НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Звездные мобильники: Александр Покровский

24 октября 2014
На улице октябрьский морозец, а в рубрике «Звездные мобильники» — гость из дождливого Петербурга: Александр Покровский, офицер-подводник, хорошо известный своими великолепными, наполненными юмором книгами о военно-морском флоте — «Расстрелять», «Расстрелять 2», «Сквозь переборки», «Иногда мне снится лодка» и многими другими. Те, кто мало читает, могли видеть фильмы, снятые по произведениям Александра Михайловича — «72 метра», «Горюнов» и «Робинзон». С нашим гостем мы обсуждаем роль «Мистралей» в обороноспособности, легко ли быть писателем и работает ли мобильник в подводной лодке.

Александр Михайлович, мы только что закончили читать вашего «Робинзона» и начали «Единый учебник новейшей истории». До чего же разные книги. Первая — сценарий к фильму-катастрофе, вторая — не учебник все же, а иллюстрированное эссе о стране. Расскажите, легко ли вам переключаться с одного жанра на другой, с военно-морского на остро-политическое и обратно?

Переключаться легко, потому что я пишу быстро, а придумываю, как писать и в какой интонации, медленно. Но когда придумал, то все идет быстро. Политические тексты пишутся легко, но я их потом читаю и сам расстраиваюсь, хотя и стараюсь писать весело. Но в виде текста — это одно впечатление, а в виде книги — другое.

Читая «Единый учебник новейшей истории», мы нашли заметку о том, что Холодную войну остановило вовсе не американское дружелюбие. В заметке говорится, что США как раз наоборот собирались забросать СССР бомбами, как делают это и сейчас со многими странами (разве что сыплют не атомными). Еще там написано, что остановили Холодную войну советские атомные подводные лодки, несшие вахту в Тихом океане и способные выпускать по 16 ракет с ядерными боеголовками на расстояние в 15 тысяч километров. Появились такие лодки — и наши противники решили, что с Советским Союзом лучше ладить. Не кажется ли вам, что подобные вопросы надо поднимать чаще и громче, чтоб ни у граждан России, ни у соседей по земному шарику не было особых иллюзий по поводу дружбы хорошо вооруженных народов?

Вопрос о Холодной войне среди специалистов не поднимался никогда. Американцы знают о том, что мы не проиграли войну, и если б они только об этом заикнулись, то наши подняли бы их на смех. Это только политики американские иногда вспоминают о своей победе с превеликим удовольствием, но, ведь политики не все отличаются умом. Словом, специалисты всё понимают, а вот неспециалистам очень трудно что-то доказывать — им образования не хватает. Там, где только можно, я рассказываю об этой войне, но это неинтересно молодежи.

Победа США и союзников в холодной войне с СССР — это такое расхожее утверждение, ничем не подкрепленное, но оно живет и в сознании российских граждан. Поменять его трудно, тут все дело в уме, повторимся.

Что думаете о состоянии современного российского флота?

Состояние флота? Я бы назвал его медленным выздоравливанием. Пока еще хвалиться нечем. Государство разрушается — разрушается флот. Государство строится — флот строится. Мы сейчас только в самом начале строительства государства. До этого у нас государства не было, были только его отдельные части, часто разросшиеся от вольного существования. Флот — это экономика. Показатель уровня экономики. У нас уровень экономики нижайший. По сути, у нас нет экономики, а есть деление бюджета. У нас нарушен главный принцип экономики, «товар-деньги-товар», у нас за товар не платят сразу, а берут товар на реализацию. Это означает, что производить у нас невыгодно. А если нет отечественного производителя, то нет обороны. Комплектующие-то везем из-за рубежа. Есть угрожаемый период, вот как сейчас, и сразу же перекрывают тебе поставки комплектующих. Ну, и как в таких условиях развивать флот и крепить оборону? Правильный ответ: никак.

Как считаете, если бы французы не передали нам обещанный «Мистраль», сильно бы пострадал российский флот? Насколько у страны упала бы обороноспособность?

