Международный фотоконкурс Sony World Photography Awards проводится уже в восьмой раз. Несколько лет назад действие разворачивалось на поэтичном, популярном у художников и музыкантов Лазурном Берегу. Каннского гостеприимства, однако, оказалось, недостаточно – конкурс быстро вырос из этого богемного городка. Знаменитый Дворец фестивалей с пресловутой красной дорожкой место, безусловно, эффектное, но дислокация вдали от бурлящей городской жизни сильно ограничивает круг посетителей и вообще возможности экспозиции. Так что пару лет назад SWPA переехал в Лондон. Да так и прижился. Ленивое южное солнце и теплый бриз сменились легендарными туманами и открыточными видами на Темзу, а конкурс настолько нарастил мышечную массу, что в этом году закрепил за собой статус крупнейшего в мире.
Профессионалы, любители, студенты – в общей сложности организаторам пришлось разобрать более 180 тысяч фоторабот из 171 страны. Главную награду – «Золотую диафрагму» (L’Iris d’Or) – получил американец Джон Мур, названный профессиональным фотографом года. Светлана Благодарева, двадцатилетняя студентка из России, завоевала титул «Фотограф года в студенческой категории». Жители Лондона (а также все, кому посчастливилось там быть в это время) при желании могли лично оценить работы финалистов и победителей – на следующий день после торжественной церемонии вручения наград двери Сомерсет-хаус (Somerset House) распахнули для всех желающих. Что же скрывалось внутри за элегантным фасадом особняка?
Противопоставление профессионалов любителям стало еще более выраженным, чем прежде. И дело совсем не в уровне мастерства и технике исполнения работ. С каждым годом в профессиональной категории все больше безысходности, боли, нищеты и смерти. Сейчас к этому добавилось еще и злоупотребление черно-белой фотографией. Никто не спорит, ч/б дает возможность сконцентрироваться на формах и элементах, а цвета отвлекают. Тем не менее, в данном случае идет речь именно о злоупотреблении ради повышения уровня мрачности картины. И тут возникает вопрос, какую на самом деле цель преследует фотожурналистика? Встряхнуть ничем не омраченное сознание обывателя, показав, сколько боли в мире, или проехаться со свистом на горячей теме, использовав эту боль как инструмент? Тут мнения расходятся: с одной стороны привлечение внимания к проблеме, чтобы не замалчивали, чтобы знали, чтобы не оставалось равнодушных – это долг фотожурналиста. С другой стороны – отчетливо веет эксплуатацией негативных образов, чтобы обратить внимание не на проблему, а скорее на себя. Не секрет, что градус цинизма в обществе сейчас и без того довольно высок. Когда часто видишь боль и мрак, рано или поздно где-то внутри срабатывает психологическая заслонка, так что перестаешь реагировать, воспринимать, сочувствовать и сопереживать. Сложный и болезненный это вопрос, в общем. И для автора, и для зрителя.
Нынешнее время щедро на конфликты и трагедии, и удел профессиональных фотографов — освещать происходящее: отправляться в эпицентры новостей, туда, где не смогут побывать любители. Поэтому проблематика работ в профессиональном разделе конкурса, как правило, более сложная. Не стал исключением и этот год — абсолютным победителем SWPA 2015 назван Джон Мур из агентства Getty Images с проектом о лихорадке Эбола в Африке. Мур работал по заданию агентства; агентство же выполняло «социальный заказ» — удовлетворяло потребность аудитории в показе такого рода событий. Если бы общество желало больше позитивных новостей — их и в ленте агентства, и в профессиональных категориях SWPA также было бы больше.Напротив, любители не работают по заказу — общества в целом или какой-то организации в частности. Как правило, любители берут в руки камеру, чтобы запечатлеть красоту окружающей их повседневности — поэтому и радостные, жизнеутверждающие работы в открытой категории SWPA преобладают.
Конкурс не политизирован; его интересуют общечеловеческие темы, а не влияние на ход изменчивой и противоречивой геополитической борьбы. Даже в оценке непростого российско-украинского вопроса в 2015 году был выбран сознательный нейтралитет, что отметила куратор выставки Зелда Читл: в экспозицию в Somerset House в соразмерном объеме включили работы по этой теме и украинского фотографа, и российского. Тем самым, в конкурсе SWPA выигрывает тот, кто действительно выигрывает, — исходя из смыслового, визуального качества работ, а не политики государства, к которому принадлежит фотограф.
«Эбола захлестывает столицу Либерии» (Ebola Crisis Overwhelms Liberian Capital – c этой серией Джон Мур был признан фотографом года. Старший штатный фотограф и специальный корреспондент американского фотоагентства Getty Images, он получил всемирное признание, одним из первых показав в своих работах масштаб эпидемии в Монровии, столице Либерии, ставшей эпицентром смертельной лихорадки Эбола.
Победитель в архитектурной номинации Космин Бамбут (Cosmin Bumbut) составил свою серию из снимков тюремных комнат для свиданий. После вступления Румынии в Евросоюз в 2007 тюремная система перенесла серьезную реконструкцию, по итогам которой заключенным стали доступны, так называемые, частные визиты. Заключенные, у которых на свободе остались супруги или возлюбленные, получили право на свидание раз в 3 месяца на пару часов. Автор начал снимать эти места тюремных свиданий в 2008 году и к настоящему моменту успел побывать во всех 35 тюрьмах с румынскими заключенными.
Лучшими работами в жанре рекламной фотографии судьи признали снимки, сделанные для социального проекта Uniendo Caminos. Себастьян Гил Миранда (Sebastian Gil Miranda) показывает нам детей, играющих в мяч в часовне, за пределами которой по ночам слышатся выстрелы. Место действия – один из самых опасных районов Аргентины. Бэкграунд – противоборство двух наркобанд и десятки смертей в месяц. Суть проекта – собрать детей 6-11 лет, чьи родственники так или иначе связаны с незаконными оборотом наркотиков, и дать им возможность удержаться в стороне от такого мрачного преступного будущего.
