Теперь у меня всегда есть как минимум трое наушников: летние внутриканальные «затычки», осенне-весенние накладные диджейские и зимние полноразмерные. Звук в них очень сильно различается, конечно же, ведь на него влияют особенности конструкции, и поэтому в каждое время года, как бы романтично это ни звучало, музыка для меня играет по-разному.
Сейчас зима, минусовые температуры, нагрянувшие лютые морозы — значит, настало время полноразмерных наушников, и в этот раз ими стали Audio-Technica ATH-MSR7.
У наушников отличная пассивная звукоизоляция, закрытый дизайн и достаточно большой объем чашек, а также немаленькие динамики, и все это вносит в звучание определенный вклад — зима у меня в итоге басовитая, четкая и практически лишенная призвуков извне. С такими тяжелыми, туговатыми наушниками не страшно прогуляться в метель по городу — MSR7 точно не слетят с головы от малейшего порыва ветра, да и уши не замерзнут.
Компанию наушникам в морозной прогулке составит HiFiMan MegaMini. Он способен обрабатывать музыку в качестве 24 бит/192 кГц — выше, чем стандартное «сидишное» 16 бит/44,1 кГц, а такие наушники, как Audio-Technica MSR7, готовы воспроизвести все нюансы подобных композиций.
Пережить концерты заново
Плюс жизни в крупном городе для человека, любящего музыку, — в возможности попасть на самые разные концерты, на некоторые даже случайно. Со мной это случалось регулярно, и поэтому я решила совместить приятное с полезным — протестировать связку MSR7 и MegaMini и прогуляться по значимым для меня музыкальным местам Москвы, а точнее конкретного района — Тверской, и послушать, как же этот комплект отыграет те песни, которые я слышала вживую.
Вот, к примеру, почивший ныне клуб «Б2» на Большой Садовой — он был культовым, в нем выступали и крупные серьезные артисты, и местные группы. Это был один из моих любимых концертных клубов, причем не только из-за того, что там выступали нравящиеся мне группы, но и из-за расположения.
Садовое тогда хоть и не блистало специальной иллюминацией, но жители окрестных домов ложились спать поздно и долго не гасили свет в окнах, освещая путь тем, кто в ночи возвращался с концертов. А потом и вовсе город начал достраивать бизнес-центр «Оружейный», и возле него ночами бледно подсвечивались строительные краны.
В «Б2» я успела сходить концертов на десять, наверное, если не больше, разок даже абсолютно случайно оказалась на разухабистом кубинском джазе, который в большей степени напоминал регги. Но сильнее всех мне запомнились концерты 65daysofstatic и nobody.one.
Первые — шеффилдские мат-рокеры, вторые — коллектив под управлением авангардного гитариста Сергея Табачникова. Обе группы играют инструментальную музыку, и, если честно, до этого я не знала, что и на инструментальных концертах можно улюлюкать до потери голоса.
Инструментальная музыка воспринимается человеком сложнее. Нет голоса, на котором можно сфокусировать свое внимание, нет текста. Вся композиция воспринимается одновременно и как единое целое, и по кусочкам — без голоса легче прочувствовать ритмический рисунок, понять, когда в игру вступает очередной инструмент, оценить изменение темпа и заметить какие-то детали.
Тандем из MSR7 и MegaMini с задачей показать все эти моменты справился. Он смог передать всю «эпичность» клавишных, скорость и напористость мелодии в «Aren’t We All Running?» 65daysofstatic, агрессивное отчаяние в «Drove Through Ghosts To Get There» и достаточно объемно выстраивал звуковую сцену.
Перед эмоциями в альбоме nobody.one «DOES» плеер и наушники тоже не спасовали: «Deadman» звучал игриво и ритмично, за четко отбитым басом не тянулось какого-то послезвучия, а гитарные переливы в «Shuffled God» звучали исключительно звонко и мелодично.
Но не инструменталом единым живем. В здании гостиницы «Пекин», которое находится практически напротив бывшего «Б2», пару раз проходили встречи любителей южнокорейского энтертейнмента, в том числе и музыки. Меня туда как-то раз занесло, и к моему удивлению команды исполняли не только кей-поп, но и песни Pharrell.
В основном кей-поп — это многоголосые бойз- и герлзбэнды с евродэнсовыми аранжировками, которые вбирают в себя каждый хоть немного популярный мотив, хук или бит. Есть исключения — те, кто ориентируется именно на американский рынок и даже на хип-хоп, к примеру, Big Bang.
Пять мужских голосов, все разные, аранжировки профессиональные, не напичканные чем попало, а сбалансированные, и отыгрывались их композиции комплектом из MSR7 и MegaMini так, как надо — задорно, звонко, ярко и даже хулиганисто.
Иногда, правда, казалось, что MegaMini делал звук чуть более плоским, чем того хотелось бы, немного скрадывая ту самую яркость, но это очень на любителя, кроме того, правильно подобранные наушники всегда могут сбалансировать звучание. В целом звучание плеера я могу охарактеризовать как ровное.
Пост-рок, русский рок и совсем не рок
В глубине Тверской, в Столешниковом переулке, в арке среди бутиков Prada и Jaeger-LeCoultre спрятался «Gogol», один из старейших концертных клубов Москвы. Он растет и развивается спустя многие годы, меняет оформление, меняет специфику, но лайнап в клубе всегда интересный.
Я там оказалась на пост-рок фестивале Atmosphere, на который пришла просто из любви к жанру и откуда ушла, влюбленная в Aesthesys. Эти московские ребята умудрились сделать так, что музыка, соответствующая законам и канонам пост-рока, звучала вовсе не уныло, но мелодично и даже воодушевляюще.