«Мистраль» — это вообще из другой области, не из области обороноспособности. Круизный лайнер со слабым ПВО. Несет 16 вертолетов и 450 пехотинцев. Ну и зачем он нужен? Он нужен только для атаки на побережье, населенное туземцами с копьями. С ним хорошо воевать против китайских джонок прошлого века. Против современных джонок или даже сомалийских пиратов, вооруженных переносными ракетными комплексами, я бы его не выставил. Куплен «Мистраль» по политическим соображениям, а уж кто там кому хотел этой покупкой сделать приятное — это и так очевидно. То есть, «Мистраль» не имеет ни малейшего отношения к обороноспособности. Да, и сделали его под наши вертолеты — чуть выше он получился. То есть, с остойчивостью у него будут проблемы, а значит, и с мореходностью. Проще говоря, качка на нем будет великая, так что с креплением тех же вертолетов будут дополнительные сложности. Он очень хорош будет в полный штиль.

Мы читали ваши книги уже в зрелом возрасте, после армии, сами знаем, что цирк в армии — это нормально. Но все-таки, вопрос такой: как, по-вашему, количество этого цирка в разных видах войск — одинаково или все же различается?

Войска у нас разные. Флот — это больше того, что мы все называем интеллектом: техника сложная. Подводный флот — это вообще космос, космические технологии. Но армия есть армия — тут ты ни от чего не застрахован и в любой момент может что-то случиться. Всё, что случается — потом все стараются воспринимать это с юмором.

У вас же наверняка в знакомых есть иностранцы. Они понимают ваши рассказы, понимают, над чем смеемся?

Американские подводники нас понимают — юмор примерно одинаков. Смеемся над одним и тем же. Другие выражения — это да, но суть одна и та же — служба.

Мы, к сожалению, не смотрели сериалы «Горюнов» и «Робинзон», снятые по вашим произведениям, зато читали литоснову. Наше мнение такое: читать самому интереснее, потому что воображение дорисовывает детали именно так, как хочется читателю. А вопрос такой: насколько точно режиссеры угадывают ваши мысли, снимая фильмы по вашим произведениям? Может, вас приглашают на съемочную площадку для консультаций?

На съемочную площадку меня не приглашают никогда — это чужое творчество. Режиссер зачастую совершенно не старается угадать мои мысли — он выдает свои. Иногда получаются «киноляпы» — но этого не избежать. Люди стараются, конечно, но лучше бы проконсультировались — меньше бы было недоразумений.

Фрагмент фильма «72 метра»

Вот спрашивают вас друзья: «Александр, а что из своего посоветуешь мне почитать? А посмотреть?» Про почитать понятно — наверняка предлагаете начинать с «Расстрелять», а вот посмотреть что «из своего» рекомендуете?

Советую почитать «Расстрелять» — это основная книга, остальные растут из нее. Посмотреть из своего? Наверное, не рекомендую ничего — пусть человек сам решает, это же все равно не мое, а только «по мотивам».

Если честно, мы очень надеемся, что следующей экранизацией станет «Тропик лейтенанта» — очень динамичная и одновременно романтическая история. И злободневная, про пиратов. Не было еще предложений по ней? Отличная история у вас там получилась.

«Тропик лейтенанта» писался под фильм. Это был заказ Минобороны. Но потом деньги кончились, и фильм не сняли. Планировался приключенческий фильм, что-то вроде современных «Детей капитана Гранта». Получилось, я старался, но современное кино снимают о чем угодно. А это фильм должен был сниматься совместно с Индонезией, то есть, должно было быть какое-то культурное сближение между нашими странами. Это был большой проект, но он так проектом и остался — не думаю, что это кому-то надо.

Будем надеяться, что фильм все-таки получится. Можно попробовать краудфандинг — народное финансирование. Таким образом собрано 20 млн рублей на съемки фильма «28 панфиловцев» (http://28panfilovcev.com). Ваш «сосед по городу», Дмитрий Пучков, поддерживает их информационно.

