НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Обзор Panasonic TX-65AXR900: полупрофессиональный Ultra HD телевизор с THX 4K Display

26 января 2015
Компания Panasonic показывала на IFA 2014 новую флагманскую серию AXR900, которая недавно добралась до России. В прошлый раз мы тестировали телевизор серии AXR800, который является верхней моделью «массового» сегмента 4K, но серия AXR900 позиционируется как премиальный продукт для искушенных зрителей и так называемых «просьюмеров» (полупрофессионалов). Другими словами, сюда входит все то, что обычному зрителю кажется излишеством, либо вовсе незнакомыми словами: локальная динамическая LED-подсветка, ЖК-панель IPS с тончайшей проработкой градаций Studio Master Drive и широким цветовым охватом, глубокие возможности профессиональной калибровки ISFccc. Не будет преувеличением сказать, что Panasonic вложили в серию AXR900 свои самые лучшие наработки на данный момент – конечно, если говорить про технологию ЖК. Потребительская часть тоже не забыта: возможности платформы Life+ Screen включают персонализацию и массу продвинутых функций. Перед нами – самая лучшая и самая дорогая модель Panasonic с тех пор, как плазменные телевизоры были сняты с производства. Сможет ли AXR900 встать в один ряд с теперь уже легендарными сериями VT60 и ZT60?

Основные характеристики

  • Диагональ экрана 65 дюймов
  • ЖК-матрица IPS
  • Нативное разрешение: 3840x2160 точек (Ultra HD)
  • Процессор Quad-Core Pro5
  • Функция 1080p/4K Pure Direct (поддержка несжатого сигнала 1080p/4K с дискретизацией 4:4:4)
  • Широкий цветовой охват Studio Master Color
  • Проработка градаций Studio Master Drive
  • Система интерполяции кадров Intelligent Frame Creation (IFC)
  • Сертификация изображения THX 4K Display
  • Встроенная акустическая система: VR-Audio Master Surround 2.1
  • Мощность динамиков: 4+4+10 Вт (18 Вт)
  • Цифровые тюнеры DVB-T/T2, DVB-S2, DVB-C
  • Двойной тюнер — «картинка в картинке», одновременная запись и просмотр
  • Запись эфирных передач на USB-носители
  • Поддержка DLNA (клиент+сервер)
  • Интерактивная платформа Life+ Screen c персонализацией и сервисом рекомендаций
  • Голосовое управление
  • Дополнительный пульт с тачпадом

На тестировании находилась модель Panasonic TX-65AXR900 диагональю 65 дюймов (164 см). Средняя цена – 380 000 руб.

Дизайн и конструкция

Внешний вид Panasonic AXR900 отталкивается от тех же идей, которые легли в основу дизайна последней линейки. Корпус телевизора – воплощение минимализма: экран обрамляется тонкими рамками, а подставка и вовсе отсутствует. Но это только на первый взгляд. На самом деле, корпус поддерживается сзади массивной «ножкой» подставки, одновременно служащей ему противовесом.

Тем не менее, Panasonic AXR900 выглядит очень «легким» и даже компактным для 65-дюймового телевизора. Хромированная окантовка придает дополнительный лоск - это фирменная черта топовых телевизоров Panasonic вот уже несколько лет. В нижней части телевизора есть мягкая синяя подсветка, подчеркивающая логотип компании. Ее яркость можно настроить в меню, либо полностью выключить.

Так уж вышло, что Panasonic AXR900 не поражает дизайнерскими изысками. Эту роль он оставляет изогнутым телевизорам или другим экспериментам. Целевая аудитория телевизора должна быть рада: «просьюмеры» всегда ценили прагматичный подход и строгий дизайн.

Интерфейсы, управление и функциональность

Panasonic AXR900 богато оснащен интерфейсами с поддержкой 4K/Ultra HD: на борту есть 4xHDMI версии 2.0 и разъем DisplayPort 1.2a. Аналоговые интерфейсы SCART и компонентный Y/Pb/Pr сделаны через выносные переходники. Есть разъемы для общей и спутниковой антенны, а также Ethernet, 3xUSB, 2 слота для карт Common Interface, разъем для наушников и цифровой оптический выход.

Отличительная особенность Panasonic AXR900 – это полноценный контроллер HDMI 2.0 (18 Гбит/с), поддерживающий видеосигнал 2160p с частотой 50-60 Гц и дискретизацией 4:4:4, а также наличие интерфейса DisplayPort. Это позволяет использовать телевизор в качестве 4K-монитора без лишних потерь в сигнале. На данный момент большинство аналогов не может похвастать полноценной работой с 2160p в режиме 4:4:4 и использует упрощенную дискретизацию 4:2:0 при подключении к ПК с частотой 60 Гц.

В комплекте Panasonic AXR900 идет два пульта дистанционного управления. Первый — классический кнопочный, но в солидном металлическом исполнении, как у AXR800. Пользоваться им весьма удобно, клавиши обладают четким и приятным нажатием, однако отзывчивость меню стала ниже. Теперь не всегда удается молниеносно перемещаться по меню, как это было на прошлых моделях.

Второй пульт оснащен сенсорным тачпадом и встроенным микрофоном для голосовых команд. Правда, сенсорный пульт не блещет отзывчивостью управления: как правило, он повторяет собой кнопочный курсор, а в режиме свободного курсора отзывчивость не самая лучшая. В любом случае, каждый сможет выбрать для себя более удобный вариант.

Life+ Screen

Подробное знакомство с персонализированным интерфейсом Life+ Screen мы приводили в обзоре Panasonic AXR800. Принципиальных отличий у модели AXR900 немного: здесь более производительный процессор, за счет чего у телевизора более высокий потенциал для работы с интерактивными сервисами или стримингом.

На данный момент это выражается в немного более быстрой работе системы, хотя это могут быть следствия общей оптимизации с момента прошлого тестирования. Разница в начинке не слишком сказывается на приложениях, если говорить про ассортимент русскоязычных версий телевизора.

Изображение

Как обычно, основное внимание мы уделяем главной функции телевизора — созданию впечатляющего изображения, которое отвечало бы всем стандартам качества. Чтобы объективно оценить изображение, мы используем лучшие тесты и видео-бенчмарки, а также уделяем внимание калибровке телевизоров, что позволяет сравнивать их в честных условиях при оптимальных настройках.

Заводские настройки

Телевизор Panasonic AXR900 предлагает на выбор целую плеяду режимов изображения: «Динамический», «Нормальный», «Кинотеатр», «True Cinema», «Монитор», «THX Cinema», «THX Bright Room», «Пользовательский» и два «Профессиональных» режима с сертификатом ISFccc, предназначенных для профессиональной калибровки. Внушительный список, и ведь в каждом варианте доступно огромное количество дополнительный опций.

Наиболее качественная цветопередача по умолчанию достигается в режиме THX Cinema. Здесь установлена оптимальная яркость для умеренно освещенной комнаты, которая не будет бить по глазам в домашней обстановке.

Средняя гамма – 2,17, что очень близко к эталонному диапазону. Яркость оптимально распределяется в изображении, никаких завалов в тенях или светлых участках.

Средняя цветовая температура – около 6500K, оттенок изображения также близок к эталонному значению.

На Panasonic AXR800 с заводскими настройками мы отмечали синеватый оттенок, который дополнительно рос в тенях. В случае с Panasonic AXR900 все иначе: телевизор прямо «из коробки» предлагает нейтральное и чистое от примесей изображение, включая глубокие тени. Средняя ошибка Delta E на шкале серого – 0,77 единицы. Это не опечатка: почти везде соблюдается строжайший критерий Delta E<1.

Цветовой охват продолжает удивлять. Естественно, тут все заточено под стандарт Rec. 709, на который опираются все видеоматериалы формата HD и раннего Ultra HD. Хорошо, что в Panasonic понимают, насколько важно для телевизора иметь корректную палитру исходных цветов, и не бросаются в лишние эксперименты.

Высокая точность цветопередачи сохраняется на всех интервалах насыщенности. Искажения весьма и весьма низкие.

Оценка с помощью ColorChecker подтверждает точность цветопередачи: средняя Delta E – 1,11.