Ощущения, испытанные мной тогда на концерте, вполне неплохо передали MSR7. В студийной записи намного выше детальность, конечно, чем в живом выступлении, и хорошая пассивная шумоизоляция позволяет не отвлекаться на внешний мир, а также бережет тепло.
В их исполнении пост-рок — это не просто обработанные «дилеем» три аккорда, максимально уныло растянутые во времени, но сюжетные, многогранные мелодии, с чередованием инструментов (скрипка!) и плавными переходами между частями.
Пару лет назад на самой Тверской открылся бар «Мумий Тролль», который привлек к себе внимание всех, очарованных обаянием Ильи Лагутенко. Это бар с живой музыкой, первая ассоциация с которым — «Наше радио», «Чартова дюжина» и вся классика русского рока. И уж тут ждет вокальное раздолье.
Помимо хриплого Шевчука вспоминаются и гулкий Ягода, и четкий Кинчев, и эмоциональный Кортнев, и инопланетно-шаманский Шклярский, и нагловато-лиричный сам Лагутенко. Сложной и многослойной эту музыку не принято считать, но я, например, только сейчас расслышала бэк-вокал в песне «Серебра!» группы «Пикник», как раз в MSR7.
Так что песни, которые в детстве-юношестве мы привыкли слушать в паре с хрипами радиочастот, с качественными наушниками действительно могут раскрыться заново и оказаться не такими простыми, какими слыли ранее. Начало «Родины» Шевчука с такой отличной пассивной шумоизоляцией звучит, например, намного суровее.
Чуть глубже по той же стороне Тверской находится вейп-бар «Сады Бабилона». Заведение тесное, маленькое, днем там кормят и обслуживают любителей «попарить», а вечером же на некоторых концертах там просто не протолкнуться. Например, на выступлениях брасс-бэнда 1⁄2 Orchestra или этно-джазового коллектива Safety Magic.
Первые берут четкой перкуссией и дичайшей энергетикой, вторые — шаманством и эзотерикой. Я в жизни не думала, что на концертах инструментальной духовой музыки можно прыгать так же активно, как на тех же Infected Mushroom, но 1⁄2 Orchestra в свои треки явно подмешивают что-то эдакое. Их композиции звучат современно, своевременно и очень эмоционально.
У Safety Magic за счет этнических инструментов музыка кажется волшебной и мистической, а концерт превращается в коллективный обряд, в котором участвуют все присутствующие.
Гулкая, шаманская атмосфера с таинственными призвуками отлично передается огромными MSR7 за счет хорошей проработки баса, а редкие мантроподобные завывания идеально вписываются в канву мелодии и проникают прямиком в душу.
Дикий, беспощадный звон медных духовых у 1⁄2 Orchestra и саксофон, пропущенный через эффект «дисторшен», буквально сметают волной звука. Чуть более спокойные мелодии, вроде «Island» с альбома «MODE» или «Depresstango» с «Pinball», дают передышку, но сменяют атмосферу драйва на нечто гнетущее. И комплекту из MSR7 и MegaMini отлично удалось эти ощущения передать.
Концерты или наушники?
Музыкальная жизнь Москвы не ограничивается районом Тверской. Не стоит забывать о Yotaspace, в который почти каждый год приезжают упомянутые выше Infected Mushroom, о «16 тоннах», в которых я впервые вживую услышала «Крематорий», об «Открытии», приютившем «Максидром», об «Олимпийском», в котором я увидела «The Wall Show» шесть лет назад, о различных арт-пространствах и десятках других клубов, разбросанных по столице и дарящих посетителям незабываемые эмоции.
Музыка на концертах далека от идеального студийного исполнения. На концерты ходят не за хайрезами, на концерты ходят за впечатлениями, и впечатления эти дарит буквально все.
Джаз-хоповые BadBadNotGood, которых я впервые в жизни встретила на крыше Artplay в рамках джазового фестиваля, запомнились мне не самой музыкой, но ощущением, которое мне подарило их выступление на фоне летнего закатного солнца. В наушниках они звучат совсем иначе — в них больше джаза, чем хопа, в то время как на концерте весы склоняются в другую сторону.
Для такой морозной прогулки по музыкальным местам Москвы, которую я устроила, комплект из Audio-Technica ATH-MSR7 и HiFiMan MegaMini отлично подходит. Оба девайса изобилуют металлом (у наушников металлические оголовье и отделка чашек, у плеера же весь корпус — из цельного куска алюминия с металлическими кнопками и несенсорным экраном). Кому-то оголовье может показаться туговатым, но это — цена за блестящую пассивную шумоизоляцию. Обилие металла в отделке и в конструкции придает наушникам не только веса, но и прочности. И за счет этого в них тепло и уютно, что в такую погоду тоже важно.
Сам плеер не вкладывает в мелодию ничего от себя, он просто воспроизводит сигнал, никоим образом его не окрашивая, лежит в кармане и не требует внимания. Наушники же эмоциональнее: у них хлесткий, четкий, тугой бас и неожиданная любовь к звонким электронным переливам.
То есть стоунер или дум, очаровывающие низкочастотным гулом, на них звучат не так привлекательно, как в наушниках с более мягким подходом к басам. Под конец вечера я добралась до Missy Elliot, ее культового «Respect M.E.», и MSR7 в связке с MegaMini отыграли альбом идеально — в нужных местах напористо, в «One Minute Man» еще и лирично, но в любом моменте передавали сущность самой Missy.
Алина Кротова. Фото: Элина Кошкина
Опубликовано при поддержке HiFiMan и Audio-Technica