Раз уж мы про пиратов — как считаете, почему моряки до сих пор страдают от современных пиратов? Сейчас же спутники везде, интернет — кажется, несложно всех выследить и уничтожить.

Современные моряки, особенно торговые, от пиратов страдают. Тут надо охранять каждое судно, сажать на него частных охранников — тогда вопрос с пиратами уйдет в прошлое. Насколько это возможно? Международное морское законодательство надо менять — там не предусмотрена охрана с оружием, не все порты пускают к себе вооруженные команды.

Про подводные лодки снято множество фильмов. Назовете те, что вам нравятся сильнее всего? Das Boot Вольфганга Петерсена? «K-19»? «Охота за "Красным октябрем”» с Шоном Коннери?

Фильм «К–19» неплох. Но есть ляпы, а так — наверное, он получше, чем «Охота», будет. Фильм «Лодка» немецкого режиссера — он самый лучший про подводников, на мой взгляд.

Что за подоплека у истории с подводной лодкой-призраком в Балтийском море?

Этим вопросом я занимался последние три дня. Даже выступал в качестве эксперта на «РБК» и на радио «Свобода» с Кара-Мурзой.

Провокация чистейшей воды. И с самого начала все выглядело, скажем так, странно. Заявили, что это «русская лодка», которая на чистейшем русском языке обратилась за помощью из террвод Швеции, мол, терпим бедствие, авария, спасите наши души, и направила эти свои трагические вопли не куда-нибудь, а в Калининград.

Все это напоминает какой-то сериал — возможно, шведский. Это какая-то мыльная опера, и мне очень жаль шведских военных, к которым я отношусь с уважением и симпатией, что во всем этом цирке они должны были участвовать. Несмотря на то, что каждое их заявление или появление в СМИ каких-то заявлений, якобы поступивших в эти самые СМИ от шведских военных, наносит непоправимый урон их престижу, престижу уважаемой мной Швеции, и бросает тень на профессионализм шведских военных моряков вообще.

Потому что шведские моряки должны знать акустический портрет каждой русской лодки, поскольку на севере Швеции есть разведывательный центр, работающий на ЦРУ, где эти все портреты имеются давно. А то, что имеется такой центр, так об этом французы сняли фильм, который нам демонстрировали в 1983 году.

Шведские военные должны знать, что лодка, терпящая бедствие, не высовывается из-под воды, чтоб только заявить на чистом русском языке о своем недуге, потому что для этого не надо пользоваться русским языком. Существует закрытая, быстродействующая связь, и через поднятую антенну все передается в считанные доли секунды в центр управления. И находится этот центр не в Калининграде — это тоже должны знать шведские военные.

А разведка шведская тоже должна бы знать, что на Балтике у России сейчас только три лодки. Две из них находятся в Кронштадте, на ремонте, который продлится 6-8 месяцев, а одна — на Северном флоте. А мини-подлодки на Балтике (тип «Пиранья») давно порезаны, а аппараты типа «Тритон НН» еще только строятся.

И еще к вопросу о профессионализме: не обнаружить в течении четырех суток в водах Швеции подводной лодки, которая практически потеряла управление из-за аварии при глубине 52 метра — это очень, ну просто очень, высокий профессиональный уровень. И это при наличии современнейшего оснащения — акустическое оборудование, радиобуи, эхолокаторы и т.д.

Если же вопрос состоял только в том, чтоб выбить дополнительный бюджет, или там сыграть по нотам НАТО вслед всяким санкциям, или же возбудить обычного шведского обывателя, то тут надо заметить, что задача решена: возбудились и с бюджетом, надеюсь, все тоже будет в полном порядке. Лодка русская не нашлась, но осадочек остался.

Кстати, о «русскости» искомой лодки. Всю обедню смазал министр обороны Финляндии. Он вдруг, как мне рассказали, заявил, что, мол, ребята, все же было известно с самого начала, что лодка голландская, что она там что-то отрабатывала, потом случилась у них аварийная тревога, она всплыла, потом справилась с ситуацией, потом погрузилась и ушла. И шведы об этом не могут не знать.