Рауль Талукдер (Rahul Talukder) из Бангладеша – победитель в категории концептуальной фотографии – рассказывает своей серией о трагедии, унесшей более тысячи человеческих жизней и более двух тысяч покалечившей. 24 апреля 2013 года обрушилось 8 этажное здание, и автор стал тому свидетелем. Плакаты с изображениями людей, которые мы видим на снимках – последний крик о помощи пропавших под завалами. Катастрофа стала крупнейшим по количеству жертв обрушением здания в современной истории (за исключением обрушения Всемирного торгового центра в результате терактов 11 сентября 2001 года). Истрепанные и обожженные солнцем плакаты с портретами тех, кто считается погибшим без вести — они смотрят и будто шепчут: «Я был кем-то. Не забывай меня».
Документальная серия портретов авторства швейцарского фотографа Скотта Типалдоса (Scott Typaldos) в номинации «Актуальные события» показывает нам, насколько уязвимой может быть душа. На его снимках мы видим душевнобольных людей, проходящих курс лечения в психиатрических клиниках. Называется серия, кстати, очень необычно - «Бабочки». Так автор проводит затейливую параллель с древнегреческой символикой: бабочки отождествлялись с бессмертием души, а богиня Психея (имя которой значит «душа») представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
Даже безобидная, казалось бы, категория «Натюрморт» в этот раз с привкусом войны. Канадец Дональд Вебер (Donald Weber) победил с серией, посвященной «коктейлям Молотова», которые хорошо знакомы по печально известным событиям в Киеве. Тысячи бутылок с зажигательной смесью стали одним из главных образов Евромайдана.
Свой взгляд на ситуацию в Украине продемонстрировал, разумеется, не один автор. Так, например, россиянин Валерий Мельников занял второе место в профессиональной категории «Спорные вопросы современности» с серией под названием «Черные дни Украины». Фотограф-репортер из Москвы, он 10 лет успешно проработал в международном информационном агентстве «Россия сегодня» (бывшее «РИА Новости») и газете «Коммерсант». Серия освещает текущий конфликт и сконцентрирована на Луганске, городе стратегического значения, в котором летом 2014 года пролилось немало крови. Местные жители в течение трех месяцев находились в осаде без воды и электричества, под непрекращающейся бомбежкой. На его снимках от пожара, возникшего в результате авиационного удара вооруженных сил по станице Луганская, бегут люди, а в автобусе укрывается семья беженцев с маленьким ребенком.
Все внимание приковано к профессионалам. Здесь вручаются крупные призы, здесь выбирается фотограф года. Но каждый шаг по выставке дается тяжело. Общее гнетущее впечатление от работ вытесняет из головы весь позитив солнечного дня.Безусловно, именно здесь соревнуются фотографы-репортажники, которые в течение года освещали самые резонансные события. Джон Мур, фотограф года, представил серию про эпидемию Эболы; наш соотечественник Валерий Мельников, занявший второе место в категории «Спорные вопросы современности», показал серию фотографий с Донбасса. Показал тяжело, ярко, объективно.Но поражает другое: даже в самых безобидных номинация, таких как «Люди», среди номинантов и победителей преобладают фото, идеально подходящие скорее для передовицы региональной желтой газеты, нежели для мирового фотоконкурса. Да, они броские, цепляющие, не оставляющие равнодушным. Чаще черные, чем черно-белые.Вот только смысл большинства фотографий и серий с трудом улавливается без прочтения описания. Этакая идеальная стоковая фотография: к ней можно притянуть любой контекст. Порой складывается ощущение, что современные фотографы взяли за основу девиз старухи Шапокляк: хорошими делами прославиться нельзя. Глубокая и разносторонняя проработка темы, цельная история за серией кадров, личность в каждом портрете — это все осталось в каком-то далеком прошлом. Когда выходишь из зала с профессиональными работами, не оставляет ощущение, что под соусом из сильных (отдадим должное фотографам — визуальный ряд действительно мощный!) негативных образов тебе подали отдельно живущие описания к фотографиям.Я хочу снять шляпу перед жюри Премии. В этом году они смогли очень четко провести линию раздела между любительской и профессиональной фотографией, оставив именно любителям фотоискусство и свободу творчества, а профессионалов показав рабами контекста, вынужденными выискивать все более мрачные и все более цепляющие образы, чтобы заставить зрителя прочитать описание к фото. Я очень рад, что могу позволить себе быть фотолюбителем...
Работы фотографов-любителей, конечно, сильно контрастируют с остро болезненными фотосериями профессионалов. Переходя из одной части выставки к другой – будто выходишь из тени грозовой тучи на свет и видишь жизнь, яркие краски и любовь. Это почувствовали, пожалуй, все коллеги-журналисты, которым вместе со мной посчастливилось оценить экспозицию. Этим, так называемым, фотографам-непрофессионалам не первый год чудесным образом удается вылавливать из не самого чистого (часто даже откровенно грязного) потока событий что-то радостное, жизнеутверждающее и настоящее. Приятно ли за этим наблюдать? О да! Хочется надеяться, что тенденция сохранится, и любители по-прежнему будут держаться поодаль от эксплуатации мрачных хлестких образов, оставляя за собой право заниматься чистым искусством вне политики и социальных драм, то есть уходить в ту самую башню из слоновой кости, о которой писал Флобер. В журналисткой среде любят повторять: «Хорошая новость – это плохая новость». Так вот, пусть это не будет приговором.