Все ради эмоций
Скорее это похоже на интересную игру: как вынести из магазина как можно более сложный для кражи товар так, чтобы тебя при этом не заметили, обойдя все элементы защиты: камеры, рамки и наблюдающих за ситуацией охранников. Любая ошибка чревата настоящей уголовной статьей, а победа гарантирует настоящий выброс адреналина, даже если товар тебе на самом деле не нужен.
Ощущения похожи на те, что испытывают любители экстрима, все-таки съехавшие с крутого склона, забравшиеся на самый верх той самой мачты или проплывшие тот самый подземный коллектор до конца — но без риска для жизни.
Согласно данным опроса, проведенного в 2016 году телеканалом НТВ:
- 69% россиян ни разу не воровали ничего из магазинов
- 17% хоть раз выносили что-то случайно
- 14% крали ради развлечения
То есть каждый седьмой из нас в душе шоплифтер, а ежегодные потери магазинов в России от краж составляют около 50 миллиардов рублей.
Своя иерархия
Главная задача — остаться непойманным, ведь, как говорится, «не пойман — не вор», при этом обязательный элемент программы — похвастаться достижениями в интернете среди единомышленников.
Самый примитивный способ — стащить в супермаркете шоколадку и затем выложить ее фото. К такому начинающему «молодняку» относятся с презрением. Опытный гуру выносит 40-дюймовый телевизор, транслируя видео в прямом эфире: снимает при этом или сам, или берет для этих целей напарника.
Чем дороже товар и чем «железобетоннее» доказательства того, что ты его именно украл — тем выше твой ранг в стае шоплифтеров. Отдельная дисциплина — троллинг охранников.
Обучающие курсы
Просто так пойти и украсть что-то в магазине у неподготовленного человека не получится: как раз против «случайных» краж и направлены основные схемы защиты в виде бирок, рамок, видеонаблюдения и т.п.
Однако шоплифтеры с удовольствием делятся своим опытом на специализированных сайтах. В обычном интернете их периодически блокируют, но в так называемом «даркнете» через Tor доступно все — от мануалов по поиску «слепых зон» систем видеонаблюдения до изготовления приспособлений для обхода рамок.
Да и просто в том же YouTube ролики с инструкциями успевают набрать миллионы просмотров, прежде чем их заблокируют по требованию правоохранительных органов.
Что делать с товаром
В первую очередь шоплифтер, конечно, хвастается украденным в сообществе. Потом товар часто выбрасывается (чтобы не служить уликой). Однако многие пользуются украденным сами или продают через сайты бесплатных объявлений.
Более того, на форумах шоплифтеров периодически появляются заказы на определенный товар, который кто-то хочет купить со скидкой. Согласитесь, кофточку розового цвета 46-го размера из H&M на «Авито» продавать можно целую вечность, а тут деньги сразу, пусть всего и 20% стоимости, это ведь не главное.
Клептомания или убеждения?
Основной аргумент шоплифтера заключается в том, что «у этих буржуев и так всего много, от них не убудет». Некоторые, впрочем, заходят дальше: кто-то «мстит» за то, что когда-то ему продали некачественный товар или просто за «низкое качество и высокие цены», а кто-то мнит себя Робином Гудом и заявляет о социальной миссии, раздавая украденное нуждающимся.
Кто-то просто болен клептоманией. Это психическое заболевание официально описывается как «повторяющаяся неспособность преодолеть тягу совершить кражу предмета, не являющегося для крадущего необходимым и не имеющего для него значимой материальной ценности».
Что проще всего украсть
Воруют в первую очередь небольшой по габаритам товар, который легко спрятать и унести, который выложен в свободном доступе и при этом не имеет никакой механической защиты. Идеальный пример в продовольственном магазине — жвачка, а в мире техники — компакт-диск. Но при этом товар должен иметь ценность, поэтому это будет дорогой компакт-диск с лицензионной игрой для PlayStation.
Чуть сложнее украсть смартфон: он обычно или имеет механическую защиту, или стоит на закрытой витрине, но зато и «профит» куда значительнее. Но опытные воры совершенно «без палева» выносят целые телевизоры.
Что за это будет
Шоплифтинг согласно закону является обычной кражей, и никого особенно не волнует, ради развлечения вы что-то вынесли или с целью наживы. Если стоимость добычи не превышает 1000 рублей, можно сесть на 15 суток. Если превышает, то это уже уголовная ответственность: штраф до 80 тысяч рублей или тюремный срок до двух лет.
Вряд ли посадят в тюрьму за украденную бутылку коньяка, а вот какой-нибудь iPhone уже «потянет» на год условно. Условно — значит, что в настоящую тюрьму не посадят, но судьбу вы себе попортите основательно, потому что даже погашенная судимость все равно остается клеймом на всю жизнь и потом приличную работу будет не найти, кредит не взять, визу не получить и т.п.
Магазины же, в свою очередь, убытки от краж в размере 1-3% оборота наравне с другими рисками изначально закладывают в цену товара, так что «проклятые буржуи» на самом деле не страдают. (По данным Global Retail Theft Barometer, в среднем в мире потери торговых сетей от воровства составляют 1,29% от оборота, Россия на седьмом месте с 1,35% после Мексики, Китая, США, Финляндии и Испании.)
Просто за шоплифтеров платят честные покупатели — и не забывайте еще затраты на системы охраны, которые тоже оплачиваем мы. А в магазинах техники еще и продавцы: как правило, именно на них «вешают» обнаруженную недостачу, потому что, по статистике, они сами совершают от 10 до 50% всех краж.
Нас обманывают при покупке смартфонов и авиабилетов, навязывают проблемную и залежавшуюся технику. О том, как распознать мошенников и нечестных продавцов, читайте в нашей серии материалов.