И вот после этого начались неуклюжие заявления о том, что ищется «признак подводной активности иностранного государства» (уже не России) и еще что-то там такое, словом, все тренируются. Ну, поискали и будет — все отменили. Вот и вся история, осадок от которой, повторим, остался.

Можно ли справиться с эпидемией Эболы в Африке?

Можно. И дело тут не в отсутствии вакцины, о которой в последнее время все очень много говорят, и даже не в том, что наши российские ученые вакцину-то как раз предложили, но мировое сообщество отказалось, потому что на кону 3 миллиарда долларов, которые предстоит собрать со всего мира в пользу американских вирусологов. Дело в том, что надо не заявления делать в ООН, как, например, президент США или премьер министр Великобритании, а осуществлять карантинные мероприятия, о пользе которых меня когда-то учили.

В чем они состоят? По периметру того места, где имеется очаг заболеваемости, выстраиваются войска (возможно, даже войска ООН) и устраивается карантин, во время которого доступ на территорию запрещается. Нельзя ни войти без контроля, ни выйти.

Основным дезинфицирующим средством признается обычная, дешевая хлорка, которой дезинфицируется все: дороги, объекты, посуда, питьевая вода, обеденные столы, кухни, отхожие места, руки и обувь.

Кстати, о воде. Один военный трубный дивизион способен в считанные часы наладить водоснабжение. Другая часть этого дивизиона срочно зарывает в огромную яму все отхожие места и заливает все это хлоркой и засыпает землей.

Все старые жилища (например, в таком рассаднике Эболы, как Либерия) сносятся, и хоронятся в огромные ямы с хлоркой. На их месте срочно возводятся комфортабельные времянки из пластика, которые в тех условиях более приспособлены для жилья, чем то, в чем сейчас живут там люди.

Местные старейшины и прочие колдуны срочно собираются в одно место, и они незамедлительно объявляют табу для местного населения на поедание мартышек и летучих мышей — главных носителей вируса в природе.

Мировое сообщество, помня об угрозе, срочно ставят в Либерии, и в других местах, птицефабрики, где отращивают кур, как главных конкурентов мартышек.

Населению через колдунов и старейшин также доводят такой замечательный факт, что главный враг — это фекалии. В них вирус Эболы может жить до 50 суток. И при соблюдении элементарной гигиены (отхожие места с хлоркой, вода по трубам от трубного дивизиона и мытье рук хлоркой перед едой) с вирусом можно справиться.

Отдельно же, для христианского населения, можно объявить, что если в питьевую воду (в отсутствие хлорки) добавлять вино (20%) или спирт (5–10%), а также постоянно есть чеснок, то вероятность подхватить вирус уменьшается до доли процента.

Вот такие рекомендации. Дарю их мировому сообществу.

Можете поделиться сокровенным: когда выйдет новая книжка? Или новый фильм?

Новые книги пока выходить не будут, потому что затраченные на производство книги деньги вернуть сложно. У нас кризис в издательском деле, люди перестали покупать книги. Это проблема мировая, а любая мировая проблема для России оборачивается катастрофой. Так что в книгоиздании в нас в России катастрофа, и мы ее переживаем.

Новый фильм появляется через 4 года. Так обычно снимают фильмы по моим книгам. Так что если в прошлом году вышел сериал «Горюнов», то это значит, что очередной фильм выйдет в 2017-м.

Ваши книги продаются и в книжных магазинах, и на множестве сайтов в электронном виде. С кем, по-вашему, автору выгоднее работать? Кто охотнее делится доходами с продаж?

Автору в России не выгодно ни с кем. Ни с «бумажными» издателями, ни с «электронными». Только отдельным авторам удается что-то заработать и этих людей можно перечислить по пальцам одной руки. Доходами с продаж не делится никто. А если и делится, то это суммы незначительные. «Электронщики» дают автору 20% и это считается очень хорошим гонораром. На такие гонорары в России не проживешь.