Глядя на практически эталонные графики Panasonic AXR900, становится ничуть не удивительно, что этот телевизор с легкостью прошел сертификацию изображения THX 4K Display. На данный момент у него самая лучшая цветопередача из всех протестированных 4K-телевизоров – к заводским настройкам не придерешься.

Калибровка

Для самых продвинутых пользователей Panasonic AXR800 предлагает исчерпывающие возможности калибровки ISFccc. С помощью этих настроек цветопередачу телевизора можно легко подогнать под требуемый стандарт.

В качестве отправной точки для настройки мы выбрали яркость 120 кд/м2 и целевую гамму 2,4. Такой показатель выбран неспроста: гамма 2,4 лучше подходит для просмотра фильмов в затемненной комнате. Добиться ровной гаммы с помощью 10-точечной настройки не составило никакого труда.

Следующий шаг — настройка баланса белого. Здесь у Panasonic снова есть подробнейшие настройки: «грубая» 2-точечная регулировка и детальная 10-точечная. С их помощью можно идеально сбалансировать изображение Panasonic AXR900.

Полученный цветовой баланс без всяких скидок можно назвать эталонным. Вся шкала серого отвечает критерию “Delta E<1” с приличным запасом. Предыдущий рекорд точности, установленный Panasonic AXR800, оказался побит! Средняя Delta E на шкале серого у откалиброванного AXR900 – 0,17.

Настройка баланса белого поправила и без того весьма точные цвета. Понадобились лишь небольшие коррекции, чтобы добиться эталонной цветопередачи на всех интервалах.

Средняя ошибка Delta E на 24 шаблонах ColorChecker – 0,63. Погрешности исчезающе малы, все натуральные оттенки передаются максимально достоверно.

Арсенал настроек Panasonic AXR900 для калибровки имеет мало аналогов среди потребительских телевизоров. Что важнее – они работают по-настоящему эффективно, поэтому работать с AXR900 – одно удовольствие. Он отлично калибруется под различные условия: можно добиться качественного изображения и днем, и вечером.

Контрастность

Возможность отображать на экране яркие и темные объекты с широким динамическим диапазоном – очень важное свойство для любого дисплея. Старшие серии телевизоров Panasonic всегда были в числе лидеров по контрастности, но это касалось плазменных телевизоров. С переходом на ЖК-панели задача многократно усложнилась, и, чтобы повторить былой уровень, на AXR900 применяется продвинутая система локальной динамической LED-подсветки.

Вся 65-дюймовая панель телевизора подсвечивается массивом из светодиодов, разбитым на маленькие зоны. Телевизор управляет ими в зависимости от текущего изображения: светлые участки сохраняют высокую яркость, а темные участки «затемняются», увеличивая визуальный контраст. При этом телевизор обрабатывает сигнал таким образом, чтобы сохранять высокую детализацию теней и плавные градации в изображении. Надо сказать, что система действительно работает крайне эффективно: добиться откровенного «клиппинга» нельзя даже в максимальном режиме динамической подсветки. Изображение на Panasonic AXR900 остается гладким и детализированным даже при откровенных провокациях на сложном контенте.

Надо сказать, динамическая подсветка работает весьма деликатно: чтобы заметить ее «вмешательство», надо очень постараться. В большинстве случаев она вообще не отвлекает от просмотра. Телевизор очень хитро сглаживает переходы между зонами подсветки: если на экране есть очень яркий и очень темный участок, подсветка выстраивает между ними градиент, чтобы избежать эффекта гало и других артефактов. Отсюда проявляются и слабости данной системы: если избегать экстремальных перепадов, то довольно сложно скрыть низкую статическую контрастность ЖК-панели IPS. Но Panasonic AXR900 удается выстроить невероятно тонкий баланс – большинство похожих ЖК-телевизоров с локальной динамической подсветкой легко «рушат» эффект, когда на экране оказываются слишком большие переходы яркости.

