло на это интервью;)

Часто приходится вмешиваться и снимать материалы по требованию обиженных граждан?

До настоящего момента никогда. Один раз сняли материалы после долгих судебных разбирательств. Как правило, звонят и угрожают совершенно специфические граждане — а именно представители каких-то мутных фирм, деятельность которых разбирается на Лурке. Но это они на испуг пытаются брать: всякие магические/медицинские шарлатаны и торговцы мутными биодобавками. Неубедительно.

У некоторых все же дела идут дальше слов, были судебные процессы в связи с материалами на Лурке. Как сейчас с этим дела обстоят? Все успокоились, больше не пытаются засадить тебя за огорчающие их тексты?

Это зависит. Гражданский иск был ровно один. Остальное — постоянно существующие в современной России проблемы с невнятно работающими судами. Кому-то где-то в далекой республике что-то показалось, этот кто-то обиделся, суд не глядя вынес приговор — и вот уже на всей территории Российской Федерации вы экстремисты, занесены в список и вообще.

Раз уж времени Луркоморье занимает немного, может, ты для нового проекта созрел?

Я-то созрел, но мир не готов! В смысле, есть идея для проекта, осталось только понять, как именно его сделать и выдать пользователю. Проект о том, как всякая фигня вокруг нас на самом деле устроена. Научно-популярный, но с нежным подходом Луркоморья.

На фоне смерти «Компьюленты», «Мембраны» и прочего научпопа? Уверен, что формат востребован?

Контент востребован всегда. Формат требует некоторой корректировки. Злее, наглее, веселее надо. Дешевле и проще, в конце концов.

На Лурке контент очень непростой, нетривиальный, похлеще «экспериментального юмора» в «Камеди Клаб». Как решаете, какую порцию креатива сабмитить в статью, а что — не сабмитить?

Люди сами решают. Сложился какой-то способ изложения, какие-то приемы, которые заставляют думать, что над статьями работает целый редакторский отдел, который что-то решает, подгоняет стиль... Нет, редакторы есть. Но они анонимны, их много и нет никакого централизованного руководства.

Назовешь свою самую любимую статью на Лурке?

Мой любимый цикл статей — это статьи про науку. Их достаточно много, они совершенно серьезны, хотя и написаны узнаваемым стилем.

А самую первую, которую написал?

Самую первую не помню, наверняка какой-то цикл статей про видеоигры. Я про них все-таки с 1999 года писал во всякие журналы.

У вас сейчас суточная аудитория около 230 тысяч посетителей, 1,3 млн просмотров. Я с ходу не назову другой ресурс с пользовательским контентом, который бы себя так хорошо чувствовал. Как думаешь, почему у вас получается расти? Людям нравится провокативный контент?

Я назову такой ресурс, это Википедия, конечно. А контент... ну вот серьезно, в нише любопытной фигни, про которую весело читать и можно какие-то свои пару строчек добавить, — конкурентов нет. Мы в какой-то степени — Википедия без пафоса, без вот этих вот сложных щщей. Причем сейчас в Википедию про всякие там субкультурные штуки пишут, но мы-то в этой нише сидим давно и плотно. Все-таки для того, чтобы всю ночь напролет читать Википедию, нужно обладать определенным складом ума. А у Лурка порог вхождения ниже. Вроде и смешно, а вроде и по делу. Ну и не без сомнительного контента, конечно. Причем мы с самого начала пытались в статьях подавать две и более точки зрения на предмет, если такие есть, и описывать, почему люди спорят из-за этого.

Давно уже ведутся разговоры о том, что медиа (хоть традиционные, хоть вебдванольные) дружно загибаются, т. к. рекламный рынок сжимается по 10% в год, рекламодатель стал жаден, право рекламировать алкоголь у сайтов отобрали. Как справляетесь?

А мы практически ничего не зарабатываем. И при этом ничего практически не тратим. А рынок ужимается, это да. Но без нас.

Это самая печальная часть истории. А какие варианты зарабатывания пробовали? Наверняка ваш трафик хорошо конвертируется в entertainment, в игры. Может, рекламодатели не готовы? Объединения вроде «Комитета» вам никак не помогут?

Ну как. Надо разбираться; я все-таки больше редактор, чем специалист по рекламе. То есть мы как раз вот сели и начинаем разбираться. Потому что обычные партнерки — это мрачно и печально, а Гугль и Яндекс нас не любят, недостаточно семейный контент.