На какой из интернет-площадок лучше всего продаются ваши книги?

Не могу сказать, на какой площадке мои произведения продаются лучше, потому что у меня только одна площадка, все другие являются пиратским площадками, и доходами они не делятся.

Что же делать нам, читателям? Где покупать, чтоб вам, как автору, доставалось больше читательской благодарности?

На своем сайте (http://rasstrel.ru) я попытаюсь сейчас организовать бесплатное выкладывание новинок, и ребята с сайта мне предложили сделать небольшое добровольное поощрение автора: будет сделан мне кошелек на «Яндекс.Деньги». Люди смогут какие-то деньги мне пересылать, но это, повторим, дело добровольное. На обслуживание уйдет 20% суммы, а 80% достанется мне. Если соберутся какие-то деньги, то пущу их на издание бумажных книг.

Получается, что состояние литературы в стране не очень здоровое?

Состояние литературы в стране? Оно никогда не было каким-то идеальным. В России с литературным интересом сложно. Сложно с читателем — настоящих читателей мало, люди обычно, не очень понимают прочитанное. Сложно и с писателями — много людей пишущих, мало писателей. Писатель — это особое состояние, измененное сознание. Рад отметить, что людей с таким измененным сознанием в России немного, то есть в России много психически здоровых людей. Жить припеваючи ни маринисту, ни фантасту не получается. Но выживать получается.

Очень печально все это слышать от автора, издавшего более 30 книг. Будем надеяться, ситуация выправится, вернем себе титул самого читающего народа. Обратимся к техническим вещам. Расскажите, пожалуйста, о телефоне, которым сейчас пользуетесь.

Я пользуюсь Samsung. Выбор я сделал давно, это было первое, что мне купили, с тех пор не менял. Просто привык.

А самый первый мобильник свой вспомнить сможете?

Первый мобильник не вспоминается, но это какие-то ранние модели того же Samsung.

Невероятная лояльность бренду. Пробовали другие варианты?

Другое не пробовал. Мне телефон нужен, что позвонить, сфотографировать, SMS послать. А приложениями я не пользуюсь — голова другим занята, я думаю. Однажды было предложение от «сотовиков» некоторые мои выражения использовать в качестве голосового звонка. Что-то вроде: «Эй, сколопендра, тебе звонят!», но потом как-то не сложилось.

И все-таки — помогает же мобильный в работе, в творчестве?

В работе помогает, конечно — коммуникации. В творчестве — нет, мешает.

А на службе? Сейчас, например, многие солдаты-срочники таскают с собой повсюду телефоны, публикуют в интернете фотографии с боевых постов. Неужели у нас все настолько рассекретилось, что это не запрещено?

Похоже, что по большей части эти фото — «липа» или незаконное использование телефона. Потому что в частях телефону сдаются командованию в сейфы и достаются оттуда только когда надо позвонить солдату домой — это раз в неделю. Так что все эти «выкладывания в сети» — это все фейк. Тем более, если дело касается боевых операций — все вранье. Не идет никто в бой с мобильником. И на задание с мобильником не ходят. Это же глупость, потому что по мобильнику очень быстро можно отследить место, даже если этот мобильник отключен. А отслеженное место на задании — это всегда смерть.

Вопрос задают далекие от техники граждане: работает ли мобильный телефон внутри подводной лодки?

Внутри лодки мобильники не работают. Сигнал экранируется. Снаружи — да.

Мы помним отличную игру «Шторм: Солдаты неба», где вы написали диалоги для героев. В связи с этим вопрос: в компьютерные игры играете?

«Шторм. Солдаты неба» — это очень удачный проект. Работал я с удовольствием. Потом было еще два проекта, но не такие сочные. В компьютерные игры я не играю — на это уходит много времени. Но написанное собственноручно услышать в игре приятно.

официальный сайт Александра Покровского: rasstrel.ru