Переходим к объективным измерениям. При яркости 120 кд/м2 глубина черного цвета на Panasonic AXR900 составила 0,014 кд/м2 (на черной заливке). Если оценивать контрастность On/Off, то получается коэффициент на уровне 8500:1. Динамическая подсветка – на минимальном уровне вмешательства. С максимальным уровнем черная заливка затемняется уже до 0,007 кд/м2. То есть, предельные возможности Panasonic AXR900 вплотную приближаются к плазмам VT60 или ZT60, но в самом «невыгодном» режиме с низкой яркостью панели. И если для Panasonic AXR900 это предел возможностей, то VT/ZT60 способны на большее – если параметр «Яркость панели» установлен в «среднее» значение.

Измерение по методике ANSI на «шахматной доске» размера 4x4 дает уже более приземленные результаты, которые ближе к статической контрастности ЖК-панели IPS. Глубина черного цвета варьируется от 0,105 кд/м2 до 0,085 кд/м2 в зависимости от режима динамической подсветки. Реальная ANSI-контрастность находится на уровне 940:1. То есть, разница между статическим режимом и динамическим – практически на порядок.

Примерно так же могут отличаться впечатления от реального просмотра: в одних сценах Panasonic AXR900 демонстрирует типичную картинку для телевизора на IPS, в то время как в других сценах – почти наступает на пятки плазменным телевизорам. Выходит, что AXR900 еще не дотянул до плазмы и OLED в абсолютном зачете, но это самый впечатляющий ЖК-телевизор за последнее время. Причем, AXR900 обладает высоким запасом яркости и может хорошо смотреться как в темной, так и в солнечной комнате. Локальная динамическая подсветка «коврового» типа – очень дорогое решение, но это единственное, что может кардинально улучшить контрастность ЖК-телевизора, и это наглядно видно на примере Panasonic AXR900.

Тестирование видео

Наше тестирование началось с одной из самых сложных, но и самых востребованных задач для телевизора Ultra HD – апскейлинга. Учитывая, что доступность контента UHD все еще крайне низкая, если не считать демо-роликов и узкого каталога стриминговых сервисов, то телевизору большую часть времени придется банально масштабировать сигналы форматов SD/HD.

Изображение цифрового эфирного сигнала DVB-T2, впрочем, смотрится весьма приемлемо на 65-дюймовом экране Panasonic AXR900. Аппаратная часть телевизора – наиболее изощренная платформа Panasonic, заточенная под Ultra HD. Она без особого труда справляется в деинтерлейсингом и многократным масштабированием, которое необходимо для просмотра эфирного телевидения на телевизоре Ultra HD. Изображение после апскейлинга практически не содержит артефактов, а резкость соответствует источнику. Вообще говоря, непривычно видеть столь качественную эфирную картинку на большом экране, но Panasonic с этим справляется.

Источники HD даются телевизору еще лучше, и здесь уже становится видно, на что он способен. Мягкое изображение демонстрирует прекрасную цветопередачу, но еще больше удивляет проработка градаций. Видеть такую детализацию на ЖК-телевизоре – большая редкость: буквально каждая мелочь и полутон, начиная от глубоких теней, скрупулезно прорисовывается на экране. Более того – если исходник достаточно хорош, вы не увидите никаких намеков на расслоение градиентов и прочие артефакты. Телевизор хорошо подготовлен не только к потребительскому видео, но и полупрофессиональным форматам, включая 10-битное видео с дискретизацией 4:2:2 или 4:4:4. Большинство домашних форматов, включая нынешний Blu-Ray, нагружают его далеко не полностью.

Цветовой охват по нашим измерениям приближается к 95% DCI (производитель заявляет о 98% DCI P3), и это довольно ощутимо превышает нынешний стандарт Rec. 709. На практике нет необходимости в более широкой палитре: ни один потребительский источник изображения просто не содержит этих цветов. С другой стороны, Panasonic использует LED-подсветку с широким цветовым спектром, чтобы обеспечить более красочное изображение в тенях, где у ЖК-телевизоров обычно возникают проблемы. Эта технология под названием Studio Master Drive действительно делает темные сцены визуально «богаче», хотя этот эффект можно и не заметить на первый взгляд – но лишь до тех пор, пока вы не увидите цветной объект на темном фоне.

Углы обзора весьма и весьма широкие, а передача движения радует отсутствием лишних артефактов. По умолчанию телевизор отображает 300 строк в тесте Motion Resolution, но даже на минимальном уровне сглаживания Intelligent Frame Creation становятся разборчивы все 1080 строк. При этом не наблюдается лишнего «эффекта мыльной оперы», так что IFC всегда можно держать на минимальном значении. Равномерность подсветки получилась очень хорошая: это первый ЖК-телевизор за долгое время, к которому практически негде придраться. Весь экран «чистый», на нем нет ни цветных пятен из-за неравномерности цветовой температуры, ни каких-либо «засвеченных» областей и других перепадов. Неудивительно, что панели для дорогой модели проходят более тщательный отбор.

Переходя к видео формата 4K Ultra HD, как ни странно, уже не испытываешь вау-эффекта. Дело в том, что Panasonic AXR900 так хорошо справляется с Full HD, что прибавка в банальной резкости уже не дает каких-то новых впечатлений, ведь нынешнее Ultra HD использует ровно те же 8-битные градации и цвета Rec. 709. Сравнивая одни и те же ролики в формате Full HD и Ultra HD, безусловно, можно отметить более высокую детализацию, но разница уже не столь драматична. Пожалуй, основной выигрыш заключается в том, что плотность пикселей на 65-дюймовом телевизоре Ultra HD в 4 раза выше, и за счет этого его комфортнее смотреть с близкой дистанции.

Подготовка Panasonic AXR900 для Ultra HD достаточно хороша: как уже говорилось, здесь HDMI 2.0 с максимальной пропускной способностью, а телевизор поддерживает кодек HEVC/H.265, который получил широкое распространение в Ultra HD. В принципе, телевизор практически готов и к новому формату Ultra HD Blu-Ray, за исключением поддержки HDR, которая только-только появится в моделях 2015 года. Учитывая то, что контента Ultra HD на данный момент все еще очень мало, AXR900 будут использовать скорее для просмотра Full HD, либо для создания Ultra HD. И его роль в качестве аккуратного монитора для просмотра видео трудно переоценить – неспроста же Panasonic намекает на «студийные» технологии, коими обильно оснащен AXR900.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Телевизор Panasonic AXR900 вполне оправдал ожидания. Осенью на IFA нам обещали превзойти и дополнить модель AXR800 – действительно, все это оказалось по плечу AXR900 за счет более сложного оснащения, а значит, и цены. Компания практически не экономила, и в лице Panasonic AXR900 мы получили один из самых продвинутых ЖК-телевизоров Ultra HD нашего времени. Допустим, его конкуренты не могут похвастать 128-ю индивидуальными зонами динамической подсветки, либо такими широкими возможностями для калибровки.

С другой стороны, нельзя удержаться от одного «неудобного» сравнения для AXR900 – последними плазменными сериями Panasonic VT60 и ZT60. Как показало тестирование, AXR900 в некоторых случаях может к ним приближаться, но о полном преимуществе речи не идет. Вряд ли он сделает себе имя, как лучший телевизор в истории компании. При этом у Panasonic AXR900 есть такие плюсы, как поддержка Ultra HD или высокий запас яркости – возможно, кому-то этого будет достаточно, чтобы отказаться от плазменного телевизора Full HD.

Прицел на профессиональное применение – вовсе не маркетинговая ширма: точность цветопередачи Panasonic AXR900 после калибровки действительно оказалась эталонная. Ее можно сравнить как с плазменными телевизорами, так и с профессиональными дисплеями. И если плазменные серии Panasonic VT60 и ZT60 с диагональю 65 дюймов в свое время стоили вдвое дешевле, то любое профессиональное решение формата Ultra HD сегодня обойдется гораздо дороже, чем Panasonic AXR900. Поэтому телевизор идеально вписывается в эту нишу, пускай и узкую. За проявленный профессионализм Panasonic AXR900 получает нашу награду «Рекомендация».

Плюсы:

  • Отличное качество изображения
  • Эталонная цветопередача
  • Эффективная локальная LED-подсветка
  • Полноценная поддержка 4K@60Hz 4:4:4 (18 Gbps HDMI 2.0)
  • Продвинутые функции Life+ Screen (Smart TV)

Минусы:

  • Очень высокая цена
  • Низкая статическая контрастность матрицы IPS
  • Высокая задержка входного сигнала