Что думаешь о судьбе СМИ? Какие варианты выхода из медиакризиса (читай — безденежья и невозможности держать штат толковых писак) видишь? Многие интернет-СМИ пытаются перейти на подписочную модель, но нам кажется, что в России это не сработает, люди привыкли к бесплатному, а еще привыкли делиться. Один купит что-нибудь и тут же бежит выкладывать на торренты, чтоб друзей порадовать.

Это, конечно, больная тема. Я начинал еще в бумажной прессе, в прошлом веке, натурально (ну и что, что 1999 год!), и видел, как и на Западе, и у нас схлопываются бумажные издания, а дальше начинают нервничать и веб-сайты. Модель с подпиской пока плохо работает; причем на Западе (а он вообще-то большой и разный) люди умеют считать деньги и зачастую предпочитают тоже получать бесплатно, тем или иным способом. Вообще, на тему СМИ, новых СМИ, проблем развития СМИ и прочего можно говорить несколько часов, и не все эти часы будут выглядеть как плач по ушедшей эпохе. Пока мы все в процессе трансформации, тут трясет, болтает и ни фига не видно. Да, нужно будет меньше авторов и меньше редакторов. Да, часть проблем по подбору и выдаче контента будет управляться автоматически, алгоритмами с легким ручным вмешательством.

Случилось вот что: способы доставки контента конечному пользователю еще раз сильно упростились. Так бывает при каждом большом прорыве: когда изобрели письменность, когда изобрели печатный пресс, когда изобрели ротационные машины, когда стали применять компьютерную верстку...

Так вот, мы почти научились пользоваться интернетом, чтобы не создавать копию газеты в интернете, а делать что-то новое. Но как именно это все будет выглядеть в финале — пока неясно.

Сыграем в журналистику 3.0? Сам себе задай любой вопрос и сам же на него ответь.

Считаете ли вы, что создаваемый пользователями контент заменит традиционную журналистику? (См. вопросы про кризис журналистики выше.)

Правильный ответ: нет, конечно. Просто пользователи, которым действительно нравится писать, редактировать и делать какие-то другие такие вещи, станут заниматься этим вполне профессионально. Не факт, что за деньги. Не факт, что за большие деньги. Но будут. Интересно же! Мне вот до сих пор интересно.

Отлично получается. Кажется, у медиа еще есть шансы!

Мы давно знакомы, но все равно расскажи нам, как так вышло, что 30 лет ты был Димой, а потом вдруг хоп — и вместо Димы из Фейсбука на меня смотрит Давид.

А я и остался Димой. Но в Израиле, куда я уехал примерно на год, получил удостоверение личности на имя Давид. Как-то, не знаю, к тамошнему климату лучше подходит. Ну и вообще как-то вышел на международный рынок, сменил немножко имя бренда для упрощения коммуникации. В мире имя Давид примерно так же часто встречается, как в России — Дима, так что, примерно, шило на мыло.

Зачем ездил?

Посмотреть, как оно вообще в мире. Такое надо делать, конечно, лет в 20, ну или в крайнем случае в 25 — но и так неплохо вышло. Пожить в совершенно другой стране. До того я проторчал полгода в Таиланде, но там совсем ловить нечего, кроме климата.

Можешь поделиться, чем, на твой взгляд, отличается жизнь в Израиле от жизни в России? Может, там у людей совсем другие приоритеты и устремления?

Приоритеты и устремления у людей везде примерно одни и те же. Другой вопрос, что в Израиле население заметно более расслабленное, даже в период военных действий. И в целом гораздо старше. Мои 33 года — это примерно как 23—25 в России: институт заканчивают позже, курьерами и официантами работают дольше, женятся и детей заводят позже, работать прекращают после 80 (и то не все). Многие рабочие места заняты людьми 45—60 лет, так что...

В Израиле читают Луркоморье? Или там есть свой вариант на иврите?

Русскоязычные граждане (а их там до 20% населения) — читают. Своего варианта нет, потому что населения немного, народу на наполнение и поддержание такой энциклопедии не хватит. Русскоязычные вполне пользуются Лурком, говорящие по-английски (а это явно больше половины населения, включая русскоязычных) — источниками на английском. Все довольны.

Окей, давай к нашей обязательной программе. Расскажи, пожалуйста, о телефоне, которым сейчас пользуешься.

Я пользуюсь айфоном ровно по той причине, что я пользуюсь «Маками» с 2004 года. Более того, первый компьютер, за который мне удалось подержаться в детстве (а это был, простигосподи, 1987 год) назывался Apple II. Ну и как-то так оно само собой. Плюс с годами стало можно жить внутри эппловского клубка, со всеми этими TV и прочими способами раздачи видео и музыки в колонки и телевизоры, с iMessage и Facetime, с iTunes Match, в конце концов.

