Откуда берется спам
Спам делится на два вида: нелегальный и легальный. Как так? С нелегальным спамом все понятно — вам просто приходят совершенно нерелевантные сообщения непонятно от кого; чаще всего это реклама маленьких сомнительных контор вроде такси или натяжных потолков.
Что же такое легальный спам? С юридической точки зрения это и не спам вовсе, а маркетинговые рассылки, на которые вы подписались самостоятельно. Да-да, именно самостоятельно. Первый способ подписки очень простой: это оформление различных дисконтных карт в магазинах. Получая очередную карту, которая все равно потом будет валяться где-то дома, ибо все они не помещаются в кошелек, вы обычно заполняете анкету, в которой, как правило, просят указать номер мобильного телефона. Ну, а в правилах дисконтной программы, которые никто не читает, обязательно имеется пункт вроде: «Клиент соглашается с тем, что на его мобильный номер будет осуществляться рекламно-информационная рассылка». В общем, не давайте свой номер кому попало: все равно никто на него звонить вам не будет, а спама будут горы, причем как отписаться, вам толком никто объяснить не сможет. И претензии предъявить некому: все законно.
Второй способ очень похож, только здесь вам даже никакую дисконтную карту никто не даст. Речь о покупках в интернет-магазинах: при заказе, как правило, требуется указать номер телефона для связи, по которому менеджер перезвонит, чтобы подтвердить все детали и так далее. Конечно же, все указывают номер мобильного телефона. И, вуаля, согласно «Правилам заказа в интернет-магазине», которые вы тоже, конечно же, не читали, магазин имеет право слать вам горы спама о тех или иных скидках и спецпредложениях.
Третий способ — вообще самый подлый. Его жертвами становятся те, кто до сих пор не настроил автоплатеж с банковской карты, а ходит с наличными к терминалу оплаты. Пополнили счет — отлично, подписались на спам. Как такое может быть? Все просто и банально: в «Условиях предоставления услуги», которые вы не читаете (ну, а что там может быть, комиссия — вот она, на экране, зачем эти юридические дебри?), тоже написано, что вы, воспользовавшись терминалом, даете согласие на прием рассылок на введенный номер. Ваш ли это номер, даже не проверяется, так что можно сделать подлянку недоброжелателю, положив ему на счет 10 рублей через любой терминал: пусть потом мучается с отписками.
В длинных договорах есть вполне определенные пункты. Например, вот оферта от сервиса UBANK:
5.7. Пользователь согласен получать от Оператора и партнеров Оператора рекламные рассылки, а также, иную информацию о продуктах и услугах, в том числе, посредством телефонных звонков, e-mail и СМС-рассылок от Оператора и его представителей.
А вот что думают о таких правилах юристы:
Михаил Салкин, руководитель Московского правозащитного центра, говорит: Пункт 5.7 - это согласие на получение фактически любой рекламной рассылки. Включение данного пункта не запрещено действующим законодательством, но и у потребителя должен быть выбор на отказ от такого пункта. Если договор не предусматривает возможности выбора согласиться или отказаться от такого пункта договора - то это нарушает права потребителя, так как получение услуги ставится в зависимость от получения рекламы от третьих лиц, то есть является навязанной услугой. Третьими лицами из данного пункта будут любые лица, которые заключили договор с Оператором на получения рекламных рассылок.
Фактически это означает, что вы дали согласие на получение рекламы от неограниченного круга лиц и ваш телефон могут завалить всяческим рекламным спамом.
Позвони мне, позвони
Набирающий обороты голосовой спам и вовсе ничем не запрещен: с юридической точки зрения это звонок одного абонента другому, а не какая-то несанкционированная массовая рассылка. В самом простом случае номера набираются «просто так», в виде случайного набора цифр. Но это не так эффективно, поэтому «специалисты» предпочитают работать по базам данных. Собираются они очень просто: где-то вы оставили частное объявление (и, ура, они знают не только ваш номер, но и имя), где-то клиентскую базу продал за банку варенья и корзину печенья недобросовестный менеджер (например, в автосалоне, фитнес-клубе, банке, страховой компании и т.п.) — хоть это и незаконно, но кто же его поймает за руку? Вероятность невелика. И, наконец, вы наверняка сами видели в Интернете базы данных сотовых номеров, украденные сотрудниками сотовых компаний. Как правило, базы эти довольно старые, но многие люди не меняют номера годами — если номер оказывается «живой», то вероятность того, что имя владельца правильное, очень велика.
Номера также «воруют» из записных книжек вредоносные программы-трояны, а еще ваши контакты могут по глупости дать ваши друзья, доверившись какой-нибудь акции: например, «мы вам продадим этот фильтр со скидкой в 100 рублей, если вы сообщите нам контакты трех своих знакомых».
Голосовой спам стал распространяться после того, как операторы в целом победили несанкционированные SMS-рассылки. Спасибо депутатам, изменившим закон «О связи»: если раньше оператор был обязан доставлять абоненту все поступающие в его адрес SMS, то теперь массовые рассылки официально разрешили фильтровать. Незадолго до этого «сотовики» сами стали блокировать SMS от отправителей с «левыми» короткими и символьными номерами, явно отправленные через шлюзы, но это не помогло: спам просто начал приходить с обычных федеральных номеров.
Чудесное избавление
«Мы запустили интеллектуальную платформу Cloudmark для блокировки спама, идущего из внешних сетей. Антиспам-платформа Cloudmark была запущена в тестовую эксплуатацию в конце мая 2014 года. Она представляет собой интеллектуальный алгоритм мониторинга спам-рассылок, включающий в себя современные и запатентованные алгоритмы группировки похожих сообщений, адаптирующийся механизм идентификации спама, а также способность к идентификации сложных и распределенных атак. Интеллектуальные алгоритмы анализа трафика позволяют заблокировать порядка 95% спам–сообщений», — прокомментировала пресс-служба «Билайна».