Неужели альтернативные варианты настолько ужасны? Хоть что-то андроидное в руках вертел?

Ну не то чтобы ужасны, но плохо встраиваются в мою жизнь, где все пронизано «Эпплом» (местами, уточню, с 1987 года). И, опять же, у Android есть та же проблема, что в свое время пугала меня в Windows: неконсистентный интерфейс. Приходится запоминать не то, как в этой системе все работает, а как все работает конкретно в этой программе, конкретно на твоем телефоне, в конкретной прошивке, в эту фазу луны. Apple если чего и меняет, то нафиг всё вообще. Страдаешь неделю, потом привыкаешь. А тут — полсекунды раздражения при переключении между задачами. Но каждый раз. Каждый раз.

Признайся, ты уже написал об этом в статье про Android на Лурке?

Я вообще редко сейчас пишу, если честно. Дорогу молодым талантам! Ну, то есть я в Андроидах не разбираюсь, напорю фигни, а потом люди будут стесняться мои правки сносить. Оно мне надо?

Самый первый мобильник свой вспомнишь?

Кто ж такое забудет! Это был Siemens C25, телефон, в котором экономили даже на LCD-дисплее: там пол-экрана занимали заранее нарисованные иконки, как в игре «Ну погоди!», натурально. Так что я быстро сменил его на Siemens S25, телефон с ЦВЕТНЫМ ДИСПЛЕЕМ. В смысле, умел 3 цвета показывать. Это был прорыв!

Помогает ли тебе мобильный в работе?

А как вообще работать без мобильного телефона в 2014 году? Вернее, как вообще что-то делать? Тем более что это мобильный компьютер давно, а не телефон как таковой.

Используешь приложения для телефона?

Использую, конечно. Из основного — все сорта мессенджеров (iMessage, Viber, WhatsApp, Facebook, ну и VK, который тоже в основном как мессенджер используется). Spotify для музыки (полностью заменил мне iTunes, это порождение ада и 1990-х). 1Password для хранения всяких паролей и прочей непубличной информации. Waze / Google Maps / «Я.Навигатор» для езды на мотоциклах (в разных странах разные навигаторы лучше работают, а для понимания «Яндекс. Пробок» мне, как дальтонику, нужен второй пилот или хотя бы штурман).

Когда появится приложение для Лурка? Чтоб мы могли луркать с телефона.

Да вообще-то и так луркают. Но сделать стоит, наверное. Я подумаю!

Как относишься к играм на мобильниках?

Вообще, конечно, я воспитан на старых восьми- и шестнадцатибитных аркадах и ранних шутерах от первого лица, и мне ужасно неудобно на телефоне управлять хоть чем-то: все слишком неторопливо и нечетко реагирует. Но заводить отдельную приставку и носить ее с собой я больше не готов, отвык. Некоторое количество игр на телефоне есть, но играю я в них редко: проще книжку почитать. Но есть обязательные: Jetpack Joyride, Flappy Bird и, конечно, единственная приличная головоломка в жанре «три в ряд»: Scurvy Scallywags. Ее делал Рон Гилберт, создатель серии Monkey Island (да, ранние девяностые!)

Признавайся: использовал телефон неожиданным образом?

Да все вроде достаточно стандартно: фонарик, звонок другу в версии «В туалете сломался замок, ПОМОГИТЕ!». Ну, седло на велосипеде выравнивал уровнем из стандартного айфонного набора. Как-то раз мерял уклон фонарного столба: показалось, что криво стоит. И правда криво!

Бывало, что телефон тебя прямо сильно-сильно выручил?

У всех же были истории с заклинившим замком? Ну не обязательно в туалете, но чаще всего же да!

Да, тут уж сильнее некуда. Если бы ты мог выбирать, над чем биться инженерам-связистам в первую очередь, чем бы их озадачил?

У меня-то набор требований скучный и банальный: дайте мне (хоть как!) нормальное управление в видеоиграх и дайте мне батарейку, которая хотя бы 30 часов проживет. А то как-то надоело таскать с собой дополнительные батарейки и заряжать еще и их.

Давай напоследок о чем-нибудь мягком и пушистом. У тебя есть котэ? Или хотя бы доге?

У меня три кота в Москве и кошка в Тель-Авиве. Кошка получилась довольно случайно, подруга попросила подержать пару недель, и как-то с февраля эти пары недель тянутся (привет, Илона!).

И правда, привет, Илона! Спасибо за беседу, Дима!

адрес Луркоморья: lurkmore.to

фото: Facebook Дмитрия Хомака