Для тех случаев, если спам все-таки добрался до абонента, у «Билайна» действует горячая линия 007, на которую оператор просит абонентов отправлять примеры спам-сообщений, прорвавшихся через барьер антиспам-платформы. То есть, система является обучаемой, и подобное сообщение другим абонентам уже не придет.
А вот если рассылка «легальная», то есть, вы подписались на нее «сами», то тут «Билайн» ничем помочь не может: «Все наши договора с рекламораспространителями также содержат требование иметь обязательное разрешение клиента на доставку ему рекламных рассылок», — говорят в компании. Трудно защититься и от спам-звонков: «у нас есть услуга «Черный список», в который клиент может внести до 40 номеров, чтоб оградить себя от нежелательных контактов. Это могут быть и мобильные, и городские, и междугородные, и даже международные номера телефонов», — комментирует пресс-служба. Однако эффективность этой меры сомнительна, поскольку звонки каждый раз приходят с совершенно разных номеров, и добавление их в список ничего не даст, кроме дополнительных расходов, ибо услуга платная.
От «легальных» рассылок зато помогает «МегаФон». С мая 2014 года оператор предлагает воспользоваться сервисом «СМС-контроль», с помощью которого очень легко можно оградить себя от нежелательных сообщений. Услуга позволяет самостоятельно отписываться от рекламно-сервисных рассылок с буквенных и символьных номеров, внося отправителей в «черный список». Услуга «СМС-контроль» бесплатна и максимально проста в управлении. Набрав на телефоне команду *903#, клиент получает доступ к последним десяти номерам, с которых приходили сообщения. Любой из этих номеров можно в два клика занести в «черный список». «Важно, что в общем потоке нежелательных для абонентов рассылок встречаются не только рекламные СМС, но и различные мошеннические сообщения, в т.ч. со ссылками на вредоносное ПО, загрузка которого приводила к потере денег и с мобильного, и с банковского счета. Таким образом, наши усилия направлены не только на то, чтобы защитить абонентов от ненужных сообщений, но и оградить от действий злоумышленников», - отмечает Сергей Хренов, директор по предотвращению мошенничества ОАО «МегаФон».
В 2013 году «МегаФон» запустил систему «Анти-спам» с целью предотвращения несанкционированных рассылок и систему автоматизированной обработки жалоб на спам. Благодаря этой системе у абонентов появилась возможность, как и в «Билайне» отправить любое нежелательное сообщение на бесплатный короткий номер (1911) и, тем самым, внести свой вклад в борьбу с мошенниками и спамерами. В МТС также открыт короткий номер 1911 для пересылки жалоб абонентов на спам и мошенничество. Кроме того, пожаловаться на спам можно позвонив в контактный центр по телефону 0890 или отправив жалобу с сайта МТС. В октябре 2014 года со вступлением в силу поправок к закону «О связи» по борьбе с SMS-спамом МТС запустила сервис для отказа от получения рекламно-информационных SMS-сообщений с помощью отправки SMS-команды на номер 4424: как и в «МегаФоне», здесь можно заблокировать даже формально «легальные» рассылки. Правда, возможно запретить получение SMS только с коротких и буквенных номеров. Блокировка SMS с обычных мобильных номеров в рамках данного функционала невозможна. Для них существует платная услуга «Черный список».
С голосовым спамом пока можно бороться только локально, установив на смартфон приложение для блокировки подозрительных вызовов. Например, Mr.Number для Android имеет полезную функцию перевода всех звонков с неизвестных (т.е. тех, которых нет в записной книжке) и скрытых номеров на автоответчик. Как правило, спамеры положат трубку, едва заслышав приветствие, и никакого сообщения в итоге не запишется, а тот, кто звонит именно вам по делу, может сообщить, что ему нужно, и вы перезвоните. Правда, в России нет культуры пользования автоответчиками и приветствия обычно боятся даже вполне безобидные люди — они предпочитают говорить с живым человеком.
В iPhone есть штатный «белый список» в функции «Не беспокоить», однако он очень неудобен для наших задач: добавлять все контакты в список разрешенных — не вариант, да и узнать, что же хотел тот, кто не смог дозвониться, никак нельзя. Что ж, кто-то должен страдать.
В итоге
Как мы выяснили, существует два типа рассылок, легальные и нелегальные, причем доля легальных значительно больше. В случае нелегальных рассылок ваш номер был украден из какой-либо базы данных, либо же попал в рассылки методом случайного числа. В этом случае можно смело жаловаться с ФАС, однако ждать какого-то решения придется долго, проще блокировать номера раз за разом средствами, описанными выше.
С легальными рассылками все сложнее. Вы сами, не читая оферту во всевозможных автоматах типа Qiwi, расплачиваясь в интернет-магазинах, даете согласие на рассылки, причем, как в этой самой оферте может быть указано, не только самой организации, но и множеству ее партнеров, условием тут будет лишь наличие официального договора между ними.
Эффективного метода борьбы со спамом через звонки и SMS пока не придумали ни операторы, ни создатели ОС и приложений. Обзвон вообще никак не регламентируется в правовом поле - есть, конечно, телефонное хулиганство и телефонный терроризм со вполне конкретными статьями, но их притянуть сюда малореально. Так что пока способов немного: это бан техническими средствами или через различные приложения.
Возможно, вас заинтересует: